На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Троицкий кафедральный собор

Наименование комплекса
Ансамбль Кремля

Адреса уточненные
Псков г./Кремль ул

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Действующий собор

Документы о принятии под охрану
Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Архитектурные стили
Псковская архитектура

Историческая справка

Начало псковского кафедрального собора, согласно древней легенде, относится к X в. и связано с миенем княгини Ольги, которая, якобы, повелела на высоком мысу , омываемом водами двух рек ( Великой и Псковы) поставить храм Святой Троицы, где "... и град велик зело и славен будет..." Этот храм был деревянным. Издревле Троицкий собор в кремле был главною святыней не только города Пскова, но и всей Псковской земли. Все важнейшие общественые события происходили или в Троицком соборе или близ него. В соборе сажались на княжение псковские князья, возле него собиралось знаменитое вече, там же находился особый ларь для хранения государственных документов и многое другое. Собор этот был центром государственной жизни древнего Пскова. Когда же надо было возбудить мужество против врагов, то к народу обращались с призывом -"постоять за святую троицу".... За многовековую историю Пскова Троицкий храм претерпел много перемен. Ныне существующий собор четвертый по счету, поставленный на этом месте. Он был сооружен впервые каменным в XII в. В 1363г. обрушился верх собора и призванные псковичами изборяне разобрали его стены. Под 1365 г. в летописях сообщается о заложении на старом камне нового собора. Закончено было строительство в 1367 г. Новый "каменный" собор простоял более 300 лет. За это время он неоднократно ремонтировался. Летописи не раз сообщают, особенно в XVI в.и в первой половине XVIIв. о страшных пожарах в Пскове, не пощадивших и Троицкий собор. Ко второй половине XVIIв. собор сильно обветшал . В 1682 г. было начато строительство нового каменного собора из тесаной плиты митрополитом Иаркеллом, "…по грамоте великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и великая княжна Софии Алексеевны присланной преосвященному Иаркеллу…" Эта грамота могла быть прислана с 1682 по 1689г, когда София была правительницею моск. государства при малолетних царях (Иоанне и Петре ). Строился он 6 лет. Но не успели его окончить, как верхняя часть и своды собора обрушились. Поэтому, в 1691 г. Митрополит Илларион продолжил строительство собора. В 1699г. строительство собора было окончено при Митрополите Иосифе и он был освящен. Это и есть поныне существующий Троицкий собор. После Великой Октябрьской социалистической революции собор был закрыт и в нем был устроен музей атеизма. Во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками собор вновь стал действующим. Отступая, немцы заминировали собор. Мины-сюрпризы были установлены у царских врат, у боковых дверей иконостаса, на лестнице, ведущей на хоры и у других предметов внутреннего церковного убранства. При разминировании на минах, поставленных у царских врат, погибли трое советских военнослужащих. В 1770 г. при починке среднего купола ( купола были деревянными, обитыми жестью) возник пожар, из описания этого пожара мы узнаем о том, что от огня загорелись и другие купола, потом кровли на соборе, придельных церквях и гульбище. Огонь усилился от того, что крыша -"хотя и была вся железная, но на стропилах деревянных и по деревянным досам, между которыми была проложена и береста, называемая скала." Но пострадала от этого пожара только " церковная наружность". В этом же году, вследствие сказавшихся в некоторых местах трещин, к стенам собора были подведены контрофорсы, галереи нижнего этажа заложили сплошной каменной кладкой, а церковь святой Ольги, находившуюся в нижнем этаже собора, перенесли под зимний Благовещенский собор, находившийся рядом с Троицким собором..., а нижний этаж собора обратили в усыпальницу. В 1788 г. -снова сгорел купол собора. В 1852 г. была вызолочена большая глава собора попечением псковского губернатора Черкасова А.Я. В XIX в. было переделано и удлинено крыльцо. В 1894-1896 гг. собор был оштукатурен снаружи цементным раствором, отделан отлитыми из цементного раствора лепными наличниками окон и орнаментами по рисункам архитектора Ф.М. Неструха. Когда собор не имел контрофорсов, то в верхний этаж вели две лестницы с северной и южной сторон из-под придельных церквей. В настоящее время они заложены.


Основные архитектурные особенности

Представляет собой симметричную 2-этажную композицию, состоящую из четверика, увенчанного традиционным пятиглавием и примыкающих к нему с севера и юга придельных церковок, переходящих в гульбище, опоясывающее храм с трех сторон. С запада рсположена пологая крытая лестница, ведущая на паперть второго этажа. Главный храм-четверик2-х этажной кубической формы , пятиглавый, трехапсидный, шестистолпный. Три световые барабана его расположены ближе к западной части храма. Перекрыт полуцилиндрическими и сомкнутыми сводами. Барабаны покоятся на подпружных арках: центральный-на пониженных и западные-на повышенных, два глухих (декоративных) восточных барабана покоятся на сводах перекрытия восточной части четверика. Столбы, на которые опираются арки и своды, имеют квадратную в плане форму. В юго-западном углу четверика в стене устроена каменная винтовая лестница, ведущая на хоры, вделанные в западную стену и чердак. Собор освещается большими окнами, расположенными в два яруса. У них арочные перемычки и ступенчатые подоконники. В западной стене, по сторонам от входа большие оконные проемы с глубокими подоконниками. Южная придельная церковка во имя святой Ольги Российской (первоначально во имя Всеволода Гавриила) четырехугольная в плане, одноапсидная, одноглавая с несветовым барабаном (это поздняя переделка), перекрыта коробовым сводом. Южная галерея перекрыта полуциркулярным сводом с распалубками над оконными проемами ( В настоящее время в ней устроен престол во имя Казанской Богоматери. Северная придельная церковка во имя Александра Невского, четырехугольная в плане, одноапсидная, одноглавая со световым барабаном , перекрытая сомкнутым сводом. Северная галерея перекрыта полуциркулярным сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. В настоящее время здесь устроен престол во имя Александра Невского. Подклет Троицкого собора был, вероятно, трехнефным храмом. Боковые нефы, видимо, заложены, В северо-западном углу находится палатка с отдельным входом в северной стене. Центральный неф состоит из нескольких помещений, сообщающихся между собой и перекрытых сомкнутыми сводами или сводами с распалубками. До 1770г. в нижнем этаже находилась церковь во имя св. Ольги . В 1776 г. нижний этаж обращен в усыпальницу , в которой были захоронены Псковские митрополиты, архиепископы и другие почетные лица духовного сана. ( Например, митрополит Иларион, умерший в 1693 г. , архиепископ Симон Тодорский, умерший в 1754г., епископ Гедеон Криновский, умер в 1763г. и др. ) Стены собора членятся лопатками : южная и северная на 4 части, а западная и восточная на 3 части. Каждое членение фасада завершается двухлопастными арками. Кровля четырехскатная. По горизонтали стен проходят две профилированнные узорчатые тяги. По верху гульбища проходит горизонтальная толстая косичка.Окна собора украшены наличниками двух видов. На южном и северном фасадах преобладают наличники , сделанные в конце XIX в. Они состоят из обрамляющих окно сухих плоских коленок, над которыми перекинута арочка с крестообразным узором. На апсидах и некоторых других окнах других частей собора наличники, одновременные собору, представляющие из себя сложную двухъярусную композицию фронтонообразной формы с основным мотивом крупных и более мелких валют. Все детали этих наличников выполнены в крупном рельефе, значительно выступают за плоскость стены, создавая тем самым на фасадах богатую игру светотени, что характерно для русской архитектуры к. XVIIв. На северном, западном и южном фасадах собора отреставрированный фриз , состоящий из поливных глазурованных многоцветных изразцов с орнаментами "вазонов" и " розеток". Фон изразцов -зеленый, рельефные орнаменты выполнены желтой, белой, синей и коричневой красками в живописной манере, характерной для второй половины XVIIв. 47 изразцов сохранилось подлинных, остальные выполнены заново. В интерьерах сохранились древние иконы: В четверике: 1. Св. Пантелеймон с 18 клеймами жития XV- нач. XVI в. Размер 86х72 см 2. Чирская Богоматерь -двухсторонняя икона XVIв., на обороте двое святых в рост ( Феодосий Печерский и св. Лука). 3. Копия Тихвинской Богоматери с двумя архангелами и Николай Чудотворец XVII в. Размер 89х70 см. 4. "Ольгин крест " -деревянный с басмой и живописью XVIII в. Размер 285х160 см На столбах иконы второй половины XVIII в. размер 200 х245 см преподобные Сергий и Никон Радонежские в молении (обновлена) , образ спасителя ( в рост) с крестом и открытыми язвами на теле, склеймами по бокам (со страстями Христа). Распятие с предстоящими, Александр Невский и Варлаам Хутынский в молении., Успения Богородицы ( сильно подновлена), князь Владимир и Ольга в молении ( под потемневшей олифой), Воскресение Христово, Константин и Елена, Державная Богородица. Казанский придел: 1. "Благовещение" XVIIв . (алтарь) Размер 150 х100 см 2. Спас Мироточивый ("Деисус") к. XVIIв. размер 317 х 140 см В алтаре главного храма: 1. Всеволод Гавриил XVIв. в рост с ризой из чеканного серебра 1762 г. Размер 140 х 78 см 2. Спас на престоле к. XVIIв. Размер 220 х 180 см. Над входом в главный храм: Деисус -XVII в. В главном храме 7-ярусный деревянный резной позолоченный иконостас к. XVII-нач. XVIIIвв.. -прекрасный образец " фломской" резьбы, получившей распространение в России во второй половине XVII-нач. XVIII в. Необходимо отметить, что из описи 1763г. известно, что в южной придельной церкви во имя Псковского князя Всеволода Гавриила в то время находилась деревянная рака Всеволода Гавриила (стояли у южных стен) и над гробом висел меч его. В 1834 г. арка была перенесена в главный храм, сделана была новая серебряная рака и поставлена между левыми колоннами . В притворе же находились две арки. У правой стены -князя Довмонта-Тимофея и меч его и арка Николая Юродивого. В притворе же стоял крест св. Ольги , который в настоящее время находится в главном храме. Все внутреннее убранство церкви Казанской Богоматери (в южной галерее) вывезено из других церквей г. Пскова и области. (со слов старосты церкви Н.С. Городинского) . Трехъярусный деревянный резной золоченый иконостас XIXв. перевезен из закрытой и снесенной в 1960-ые годы Казанской церкви в г. Пскове. Ряд икон XIX в. в деревянных резных киотах искусной работы из церквей д.д. Крапивно и Дубяги Гдовского района . Собор выложен из тесаной местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазан и побелен. Основные габариты: четверик 24,5 х 36,5 . Четверик с приделами и гульбищем : 37 х 43,5


Общие сведения

До сего времени собор-это вертикаль, которая держит на себе весь город. Однако, архитектурные особенности памятника и история его длительного строительства изучены еще недостаточно и место этого памятника в истории русского и местного зодчества не выявлены в достаточной мере.


Предметы особой охраны
Резной позолоченный иконостас к.XYII- н.XYIIIвв., в интерьерах сохранились древние иконы XY-XYIIвв., глазурованные многоцветные изразцы XYII в.

Состояние объекта
хорошее

Комментарий к техническому состоянию
Требуется выполнить косметический ремонт и полностью заменить пришедшую в негодность электропроводку.

Реставрационные работы
золочение купола

обследование, проект реставрации, восстановительные работы

ремонт

реставрация фриза

частичный архитектурный обмер


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Персоны
Довмонт (Тимофей), Даумантас (Daumantas)
прах покоится в Троицком соборе

Алексей-князь
погребен в 1360 г.

Александр Невский
северная придельная церковка во имя Святого Александра Невского

Ольга княгиня, Святая Равноапостольная
повелела построить в X веке


Библиография
Архив ПСНРПМ, N 1.2.1.-77 Перл Е., Цивин В. Поясниетльная записка к работам по реставрации израсцового фриза на Троицком соборе. 1972 г.
ГАПО, ф. 74, оп. 2, е.х. 8 л. 176. Топографическое описание псковского наместничества, 1790 г.
ГАПО, ф. 903, оп.3 е.х. 1 Дело по итогам расследований злодеяний немецко-фашистских захватчиков 1944-1945 гг.
ГАПО ф. 39, оп. 1, е.х. 1084, 1951, 1035, 1135, 1127, 5818. Клировые ведомости собора за 1790, 1798, 1814, 1818, 1821, 1853 гг.
Князев А. Историко-статистическое описание Псковского кафедрального Троицкого собора. М, 1858
ЛОИА, метрика Троицкого собора. 1887г. ф. Р-ш, д. 5437
Максимов П.Н. и Брайцова О.И. Архитектура второй четверти-конца XVII в. Всеобщая история архитектуры. М.,1968, стр. 135, 136
Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., 86-88
Спегальский Ю.П. Псков, Искусство, Альбом, 1968, стр. 124-128
ЦГАДА, ф. 18, оп.1 , е.х. 250. Дело о возобновлении погоревшего в Пскове собора, 1770 г.
ЦГАДА, ф. 280 рп.3,е.х. 455. Опись Троицкого собора за 1763 г.