На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Церковь Успения с Парома, со звонницей

Уточненная датировка архитектуры
1521 г.

Адреса уточненные
Псков г./Рижский пр-кт, 3

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Действующая церковь

Документы о принятии под охрану
Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка

Первое упоминание в летописях о церкви имеется под 1444 г. " В лето 6952 поставиша две церкви, едину в Бродах Богоявление, а другую на Завеличье Оуспение святеи богородицы…". Под 1521 г. снова сообщается о церкви "Соуспения святыя Богородицы на Завеличье" и освящении ее 15 августа, причем впервые говорится о том, что церковь была "каменной". В документах XVI-XVII вв. церковь неоднократно упоминается: по некоторым сведениям, уже с XVI в. она была соборной церковью. Первое описание церкви относится к 1764 году, когда по указу святейшего синода производилась опись церквей и их вотчин. Она значится: "…соборной Успенской, стоящей за городом Псковом на Завеличье над Великой рекою, церковь каменная с двумя приделами каменными же, крыты тесом. Над церквами три главы обитые жестью, над соборною большая с медный позлащеным крестом, над придельными главы маленыкие, с деревянными крестами, обитыми жестью. Упоминается колокольня каменная, крытая тесом. с девятью колоколами. В это время в церкви было богатое внутреннее убранство, насыщенное произведениями станковой древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Тав в главной и придельных церквах ("собора Богородицы"в и "Рождества Богородицы") были деревянные резные позлащеные иконостасы с иконами в том числе и весьма древнего письма. (В то время в церкви было три престола). По штатам 1764 г. церковь стала приходской. В клировых ведомостях XIX в. церковь неоднократно упоминается, как каменная, твердая, с таковою же колокольней, но престолов в ней стало - 4: (по правую сторону первый придел во имя Рождества Богородицы, а второй новый во имя Нила Столбенского). Н.Ф.Окулич-Казарин, Ю.П.Спегальский отмечают: южные приделы с притвороами и папертью, северный придел с папертью были сооружены в XVII в. взамен древних приделов. Тогда же были переделаны боковые своды западного притвора. В конце XVII-XVIII в. многоскатная кровля была заменена на четырехскатную. Луковичная глава - на не существующую главу с перехватом. Кровля звонницы с мощным многообломным карнизом устроена взамен пощипцовой ( с двумя скатами над каждым пролетом). Крыльцо у проема западного притвора сооружено в XIX в. Во время Великой Отеечественной войны была сбита глава сильно повреждены кровли четверика и приделов с притворами. Реставрация памятника осуществлялась в 1949-1951 гг. Автор Э.П.Штольцер. По сохранившимся кружалам главы существовавшей с XVIII в. была восстановлена глава, отремонтированы кровли. Проект реставрации и консервации церкви, купола, смета на восстановление кровли купола находятся в ГАПО.


Основные архитектурные особенности

Церковь Успения с Парома - четырехстолпный, трехапсидный храм с основныыми конструкциями - повышенными подпружными арками. К четверику кубической формы с юга, запада и севера примыкают притворы и галереи паперти. С юга и севера придельные церкви. К юго-западу близ церкви поставлена прямоугольная в плане, пятипролетная (шестистолпная) звонница. Фасады четверика расчленены на 3 части четырьмя лопатками, соединяющимися между собой двух- и трехлопастными ползучими арочками. Барабан декорирован аркатурным карнизом и под ним декоративным традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из прямоугольных впадинок-поребриков и между ними двумя рядами треугольных впадинок (бегунцом). Восемь оконных проемов барабана имеют фронтончатые сандрики. Карниз четверика, сооруженный в XIX в. деревянный многообломный. Полуцилиндры апсид декорированы геометрическими орнаментами теми же, что и барабан. Карнизы апсид поздние деревянные многообломные. Валиковые лопастные разводы центральной апсиды местами оббиты. Придельные церковки (с юга две и с севера одна) имеют декоративные барабаны с главами той же формы, что и глава четверика (главы с перехватами). На западном фасаде притвора, в западном и южном притворах каменные керамиды (надгробные плиты) XVII в. Основные размеры: Четверик: ширина 16 м., длина 20 м, высота 15 м, с главою и барабаном около 40 м. Общие размеры: ширина 36 м, длина 34 м. К юго-западу близ церкви стоит пятипролетная (шестистолпная) звонница. В плане прямоугольная своим восточным более вытянутым фасадом со столбами она стоит параллельно р.Великой. Звонница имеет два яруса. Первый состоит из двух помещений перекрытых коробовыми сводами, во втором ярусе перекрытие плоское. В восточной стене к звону идет лестничный всход с выходом на крышу. Габариты памятника - 15 х 12, высота примерно 15 м. Материал памятника - известковая плита. Церковь и звонница обмазаны и побелены.


Общие сведения

Церковь Успения с Парома со звонницей относится к периоду расцвета псковской школы зодчества. Несмотря на переделки притворов, галерей и придельных церковок, она не утратила своего художественного значения. Отдельно стоящая мощная звонница, - когда-то широко распространенный прием среди культовых построек, - до наших дней сохранились всегов двух церквах: Успения с Парома и Георгия великомученника в Сенно. Удачная постановка памятника на левом берегу реки Великой также, как и ансамбль Мирожского монастыря, церкви Климента папы Римского и собор Иоанна Предтечи, увязывала весь район Завеличья с центром города, создавая единую планировочную композицию.


Группы документов
1500 - 1600

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
требует ремонта

Реставрационные работы
реставрация


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Персоны
Штольцер Эльза Павловна
реставрировал в 1949 - 1951 гг.


Библиография
Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831, т.III. с.222.
Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. Санкт-Петербург, 1898, т.X. с.278.
ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.1767, оп.2, д.83, л.12. д.84,л.4. Проект реставрации и консервации церкви.
ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.22, оп.1, д.1058, 1776, л.433.
ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.27, оп.1, д.1058, л.4331.
ГАПО ф. 39, оп. 1, Фотоархив. № 13-71. Негатив 9х12 с фото Кампрада.
ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.1767, оп.2, д.85, л.9. Проект реставрации купола церкви 1949 г., д.86, л.18. Ремонт покрытия четверика 1953 г.
ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.1767, оп.2, д.87, л.3.8.14. рабочие чертежи к проекту реставрации купола церкви 1950 г.
ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.1135, л.55.
ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.1228, л.8-9.
Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.258-259.
Покровский Н.В. Заметки о памятниках псковской церковной старины. М., изд-во журнала "Светильник", 1914 г.
Псковские летописи. М.,1941, т.I, Копенгагенский список. с.292.
Псковские летописи. М.,1955, т.II, Синодальный список. с.47,136,227,245.
Расходная книга, Псковской завеличенской церкви Успения Богородицы 1531 г. (рукопись прихода и расхода за годы 7039.7155,7156,7163,7174,7191). Публикация И.Сахарова. Зав.отд.русск. и слав. археологии. С.-Пб., 1851 г., т.I, с.1-4 (отд. 3-е источн.русск.археологии).
Спегальский Ю,П. Псков. М., "Искусство", 1963 г., с.259-262.
Фотоархив ЛОИА, Альбом 722 16-21, 06.
Фотоархив ЛОИА, Фонд Романова К.К. Альбом 0-34.20. Альбом 0595.7, Фонд Борщевского. Альбом Q728-1.
ЦГАДА, Ф.280, оп.3, д.456.