На первую страницу На первую страницу
2/10
Наименование объекта уточненное
Ансамбль церкви Николая Чудотворца

Уточненная датировка архитектуры
XVI в.

Адреса уточненные
Псковский район/Виделебье д, Карамышевская волость, в 8 км д. Виделебье

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятники архитектуры

Современное использование
Действующая церковь

Документы о принятии под охрану
Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Архитектурные стили
Древнепсковская школа зодчества

Историческая справка

Церковь Николы датируется сер.ХVIв. по архитектурным формам и основным конструкциям. Церковь построена на родине Ефросина - основателя Елизаровского монастыря, крупного местного религиозного деятеля. В описи церкги 1764г. она значится..." каменная, на оной же церкви на взводах на столбах колокольня каменная, на ней 4 колокола, крыта церковь и колокольня тесом, на церкви глава обшита жестью. На главе крест железный, позалочен ". Клировые ведомости церкви с начала XIX в. упоминают четыре престола: главный - Николы, по левую сторону - Покрова Богородицы, по правую сторону - теплый придел Казанской Богоматери, четвертый - на хорах, Никандра и Ефросина - псковских чудотворцев. В 1758г. с севера пристроен придел Покрова Богородицы на месте древнего ветхого, с запада - притвор. Отдельно-стоящая колокольня построена в 1827-1837 гг. В 1903г. сооружен южный - Казанский придел. В конце ХVIIIв. видимо, многоскатная кровля заменена четырехскатной, существующей ныне. В 1894г. устроены цементные полы в главной /Николы/ и придельной /Покрова Богородицы/ церквях.


Основные архитектурные особенности

Расположена между поселком Карамышево и станцией Подсевы, по дороге Псков-Порхов, стоит на правом невысоком берегу р.Черехи, не погосте, обнесенном каменной оградой. Это крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. Его основной кубический объем, с пониженными полуцилиндрами апсид с востока, увенчан световым цилиндрическим барабаном с луковичной главой; с запада к нему примыкает притвор, с севера- пониженная придельная церковь с полукруглой в плане апсидой и деревянным декоративным восьмигранным барабаном, увенчанным восьмигранной главкой; с юга - большой поздний придел. К западу, в 8м от церкви находится столпообразная колокольня. Фасады четверика имеют традиционное трехчастное членение лопатками, вверху соединенными между собой двухлопастными ползучими арочками, а в центральных частях арочки срезаны кровлей, под которой проходит карниз. /Кровля - четырехскатная, сооруженная вместо многоскатной/. Световой барабан с четырьмя щелевыми оконными проемами, расположенными по странам света, украшает вверху пояс из уступчатых полукруглых ниш с зелеными поливными изразцами и под ним керамический пояс с храмозданной надписью, выполненной вязью ХVI в. /сохранился не полностью/. Текст надписи следующий:."[НИКОЛЫ В ВИДЕЛЕБЬИ ПРИ ВЕЛИКОМ o ЦАРИ o ГОСУДАРИ КНЯ ЗИ o в ИЧИИ o ВСАСИЛЬЕ ИВАНЕ ВЕЯ РУСИ-ПРИ АРХИЕПИСКУПЕ-СЕРАПИОНЕ- ПРИ СТАРОСТАХЪ.КИРИЛЕ И КОНОНЕ-ПРИ БОЯРЕХЪ-ТИМОКОВЕ СЕМЕНЕ И ГРИГОРЬИ И ВАСИЛЬИ САБУРОВЫХ И ПРИ ЮРЬИ" При перестановке четирех плит в средней части получается следующее: " ИВАНЕ ВАСиЛЬЕвИЧИ И вСЕЯ РО{E}УСИ" На апсидах - щелевые оконные проемы: в малых - по одному, в центральной - два /между ними растесанный оконный проем/. На восточном фасаде четверика сохранилась нишка, на северном и западном -только верхние части нишек, нижние - исчезли при расширении оконных проемов /их сделали с плоскими перемычками/. Глава четверика луковичной формы, с металлическим крестом, покрыта кровельным железом. Под кровляли четверика и северной придельной церкви проходит деревянный профилированный карниз. В интерьере четверика - четыре столба: западная пара столбов - круглая в плане, восточная - имеет округление с восточной стороны. Световой барабан покоится на повышенных подпружных арках. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами. Апсиды перекрыты коробовым сводом с конхой. В западной части четверика устроены хоры, на которых в южной и северной частях - палатки. В южной палатке устроена придельная церковка Никандра и Ефросина, в восточной ее стене в нишах - престол, жертвенник и дьяконник. В южной стене -два щелевых проема, в западной - один. Над дверным проемом - распалубка. В северной палатке раньше размещалась ризница. В северной и западной стенах палатки по одному щелевому оконному проему, нишка в северной стене, над дверным проемом - распалубка. Обе палатки перекрыты коробовыми сводами. Вход на хоры необычно устроен снаружи четверика из южного придела, а лестница - у западной стены четверика. В тимпанах трансепта и на парусах сохранились голосники. В южной стене дверной проем с арочной перемычкой в наружной части и стрельчатой на внутренней, над ним расположен оконный проем. В восточном нефе сохранился щелевой оконный проем. В малых апсидах по одному щелевому проему, в главной - три: два щелевых, между ними арочный проем и под ним ниша. К западной стене четверика примыкает притвор, перекрытый коробовым сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. Кровля односкатная покрытая железом. С севера к четверику и притвору примыкает придельная церковь Покрова Богоматери, с полукруглой в плане апсидой и притвором и деревянным декоративным восьмигранным барабаном с металлической главой и крестом. Под односкатной кровлей проходит профилированный карниз. Оконные проемы с перемычкой лучковой формы декорированы рамочными профилированными наличниками. Придельная церковь имеет плоское перекрытие, в северной стене - три оконных проема, в западной - дверной, ведущий в притвор северного придела. Последний перекрыт коробовым сводом с распалубками над дверными и оконным проемами стены. На северной стене притвора - один оконный проем. Южный Казанский придел - с пятигранной апсидой, оконные проемы имеют арочные перемычки и металлические решетки. На апсиде окна с перемычками луковичной формы. Южная стена имеет раскреповку. Над центральной частью придела устроен декоративный барабан с главой, покрытой железом. Кровля над центральной частью и притворами -трехскатная, над апсидой - пятискатная. Перекрытие придела плоское. Кровли из железа. На западной стене притвора, над входом в придел, сделан декоративный барабан с металлической главкой. В 8 метрах к западу по оси церкви расположена четырех ярусная колокольня, построенная в стиле провинциального запоздалого барокко. Колокольня состоит из четвериков /квадратных в плане/, завершенных профилированными тягами, по углам - лопатки. В нижних ярусах лопатки состоят из рустов. Оконные проемы второго и третьего ярусов имеют рамочные наличники с замковыми камнями, четвертый ярус "под колокола" с большими арочными проемами. Сферический купол с ограненными углами и люкарнами, расположенными по странам света. В навершии его - маленький деревянный восьмигранный барабанчик, несущий яблоко со шпилем. Арочные проемы нижнего яруса украшены архивольтами с замками. Материал: церковь с притвором и северным приделом сложены из известняковой плиты, оштукатурены и побелены; южный придел из разноцветных валунов, декор фасадов и оконные откосы выложены из кирпича. Колокольня сложена из известняковой плиты, оштукатурена и побелена. Габариты: главной церкви 16 х 14м северный придел 7,5 х 21 м южный придел II х 23 м колокольня 8,5 х 6 м Общие 29 х 32 м Из прежнего богатого внутреннего убранства в церкви Николы сохранился сборный четырехъярусный иконостас середины XIX в. Иконостас в виде сплошной стены, завершается тремя иконами грушевидной формы с деревянными крестами в навершии, над центральной иконой крест с живописным изображением "Распятия". На карнизе помещены колено преклонные резные фигурки ангелов. Иконостас имеет четко выраженные горизонтальные и вертикальные членения, украшен резьбой, которая сосредоточена, главным образом, на Царских вратах, на полуколоннах типа "коринфской", на карнизах. Резьба со следами левкаса и позолоты. Основной мотив ее - ветвь и завитки аканта. На иконостасе помещено восемь резных фигурок ангелов и святых. Они установлены на карнизе верхнего ряда, в центре праздничного ряда, над южными и северными дверями. Иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов, возможно современным иконостасу /сильно загрязнены и со значительными осыпями красочного слоя /выполнены в манере академической живописи того времени. Ряд древних икон из иконостаса в 1960-ые годы вывезены в псковский музей. Из сохранившихся представляют историческую и художественную ценность: 1. Преподобные Никандр и Ефросин с изображением Николаевской церкви с.Виделебье /с колокольней/, XIX в., размер 38Х 81 см /в четверике/. 2. Вознесение Богоматери, ХVIII в. /четверик на правом столбе/. Размер - 100 х 70 ем, 3. Покрова Богоматери - ХVIII в. /в Покровском приделе/. Размер 74 х 67 см.


Общие сведения

Церковь Николы - характерный памятник псковской школы зодчества XVI в. с редкими для подобного круга церкви, храмозданной надписью и керамическим поясом на барабане.


Материалы
кирпич
камень, местный известняк

Группы документов
1500 - 1600

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
Требуется выполнение вертикальной планировки вокруг церкви, выполнение дренажа.

Реставрационные работы
архитектурный обмер

консервационные


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Персоны
Архитектор не известен
церковь построена в середине XVI. Колокольня в 1827-1837 гг.


Библиография
Cкобельцын Б.С. Земля Псковская. Альбом Л., 1972, с 187, илл 82,83
Государственный архив Псковской области, ф 39, оп.1,е.х. 1127,1132,1140,1143,6480,1178,1764,1230, клировые ведомости за 1814,1818,1820,1823Ю1827,1858,1875-1900гг
ЛОИА, ф 29, д. 394,л. 8 - материалы К.К. Романова и Э.В. Тессель. Планы и обмеры церковных памятников Псковской губернии / в том числе и Виделебье /.
Плешанова И.И. Псковские архитектурные керамические пояса. \\Советская археология. М., 1963,, с 220,221
Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с 173, 203,207
ЦГАДА, ф 280, оп 3, д.771. Опись Никольской церкви, пог. Виделебье,1764