На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Собор Рождества Богородицы

Наименование комплекса
Ансамбль Снетогорского монастыря

Адреса уточненные
Псков г./Снятная Гора ул, 1

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Музей фресок

Документы о принятии под охрану
Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Архитектурные стили
Древнепсковская школа зодчества

Историческая справка

Согласно "Жития князя Довмонта" /средняя редакция/ каменная соборная церковь в обители Богородицы построена по заказу и на средства, псковского князя Довмонта-Тимофея вместо сожженной немцами в 1299г. Церковь заложена в 1309/10 и построена в 1310/11г. В 1313г. храм был расписан фресковой живописью, о чем упоминает запись на полях Псковского Паримейника: "А на горе церковь печати писати...." В первой четверти ХVв. монастырь был местом пострижения и погребения псковских князей. В 1416т. здесь преставился и. был положен в притворе собора на правой стороне постриженный в монахи князь Григорий. Во время "мора великого" в 1420/21гг. здесь постригся князь Феодор. В 1433 и 1466гг. монастырь упомянут летописями по поводу пожаров. В 1472г. в монастыре останавливалась по пути в Москву невеста Василия III царевна Софья Палеолог, в честь которой в соборе служили торжественный молебен. В 1493г. "Снетнаа гора погоре вся и церковь". В последний период Ливонской войны ц.Рождества Богородицы была "испорчена" и к 1585-87гг. "обелена". В смутное время /1611,1612,1615гг./ монастырь подвергался разорениям от казачьих, польских и шведских войск. В период осады Пскова армией короля Густава-Адольфа в обители располагался шведский лагерь. К середине-второй половине ХVПв. монастырь- крупный. землевладелец с развитым хозяйством, поставщик псковских "государевых" дворов, сохранивший экономические традиции ХIV-ХV вв. Вероятно, в этот период /вторая пол.ХVII в./ к западному притвору собора было пристроено парадное кирпичное крыльцо на столбах, декорированное муравлеными печными изразцами в сочетании с рельефным кирпичом. Притвор собора, к ХVII в. расширенный и перестроенный, оставался местом погребения монашеской братии. Из 5 каменных надгробных керамид, в различное время введенных в кладку стен притвора, три датируются; 1643-51гг., 1658г. /Михайла Данилов сын Воронов, во иноцех Мисаила схимник, Иван Петров Коновницын/ и 1671г. /Архимандрит Дионисий, Сильвестр схимник/. Тексты двух других почти полностью стерты и разбиты. В 1710г. обитель, пострадала от пожара, в котором сгорел монастырский архив. В середине ХVIII в. собор был значительно перестроен: к северному и южному фасадам пристроены приделы, охватившие притвор с запада таким образом, что крыльцо оказалось "встроенным". В интерьере углы притвора были реконструированы и обращены в столбы, ставшие опорой сводам угловых западных частей приделов, симметрично, расположенных по сторонам крыльца. Своды новых помещений и старых притворов были закреплены железными связями, изготовленными в Сибири и датированными по клеймам 1749г. В 1764, 1802гг. собор Рождества Богородицы упоминается в монастырских документах. В 1805г. собор, в числе других строений, был передан Архиерейскому дому в связи с упразднением монастыря. В 1812-1814гг. собор был закрыт в связи с временной передачей строений Архиерейского дома Артиллерийскому ведомству; утварь и имущество находились в доме при Троицком соборе в Пскове. В 1845-46гг. в соборе был поставлен новый 4-ярусный иконостас. В метрике церкви Рождества Богородицы, составленной в 1887г. дано краткое описание собора и некоторых деталей интерьера. Так, из метрики известно, что полы во всем соборе были деревянными, а в южном приделе - плитяные, палатки на хоры имели железные двери, а концы надглавного креста были украшены "позлащенными кругами". В 1903г. собор был впервые обмерен группой студентов-архитекторов ВПХУ. В 1909г. под осыпавшейся побелкой была обнаружена древняя фресковая живопись. С 1919г. собор, в числе других древних построек монастыря, был включен в охранные списки памятников архитектуры г.Пскова, но до начала 1920-х гг. оставался в ведении Псковского Архиерейского дома. С 1928 по 1934гг. в соборе проводились работы по расчистке монументальной живописи. В период оккупации Пскова /1941-44гг./ на территории монастыря располагалось убежище штаба гестапо. Собор использовался в качестве винного склада. В 1944г. собор был обследован сотрудником АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР архитектором П.Н. Максимовым, который предложил строительную периодизацию собора и на ее основе создал проект реконструкции первоначального облика храма. В 1950-60-е гг. в соборе был проведен ряд исследований и косметических ремонтов, сменена глава и крест. В 1966-68гг. продолжены работы по расчистке и укреплению живописи. В 1978г. лемеховая обшивка главы заменена медной. В 1985г. начаты обмерные и исследовательские работы по собору. Тогда же продолжена расчистка и укрепление живописи. В 1493 г. церковь пострадала от большого пожара. В 1580-81 гг. церковь была "испорчена в войну" и к 1585-87 гг. "обелена". Во второй половине XVII века построено кирпичное крыльцо на столбах. В 1749г. перестраивается западный притвор, сооружаются южный и северный приделы и притворы со столбами. В 1812-1814 гг. собор временно закрыт, утварь и имущество вывезены в дом при Троицком соборе в г. Пскове. В 1845-46 гг. старый иконостас заменен новым. В 1921-23 гг. утрачена глава, сломаны кровли и оконные рамы. В 1945-66 гг. почти полностью утрачен изразцовый декор крыльца, западный притвор, сооружаются южный и северный приделы и притворысо столбами." В 1812-1814 собор временно закрыт, утварь и имущество вывезены в дом при. Троицком: соборе в Пскове". В 1845-4бгг "старый иконостас заменен новым" В 1921-23гг. утрачена глава, сломаны кровли- и ожонные рамы" В 1945-66гг "почти полностью) утрачен изразцовый декор крыльца" Первые обмерные работы по собору проведены в 1903 г. учащимися старших курсов ВПХУ /Академия Художеств/ В.А. Щуко, Л.К.Шретером,Н.Е. Лансере. Ими выполнены архитектурный обмер плана по нижнему ярусу, северного и западного фасадов, разрез по продольной оси З-В, обмеры кованых деталей западных дверей. Чертежи хранятся в фондах НИМАХ в Ленинграде. В 1909-1911гг., после обнаружения древних росписей, экспедиция в составе Л.Мацулевича, В.Мясоедова, Н.0кунева, Н.Сычева произвела пробные расчистки с последующем фотофиксацией. Фотодокументы хранятся в архиве ЛОИА АН СССР. Раскрытие фресок было продолжено сотрудниками ЦХРМ в 1928-29, 1931, 1933-35гг., а также в послевоенное время - в 1948-49, 1960-66гг. Документация 1966г. хранится в архиве АРМ-4 ЛФИ "Спецпроектреставрация", В 1947-48гг. собор был частично обмерен и обследован П.Н. Максимовым, В 1949-64гг. проводились обмерные проектные и исследовательские работы по раскрытию аркатурного пояса барабана, оконных проемов четверика и декора придельных храмов; восстановлены лемеховая глава, кровли и заполнения оконных проемов. Авторы обмерных и проектных работ архитекторы ПСНРПМ В.АЛебедева и К.А.Дидрихс. Чертежи хранятся в архиве АРМ-4. В 1955-64гг, произведено исследование и составлен проект реставрации крыльца собора /не осуществлен/. Автор проекта архитектор ВПНРК А.И. Хамцов. Чертежи хранятся в архиве АРМ-4.


Основные архитектурные особенности

Собор расположен в южной части верхней террасы монастыря. Является композиционным центром комплекса. Доминирует над окружающим ландшафтом северо-восточной долины и поймой излучины р.Великой. Построен из известняковой плиты и кирпича /крыльцо/ на известковом растворе. Размер кирпича 28х12х6,5 см. В плане представляет собой трехапсидный храм с двумя симметричными приделами приложенными к северному и южному фасадам четверика, с притвором и крыльцом, охватывающими четверик с запада. Объемно-пространственная композиция состоит из кубического одноглавого четверика под четырехскатной кровлей. Боковые апсиды значительно понижены по отношению к центральной. Объемы приделов и притвора понижены по отношению к четверику. Кровля над приделами, притвором и крыльцом единая, 4-скатная. Северный и южный фасады четверика расчленены тремя лопатками, стянутыми большой аркой, смещенной к востоку /в интерьере- ширина и высота трансепта/ и малой, смещенной к западу /в интерьере - нижние палатки западных угловых членений четверика/. На западном и восточном фасадах четверика сохранились следы трех закомар. Четверик имеет северный и южный дверные проемы и устроенные над ними, в среднем ярусе, оконные проемы с лучковыми, перемычками и наружными, четвертями. Подобные более узкие проемы устроены в арках западных членений /северный проем заложен/. Апсиды жертвенника и дьяконника прорезаны аналогичными проемами; центральная апсида имеет три проема с широкими откосами и арочными перемычками, причем средний проем находится выше боковых. Барабан прорезан восемью узкими арочными проемами. К декору четверика относятся глубокие арочные ниши, расположенные над дверными проемами северного и южного фасадов и орнаментальный пояс барабана. Верхний ряд орнамента составляют ступенчатые арочные нишки, под ними ряд поребрика, бегунец и вновь поребрик. Нижний ряд, восстановленный по сохранившимся стесанным следам В 1953-55 гг. выполнен в виде рельефного аркатурного пояса с треугольным верхом. Глава луковичной формы обита медью и увенчана металлическим крестом. Фасады приделов и притвора ритмично расчленены пилястрами. В простенках расположены широкие оконные проемы с лучковыми перемычками, обрамленные плоскими наличниками с ушами и замком. Боковые проемы западного фасада - ложные. Под кровлей расположен многообломный карниз, крепованный на пилястры. Главный западный вход в собор оформлен в виде крыльца на столбах /северная и южная арки заложены/. Широкий входной арочный проем закреплен металлической связью. Фасад крыльца обильно декорирован печными муравлеными изразцами в сочетании с фигурным кирпичом. Основные мотивы декора изразцов- растительный орнамент. Типы фигурного кирпича - "веревочка", столбики с двумя и тремя перехватами. Техника обработки рельефа - ручная теска. Интерьер собора в целом характеризуется сложностью и неоднородностью пространственной композиции. Структура интерьера четверика аналогична композиции интерьера Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Представляет собой крестовокупольный храм по типу вписанного креста с пониженными подпружными арками, несущими световой барабан. Пространство интерьера четверика формируется центральным нефом, продолженным апсидой и трансептом. Дьяконник и жертвенник отделены от трансепта глухими стенами и образуют замкнутые помещения, связанные с центральной апсидой и четвериком узкими арочными проемами. Центральная апсида и жертвенник перекрыты конхами, дьяконник имеет плоское перекрытие /позднее/. В западных стенах жертвенника и дьяконника устроены прямоугольные глубокие служебные ниши. В северо-западном углу жертвенника находится ниша Г-образной формы. В ее основании положена известняковая плита с вытесанной в центре круглой чашей с небольшими углублениями по наружному диаметру и круглым отверстием в центре чаши. Под плитой устроен очаг, выложенный кирпичом. Над плитой в стены заведен металлический стержень. В северной стене апсиды устроен небольшой арочный дверной проем с углом, скругленным в сторону ниши и очага /проем заложен/. Западные угловые членения первого яруса перекрыты цилиндрическими сводами. Арки, выходящие в интерьеры трансепта, нефа и нартекса понижены по отношению к своду. Две пары столбов нижнего яруса служат опорой аркам. Столбы в сечении имеют слабо выраженную Г-образную и прямоугольную, формы. Во втором ярусе западных компартиментов устроены сводчатые палатки с нишами в восточных стенах и арочными дверными проемами - выходами, на каменные хоры. Площадка хор связана с нартексом каменной внутри стенной лестницей, проходящей в толще кладки западной и южной стен четверика. Помещение нартекса, трех частное в плане, увеличено по оси С-Ю за счет боковых приделов. Центральная часть является продолжением среднего нефа четверика; коробовый свод также продолжает свод нефа, однако в нартексе прорезан двумя парами глубоких встречных распалубок, смыкающихся вершинами в шелыге свода. Западный .дверной проем имеет в интерьере треугольное завершение. Боковые членения нартекса отделены от центрального пониженными подпружными арками, расположенными по оси западных столбов четверика. Коробовые своды устроены по оси 3-В /по оси сводов западных палаток нижнего- яруса/. Пара пониженных арок отделяет пространства придельных храмов от нартекса. Перекрытия приделов однотипны, сочетают конху над апсидой, с коробовыми и элементами сомкнутых сводов. В центральной части сводов сохранились следы оснований барабанов приделов. Своды закреплены двумя парами крупных металлических связей и двумя парами небольших связей по сторонам колец оснований барабана, в направлении С-Ю. Северный придел имеет два наружных оконных проема, расположенных в стене апсиды и в средней части северной стены. Южный придел имеет три оконных проема - два в стене апсиды и один в центре южной стены. Проемы широкие, с глубокими откосами и решетками. В южной стене апсиды южного придела устроены две прямоугольные глубокие ниши. Западная стена, отделяющая нартекс от притвора, частично состоит из стен наружного фасада древнего притвора XVв. и частично перестроена в 1749г. В центре ее расположен перспективный арочный портал бывшего главного входа, обрамленный валиком. По сторонам портала находятся оконные проемы, растесанные в ХVIII в. на месте древних. Аналогичный оконный проем устроен в стене, отделяющей северный придел от помещения притвора со столбом. Южный придел связан с притвором широким арочным проемов. Притвор имеет П-образный план благодаря расположенному по центральной оси крыльцу, обстроенному с северной и южной сторон боковыми помещениями. Свод центральной части притвора относится к XVI в. Его восточная часть опирается на бывшую фасадную стену более раннего притвора XV в., а западная часть - на стену крыльца XVII в. Свод прорезан встречными распалубками, устроенными над дверными проемами и имеет следы распалубок над оконными проемами древнего западного фасада. Столбы боковых помещений притвора, образованные из углов притвора XVI в. при реконструкции 1749 г., смещены к стенам крыльца / к северу и югу/. Столбы служат опорой для сводов середины XVIIIв. Симметрично расположенные оконные проемы боковых помещений притвора / по три в каждом/ аналогичны проемам придельных храмов. Проемы имеют неглубокие округленные распалубки. Крыльцо XVII в. перекрыто кирпичным сомкнутым сводом, ребра которого сходятся на кольце основания небольшого заложенного барабана. Арки крыльца понижены по отношению к своду. Северная и южная арки заложены в 1749 г. Перспективный портал западного входа обрамлен керамическим наличником с изображением виноградной лозы. Габариты: Длина - 32 м Ширина - 24м Высота - 12 м


Общие сведения

Собор Рождества Богородицы - уникальный памятник истории, архитектуры и монументальной живописи начала XIV века. В архитектуре собора сочетаются традиции более ранних культовых сооружений с местными техническими приемами. Своеобразен декор барабана с его сочетанием рельефного аркатурного пояска и характерных рядов бегунца, поребрика и " утопленных" арочных нишек. Парадное изразцовое крыльцо собора не имеет аналогов в зодчестве Пскова.


Предметы особой охраны
Монументальная живопись, Изразцовое крыльцо.

Материалы
камень, местный известняк

Состояние объекта
среднее

Реставрационные работы
архитектурно-археологический обмер

ремонтно-ресставрационные работы

архитектурный обмер

расчистка живописи и укрепление

консервационные


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Персоны
Архитектор не известен
построен в 1309-1311 г.

Григорий - князь
похоронен в притворе собора в 1416

Довмонт (Тимофей), Даумантас (Daumantas)
согласно "Жития князя Довмонта" построен по заказу и на средства князя.


Библиография
Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря. Архивное наследство,№ 10,1953
Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831
Государственный архив Псковской области, ф.74,оп.1,д.172,1790. л.122 Ведомость монастырей Псковского наместничества; ф.500, оп.1, д.1, 1802 г.,л.1-4 об. Книги описи и учета всего церковного имущества монастыря; ф.39, оп.2, д.586,1811-1814 гг,.л.1-45 Дело о занятии и сдаче архиерейского Снятогорского дома Псковскому Артиллерийскому запасу;
Институт " Спецпроектреставрация". Архив, 4.2.8.-71/82/,1960; 4.2.8-66/70/ 1953-67; 4.2.65 /1950/; 4.2.8-62 /63 1957. Материалы по реконструкции собора и благоустройству территории.
Лабутина И.К. Историческая топография Пскова XIV-XVвв, М.,1985
Лазарев В.Н. Снетогорские росписи. Сб.Сообщения Института истории искусств АН СССР, в.8,1957
ЛОИА, ф. Р-1. Метрика собора Рождества Богородицы снетогорского монастыря.; ф.29, д.172, л.33. Дневники К.К. Романова фотоархив, альбомы 0.491, 0.1697, 0.10, 0.272, Негю 18250,18253
Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова XI- нач. XIV вв. Архит.наследство,№ 12,М.1960
Мацулевич Л. Фрагменты стенописи в соборе Снетогорского монастыря. Пг.,1914
Морозкина Е.Н. Новое зодчество Пскова по памятникам Спасо-Елеазарова и Снетогорского монастыря, М.1964, Сборник Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Выпуск 1.
Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.
Охотникова В.И. Повесть о Довмонте. Л., 1985
Псковские летописи. М.,1941
Сборник МАМЮ, т.VI ,, т.V,VI.
Спегальский Ю.П. Памятники культуры. Л.,1960
Суслов В.В. Материалы и истории древней Новгородско-Псковской архитектуры. СПб,1887, ЗИРАО, т.III, в.2
ЦГАДА, Ф.280, оп.2,д.509,1763 г,с.40-44. Офицерские описи.
Чернышев Н.М. Искусство фрески и древней Руси.М.,1954