На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Церковь Георгия Великомученика и колокольня (звоница)

Уточненная датировка архитектуры
XVI в.

Адреса уточненные
Печорский район/Сенно д, погост Сенно

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятники архитектуры

Современное использование
Действующая церковь

Документы о принятии под охрану
Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Архитектурные стили
Псковская архитектура
барокко

Историческая справка

Построена в XVI в. Датируется по архитектурным формам и основным конструкциям. Сведений о церкви Георгия мало. В псковской писцовой книге 1585-87 гг. лишь упоминания об этой церкви. Краткое описание в офицерских описях 1764 г.: -"... означенная церковь каменна, состоит при псковской провинции в Изборском уезде в Сенской губе в расстоянии от города Пскова в 27 верстах... В ней 1 престол около той церкви ограда деревянная ветхая... При оной церкви колокольня каменная". По "Книге о сборе с крестьян в государевы житницы хлеба 206г", за 1698г.- церковь владела 10 крестьянскими и бобыльскими дворами..." Каменная твердая",- значится по клировым ведомостям за 1798г." За 1892г. "...колокола 2 больших, литья псковского мастера Прокофья Григорьева сына 7056г., три "позвонка" на одном из них надпись "Богданов". В начале XX в. пристроен южный придел Феодосия Черниговского и расширен западный притвор. В это же время аналогичный придел и притвор были построены в Малах к церкви Рождества Христова.


Основные архитектурные особенности

Церковь Георгия расположена в деревне Сенно, на пригорке, вблизи дороги на Новый Изборск. Вокруг церкви кладбище, обнесенное каменной оградой. Это - одноглавый, трехапсидный, четырехстолпный храм. К основному кубическому объему четверика с четырехскатной кровлей, увенчанному световым барабаном с главой луковичной формы и крестом, с востока примыкают пониженные полуцилиндры апсид, с севера - низкая пристройка, с юга и запада - придельная церковь и притвор нач.XXв., заслонившие древние фасады четверика. Скромный декор фасадов четверика характерен для церквей Пскова XVIв.: стены имеют трехчастное членение лопатками, которые вверху соединяются между собой двухлопастными ползучими арочками, а в центральных частях -полуциркульными. Барабан декорирован традиционным орнаментом, состоящим из двух рядов поребрика и бегунца между ними. Венчает пояс ряд, состоящий из уступчатых полукруглых ниш и аркатурного пояска. Четыре щелевидных проема расположены по странам света, над ними бровки /фронтончатые сандрики/. На главе, покрытой железом, звезды, покрашенные охрой. На апсидах декор утрачен, на малых - боковых апсидах, сохранилось по одному древнему щелевому оконному проему. Интерьер: церковь четырехстолпная, западные столбы круглые в плане, восточные - скруглены с восточной стороны. Световой барабан покоится на повышенных подпружных арках" Концы креста перекрыты коробовыми сводами. Апсида перекрыта конхой. На западной стене устроены деревянные хоры с палаткой, в которой сохранился древний щелевой оконный проем /в настоящее время он заложен/. Такие же древние оконные проемы сохранились на южной стене четверика /на уровне хор/, в жертвеннике и диаконнике, остальные поздние или растесанные. У основания конхи апсиды - два ряда голосников. По пять рядов голосников: в тимпанах трансепта, над аркой восточной стены, под подпружными арками и на парусах. В алтаре сохранились остатки деревянных связей в двух уровнях. В юго-западном углу - палатка, видимо, здесь была придельная церковка, упраздненная после сооружения южного придела. Северная пристройка сооружена, вероятно, на месте древнего придела. О его существовании говорит древний дверной проем в северной стене четверика. Перекрытие пристройки утрачено. Перекрытия южного придела с притвором и притвора четверика -плоские. Все крыши железные. Габариты четверика: длина 15 м, ширина - 11 м, общие с притвором и приделами: длина - 23 м, ширина - 27 м. Материал памятника - известняковая плита, здание оштукатурено и побелено. В четверике сохранился четырехярусный иконостас сер.XIX в. с постаментом и навершием в центральной части - это икона "Бог Саваоф", завершенная крестом с живописным "Распятием" и предстоящими /полихромная скульптура/. Иконостас строгий по формам, с четко выраженными горизонтальными и вертикальными членениями. Он украшен резьбой, сосредоточенной, главным образом, на "Царских дверях" и антаблиментах. Вертикальные членения в первом ярусе- витые колонны. Основной мотив резьбы - закручивающаяся ветвь аканта. На "Царских дверях" резьба сквозная, над ними несколько резных головок херувимов. Иконостас грубо покрашен масляной краской бордового цвета, детали - бронзовой. В барабане и куполе поздняя масляная живопись /XX в./. Подобная живопись на стенах четверика /апостол Павел, архидьякон Стефан, на северной стене - Василий Великий и апостол Петр/. В придельной церкви - иконостас нач.XX в. - трехъярусный, в виде сплошной стены, с постаментом. Вертикальные членения чуть намечены пилястрами с канелюрами. "Царские двери" со сквозной резьбой, основной мотив которой - ветвь аканта и грозди винограда. На антаблиментах - накладная резьба - вьющийся стебель аканта. Иконостас покрашен белой масляной краской, детали - бронзовой. В интерьере придельной церкви сохранилось ряд интересных произведений древнерусской живописи и прикладного искусства: Икона "Георгий Победоносец" с 18 клеймами жития, предположительно, XVII в.,р.130х175 см. Икона "Анастасия Римлянка" с 10-ю клеймами жития ХVШ в. в металлическом окладе, р.85х61 см. Икона "Богоматерь", к. ХVIII в. в металлическом чеканном окладе с жемчужной обнизью на мафории и цате, р.45х35 см. Паникадила, семисвечники, хоругви и др. предметы прикладного искусства XIX- нач.XX вв. Из икон XIX в. имеется одна подписная -"Никола" - погрудное изображение с надписью: "Сделано 1880, пско. ма. Василий Фирсов". Звонница церкви Георгия, ХVI в. Расположена рядом с церковью. Это - отдельно стоящее, высокое, квадратное в плане сооружение, покрытое наклонной односкатной, железной кровлей. Северную стену его, толщина которой вдвое больше остальных, венчает небольшая, но довольно массивная двух пролетная, трехстолпная стенка с колоколами. Пролеты для колоколов с арочными перемычками, столбы в средней части скруглены, покрыта односкатной железной кровлей. Первый ярус перекрыт коробовым сводом с одним дверным проемом в северной стене и двумя щелевыми в восточной и южной, Деревянная лестница на западном фасаде ведет к дверному проему второго яруса. Здесь, в южной и восточной стенах, оконные проемы с гнездами от засовов; над вторым и третьим ярусом существовали деревянные перекрытия, от которых сохранились балка и деревянные лестницы, ведущие к звону. Сохранились два больших и два малых колокола. Под столбами тяга, аналогичная тяге Мальской звонницы. На звоннице сохранилось два колокола ХVI в. /больших размеров/ со следующими надписями: На первом колоколе - "Бжиею млтию и помощию сты живоначальныя трцы лета 7956 го мца сентября в 4 день на Рожество Протеи Бцы слить бысть колоколъ сей при державе црства Блговернаго и Хстлюбиваго Великого князя Ивана Васильевича цря и гдаря Всея Руси лил мастеръ Прокофей Григорьев снъ. Слава свершителю и Всех и Единому Богу. Аминь. На втором колоколе: "Бжиею млтию и помощию стыя живоначальныя Трцы лета 7056 го мца сентября II днъ на рождество Прстеи Бцы слить бысть колокол сей при державе царства Блговерного и хстолюбивого блгочестиваго цря и гдаря Великого князя Ивана Васильевича Всея Руси. Аминь. Прокофей Григорьев снъ Единому Бгу." Материал - известняковая плита. Габариты 7,5 х 7,5 высота 18 м. Ворота погоста вт. пол. ХVШ в. имеют два проема- большой и малый, Большой - с высокой и широкой аркой, над которой килевидное завершение. Более узкий и меньший по высоте - боковой арочный проем. Над ним прямоугольная, с чуть углубленной рамкой, ниша для иконы, и под ней двойная полочка, идущая до края ворот. Плавная, как бы нарисованная от руки, барочная кривая бескарнизного абриса верха, делает объем ворот крайне необычным. Сложены из местного камня - известняковой плиты, оштукатурены и побелены.


Общие сведения

Церковь Георгия- памятник архитектуры времени расцвета псковского зодчества XVI в., сохранила свои первоначальные формы и конструкции. Звонница - одна из немногих подобного типа, сохранившихся на псковской земле. Она может быть сравнима со звонницей церкви Успения с Парома ( г. Псков), но обладает своим неповторимым художественным образом. Кладбищенские врата XVIII в. гармонично сочетают старые местные строительные приемы с новыми формами барокко. На псковской земле они не имеют аналогов.


Материалы
камень, местный известняк

Группы документов
1500 - 1600

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
Четырехскатная кровля с главою появилась, очевидно, в XVIII в.

Реставрационные работы
архитектурный обмер


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Персоны
Архитектор не известен
построил в XVI веке


Библиография
Cкобельцын Б.С. Земля Псковская. Альбом Л., 1972, фото 23,24; с. 182
Государственный архив Псковской области, ф. 548, оп.1,д.7, л.13; ф.39,оп.1, св. 377; д.1058, л.49, е.х. 1222, л.143 Клировые ведомости за 1798,1892
Грабарь И. Э. История русской архитектуры. М., 1909, с 282
Косточкин В.В. Тропой легендарного Трувора М. 1971, с 107 -117
Лобарский .Музей Академии Художеств., шифр 31-Д-7, Звонница
Морозкина Е.Н. Псковская земля, М., 1975, с 84,85
Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с 316,317
ЦГАДА, ф 280, оп.3 ( офицерские описи), е.х.752,л.2, 19, 1976 г. Опись собора.