На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Анастасиевская часовня

Уточненная датировка архитектуры
1911 г.

Адреса уточненные
Псков г./Ольгинская наб, 5-б, у моста Советской Армии (Ольгинского) на левом берегу реки Великой

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Музей

Документы о принятии под охрану
Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624

Архитектурные стили
эклектика
Псковская архитектура

Историческая справка

Часовня построена на всходе к Ольгинскому мосту в 1911 г. по проекту знаменитого русского архитектора А.В.Щусева. До нее, примерно, в этом же месте, стояла древняя Анастасьевская часовня. В связи со строительством Ольгинского моста она была снесена, а новая построена на высоком Фундаменте, засыпанным земляным холмом. Вход в часовню был с севера непосредственно с моста. Интерьер часовни был расписан клеевыми красителями по эскизам художника Н.К Рериха /вероятно, самим художником/, Заказчиком часовни являлось управление внутренних водных путей к шоссейных дорог. Как свидетельствует мемориальная доска на часовне, строительство часовни велось под наблюдением начальника работ по постройке моста инженера Блавина Л.П. и помощника его Леонтьева З.Д. и Тихомирова В.П. В строительстве часовни принимали участие: строительно-хозяйственный комитет под председательством инженера Орловского В.К. и управление Псковской контрольной палаты. После революции 1917 года часовня была закрыта и утеряла главу и барабан. Она использовалась для хозяйственных целей, а ее настенная живопись была забелена. В связи с реконструкцией моста Советской Армии /бывшего Ольгинского/ часовня в 1970 году была снята с высокого фундамента и установлена на берегу реки Великой возле берегового устоя моста.


Основные архитектурные особенности

Маленькая часовня, размером 3,7х3,7 м, построена в подражание древним формам псковской архитектуры. Однако время постройки /1911г./ наложило печать эклектичности на художественные формы этой постройки. Материал стен: псковская лещадная известковая плита в сочетании с кирпичом. Стены оштукатурены и побелены. Квадратная в плане, часовня не имеет апсиды и покрыта сомкнутым сводом. Входная дверь и два оконных проема с решетками, угловые пары пилястр, да мемориальная доска - вот и все архитектурные формы памятника. Завершается часовня небольшим барабаном с главкой. На барабане традиционный орнамент из треугольничков. Барабан, глава, цоколь, входная дверь - вновь реконструируемые части появились в 1971 году. В связи с переносом часовни была изменена ее ориентация - она поставлена алтарем на восток, как и положено христианским храмам. Текст мемориальной доски: "В лето от сотворения мира 7419 и от рождества Христова 1911, в царствование благочестивейшего государя императора Николая Александровича сооружена бысть сия святая часовня во имя святой великомученицы Анастасии на средства управления внутренних дел водных путей и шоссейных дорог. Под наблюдением начальника работ по постройке моста через реку Великую инженера А.П.Блавина, помощников его В.Д. Леонтьева и В.П.Тихомирова, при участии строительно-хозяйственного комитета под председательством инженера В.К.Орловского и членов онаго. Управляющего псковской контрольной палатой И.Г.Арсентьева, М.П.Михайлова, С.И.Зубьянинова, Л.Б.Крейтера, А.К. Альбова, Г.Д.Герца и П.Д.Батова под фактическим контролем Я.П.Оглоблина. По проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева". Настенная живопись. В 1913 году Н.К.Рерихом было создано четыре эскиза росписи часовни во Пскове /Эскиз плафона хранится в Гос. Русском музее, инв. № 1972, картон, темпера 47х47,5. У часовни расписаны 3 стены; западная северная и южная, свод. Сюжеты росписи: спас на убрусе, 4 архангела, Богоматерь и Никола в крепостных стенах.


Предметы особой охраны
Фрески по эскизам Рериха Н.К.

Группы документов
1900 - 1925

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
Косметический ремонт и вычинка пьедистала выполнена в 2000 году

Реставрационные работы
обследование, проект реставрации, восстановительные работы


Собственники/Пользователи
Собственность субъекта Российской Федерации



Персоны
Рерих Николай Константинович
разработал эскизы фресок в 1911-1911 г. Фрески, возможно, расписаны самим художником

Щусев Алексей Викторович
автор проекта, выполнен в 1911 г.


Библиография
Государственный Русский музей, эскиз плафона ( темпера, картон 47х47.5 инв. № 543Ж 1972г.)
Эрнст С., Н.К.Рерих М., 1913, с.124