Первая церковь во имя Василия была построена на горке, у подножия которой протекал ручей в 1377 г. В 1597 г. горка в летописях уже именуется Васильевой. В летописях под 1415 записано: "В лето 6921 поставлена бысть церковь камена святого Василья на Горке". Эту же дату подтверждает и первая Псковская летопись. Далее Псковские летописи упоминают о церкви Василия на Горке под 1562 годом по случаю большого пожара. "Лета 7070-го таков пожар не бывал николи в Пскове... а так же бог помиловал... да Василия Великого...". Возле церкви проходила стена среднего города с Васильевской башней. Здесь же висел "Сполошный" колокол. - "8 сентября 1581 г. в 5 часу дня, тогда... войско Батория двинулось на приступ... Увидя "великие многие полки с знаменами на проломанные места идуще, государевы бояре и воеводы и все воинские люди и псковичи в осадны колокол звонити висяще в среднем городе на стены градовной у великого Василья на Горке... весть дающе литовского к городу приступа всему псковскому народному множеству...". "В 1786 году церковь Василия с горки (в виду малочисленности прихода) была приписана к церкви Николая со Усохи". А в 1820 г. в числе других церквей Пскова назначена к уничтожению: "К уничтожению назначается ... церковь Василия Великого. Кровля на оном ветха, в стенах и сводах трещины, стоит в заулке, прихода не имеет..." (Из рапорта губ.архитектора Франца Ябса Псковскому губернатору.) Далее из того же документа следует: "На главе церкви Василия Великого крыша из чешуи, сгнивши, при оной придел вроде кладовой каменной, ветхой и крыши сгнивши, при которой церкви каменная стена на лицевую улицу вовсе ветхая и угрожает падением. Однако из документов 1829 г. следует: "Иоакимо-Аннинскую и Василия Великого с Горки, яко оставленные в своем существовании... дозволено починкой исправить".В 1830 г. упала от ветхости северная теплая придельная церковь Алексея Человека Божьего, а к 1857 г. вся церковь, в том числе и придел были возобновлены. С 1875 г. церковь была приписана к Иоанно-Богословскому Крыпецкому монастырю - стала его подворьем в Пскове. В 1896 г. был произведен ремонт церкви, в результате которого четверик, придел и колокольня "были покрыты новым листовым железом и окрашены медянкою". "Тогда же храм увенчан куполом с крестом". Из описания церкви 1915 г. следует: - "... при сей церкви нет ни часовни, ни ризницы и нет библиотеки. Все нужное для богослужения во время крестного хода привозится из монастыря. (Крыпецкого)... В главном холодном храме... особо чтимая икона св.Василия Великого старинной живописи в серебряной ризе и позлащенным венцом..." В клировой ведомости 1920 г. - опись колоколов ц.Василия на Горке. "Первый - 40 пудов второй - 30 пудов 3-й и 4-й - по 12 пудов и два под звонка по 1 пуду. Один из подзвонков был разбит и увезен в монастырь (Крыпецкий). Под 1921 г. значится: "В настоящее время все имущество (принадлежащее церкви), состоит в управлении домового комитета, а церковь взята на учет Псковским Губернским археологическим обществом по охране памятников искусства и старины". Прежде всего изменению подверглось покрытие храма. Первоначальное покрытие церкви было позакомарным, перекрытым по 3-м полукружиям с каждого фасада. Это предположение подтвердилось при расчистке одного из карманов покрытия четверика (юго-западного), где западная закомара повторяет наружный абрис соответственного свода в интерьере, а южная закомара - ложная, существующая в кладке южной стены четверика. Ее абрис хорошо прослеживается. Хорошо видны следы водостоков: угловых и в стенах между закомарами. Найденные гвозди, остатки дерева и сопоставление разниц в отметках верхнего подпружного свода и следов центральных закомар на фасадах дают основание полагать, что покрытие закомар было по деревянным кружалам и обрешетке. Сохранившиеся на стенах четверика пяты завершений центральных закомар соответствуют абрису и отметкам повышенных сводов церкви, "что отвергает предположение исследователей о ступенчатости центральных закомар". Значительно переделан и упавший по ветхости в 1830 г. и возобновленный в 1857 г. северный Алексеевский придел. Скорее всего, это могла быть бесстолпная с повышающимися к световому барабану сводами церковка, построенная за одну связь с основным объемом храма - четвериком. С западной стороны к церкви примыкает крытая паперть, пристроенная, очевидно, позже. Из колокольни видна наружная обработка средней части паперти, повышающимися лопастными арками, следовательно, есть данные предполагать, что покрытие паперти было пощипцовым. "На западной стене северного придела до ремонта, проводившегося в 1948-1950 гг. была видна пята арки, судя по которой можно предполагать, что первоначальная галерея во втором ярусе (приделов) была открытой, с широкими проемами. На северной стене придела до его оштукатурки были видны внизу остатки пят двух арок, указывавшие, что к нему примыкала пристройка с широкими открытыми проемами, перекрытыми арками... Западная часть храма совершенно искажена, к ней в ХVIII в. пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница... За ХVIII в. этот выдающийся памятник творчества псковских каменщиков пришел в такую ветхость, что "по неудобности к исправлению и безобразному виду" был назначен на слом. Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен. При ремонтах XIX в. он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос ХVII в. Глава на храме целиком сделана в XIX в."
В настоящее время композиция памятника включает в себя четверик обстроенный приделами с южной и северной сторон, притвором с запада и новой колокольней над папертью. Все здание церкви стоит на высоком подклете. Основной объем памятника - четырехстолпный трехапсидный четверик, перекрытый полуцилиндрическими повышенными подпружными сводами, несущими световой барабан. Западные столбы в плане круглого сечения на значительную высоту почти до пят нижних подпружных сводов, где посредством прокладной плиты большего сечения они переходят в квадратные. Восточные столбы скруглены с восточной стороны и переходят в квадратные в обычном уровне; с запада эти столбы плоские - к ним прислонялись тябла иконостаса, для которых в северной и южной стенах церкви сохранились гнезда. Оконные проемы в барабане четверика не ориентированы по странам света, т.е. их шесть, вместо обычных четырех или восьми. Они не растесаны. Не растесанными в позднейшее время остались здесь и основные оконные проемы в западной, северной и южной стенах четверика. Растесаны лишь центральные оконные проемы в алтаре и жертвеннике. Остальные сохранились в древнем виде. Это - щелевидные проемы с очень большими откосами внутрь; подоконники их ступенчато поднимающиеся. Проемы дают мягкое освещение интерьера. Древняя северная придельная церковь в плане квадратная с одной апсидой. Квадрат ее был перекрыт перекрещивающимися ступенчатыми арками. Нижние арки были перекинуты с северной стены на южную, следующие над ними с востока на запад, затем опять с севера на юг, что подчеркивало стремление вверх к свету. Центральную часть перекрывал световой барабан. В настоящее время этот древний северный придел имеет плоское деревянное перекрытие. От сводов сохранились лишь пяты нижних арок. Алтарь заложен, западная стена растесана. Северный придел, примыкающий к нему с запада имеет плоское перекрытие. В южном приделе - свод коробовый, по замку которого проходит продольная трещина в направлении восток-запад. Древний притвор имеет трехчастное деление в плане, центральная часть которого перекрыта полуцилиндрическим сводом в направлении восток-запад, а боковые - отделенные от центрального свода арками - ползучими сводами в сторону северного и южного приделов. Ярус колокольни в отметке притвора перекрыт коробовым сводом с распалубками над входными и оконными проемами. В юго-западном углу помещения - остатки каменной лестницы, которая вела к верхнему ярусу со звонами. Церковь на высоком подклете, вход в который с северной стороны. Стены подклета, четверика, приделов выложены из псковского известняка на известковом растворе. Интерьер подклета обмазки не имеет. В настоящее время основной объем храма - четверик покрыт позднейшей четырехскатной кровлей. Фасады четверика разделены соответствующими внутренним столбам лопатками на 3 части, каждая из которых увенчана полукружием. Апсиды увенчаны традиционным трехчастным псковским орнаментом, состоящим из треугольников и впадинок. Барабан четверика имеет тот же узор.
Церковь Василия на Горке занимает исключительное место в истории развития русской архитектуры и имеет большое градостроительное значение как для старой, так и для новой планировки г.Пскова. Это интереснейший и единственный в Пскове памятник с позакомарным покрытием при обычной планировке интерьера.
консервационные
ГАПО, Ф.567, оп.1, д.16, л.28.
ГАПО, Ф.1767, оп.2, д.48. л.14.
ГАПО, Ф.20, оп.1, д.649, лл.13.43.
ГАПО, Ф.22, оп.1, д.328, лл.276,754 об.
ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1148, л.3.
ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1251, л.6,40.
ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1246, лл.2,3,6.
Грабарь И.Э. О русской архитектуре.,1969 Зодчество Новгорода и Пскова, с.136.
Евлентьев К.Г. Городская летопись. Псковские губернские ведомости 1871 г., № 33.
Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.25,53,55,64,69,85,133,167.
Повесть о прихождении литовского короля Стефана. Чтения 1847 г., с.23, М.-Л., 1952, Изд-во АН СССР, с.65.
Псковские летописи. М.,1941, т.1, с.33.
Псковские летописи. М.,1955, т.2, с.105.30,36,242.
Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с.140,141,153,154,175,181,182,184,186,187,191,201,202,288,316,317,329,351,352,363,386,391.
Спегальский Ю.П. Псков. Архитектурные памятники. Л., Ленииздат, 1972., с.128,130.