-
Церковь Преображения. Общийй вид с юго-востока. Фото Б.Скобельцына. 1976 г.
-
Церковь Преображения. Фрагмент южного фасада трапезной и четверика. Фото Б.Скобельцына. 1979 г.
-
План церкви. Обмер Б.Скобельцына. 1969 г.
-
Церковь Преображения. Иконостас. Царские врата. Фото Б.Скобельцына. 1977 г.
-
Церковь Преображения. I ярус иконостаса. Фото Б.Скобельцына. 1977 г.
Известно, что древняя деревянная церковь на погосте Вехно к середине ХVIII в. сильно обветшала. В 1757г. поступило прошение от Новгородской епархии и местных прихожан о постройке новой каменной церкви с тем же названием /во имя Преображения Господня/ с тремя приделами. В том же 1757г. в Новгородскую епархию поступило предписание /по указу Екатерины II и Синода/в Вехно вместо деревянной ветхой церкви Преображения Господня с приделом Варлаамия Хутынского построить каменное строение с тремя приделами /Богоматери Казанской, зачатия св.Иоанна Предтечи и препод.Варлаамия Хутынского/. По описи церквей и их имущества 1764г. в погосте Вехно /Пусторжевский уезд, Псковской провинции, Новгородской епархии/ значится две церкви во имя Преображения Господня - одна деревянная, ветхая, однопрестольная, в ней колокольня каменная... и другая..., вновь построенная церковь каменная, в ней имеет быть с приделами четыре престола еще не освещенные". Новая каменная церковь была освящена, очевидно, 1767г., т.к. в клировых ведомостях XIX в. этот год считается датой сооружения церкви. Строителем церкви /т.е., главным заказчиком/ в клир.ведомостях XIX в. считается прихожанин майор Иван Михайлович Кокошкин. С 1795г. в клировых ведомостях упоминается при церкви и колокольня каменная. В 1676г. в главном храме устроен деревянный пол, вместо дикой плиты. В клировых ведомостях XIX в. предполагается /судя по архитектуре/, что колокольня пристроена позднее церкви. В XIX в. существовал престол в притворе на антресоле во имя препод. Варлаама Хутынского, позже он был устроен в притворе.
Преображенская церковь расположена на возвышенном берегу озера Вехно. Вокруг церкви кладбище. В летнюю пору церковь утопает в зелени разросшихся деревьев. Доминирующей частью композиции является основной объем храма - мощный четверик с возвышающимся над ним восьмериком, восьмигранной кровлей, малым световым восьмигранным барабаном с возвышенной граненой кровлей и металлическими главою и крестом. С запада к четверику прилегает трапезная с оконными проемами, размещенными в двух ярусах. К западному фасаду трапезной примыкает трехъярусная колокольня со шпилем. Она уравноешивает общую композицию, подчеркивая ее вертикальный характер. С востока к основному объему примыкает примерно на половину его высоты, апсида. Отсутствие приделов делает эту композицию строго симметричной, ее планировочная структура вытянута от востока к западу: апсида, четверик, трапезная, колокольня. Преображенская церковь - бесстолпный храм, переход от четверика к восьмерику осуществлен посредством тромпов. Восьмерик перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом, на котором восьмигранный световой барабан с четырьмя оконными проемами, размещенными по странам света. На южной и северной стенах четверика по два оконных проема в верхних ярусах, по одному оконному и дверному проемам в первых ярусах. Оконные и дверные проемы имеют арочные лучковые перемычки, металлические кованные узорчатые решетки. Деревянные двери обиты железом. Апсида, вытянутая к востоку, пятигранная, с двумя оконными проемами и нишами-шкафчиками в северной и южной стенах. В восточной стене большой арочный проем, ведущий в алтарь, к этой стене примыкает иконостас. На высоте пят столбов и в световом барабне сохранились металлические связи. В западной стене большой проем, ведущий в трапезную, имеющую плоское перекрытие: южная и северная стены в двух ярусах, по два в каждом имеют по четыре оконных проема. В западной стене дверной проем, ведущий в колокольню. Фасады основного объема четверика и притвора декорированы лопатками. Эти лопатки, размещенные по краям стен, соединены между собою многообламным карнизом. Оконные и дверные проемы оформлены наличниками: тричетвертные колонки соединены между собою внизу и вверху профилированными поясками (тягами). Завершение наличников имеет ограненную форму с термя остроколиками. Все детали наличников массивные, выполнены в высоком рельефе и создают на фасадах живописную игру свето-тени. Восьмерики, большой и малый световой, имеют аналогичное фасадам основного объема оформление. В местах стыковок граней лопатки, соединяющие между собой многообламным карнизом. Наличники оконных проемов состоят из тех же элементов. Оконные проемы светового барабана декорированы тричетвертными колонками-валиками, соединяющимися между собой поясками. Этот барабан имеет кровлю по форме, напоминающую перевернутую граненую рюмку, венчает кровлю металлическая луковичной формы (восьмигранная) глава с позолоченным яблоком и крестом. Оконные проемы апсиды и ниша центарльной грани декорированы наличниками той же формы, что и фасады четверика. В местах стыковки граней - пилястры, соединенные между собою многообламным карнизом. На уровне завершающих частей и наличников окон эти лопатки имеют перехваты, состоящие из двух валиков (верхний с полочкой) и между ними поребрик. Кровля апсиды металлическая граненая. Притвор декорирован лопатками, соединенными между собой многообламным карнизом. Оконные проемы декорированы наличниками той же формы, что и наличники четверика, только наличники окон второго яруса не имеют фигурных завершений (здесь по верху окон проходит карниз притвора). На западном фасаде притвора во втором ярусе сохранились наличники (видимо, заложенных окон после сооружения колокольни). трехъярусная колокольня с шатровой четырехгранной кровлей и барабанчиком, коническим шпилем, завершается яблоком и крестом. Фасады декорированы лопатками, последние в первом и втором ярусах завершаются капителями, колокольня имеет междуярусные тяги. Первый ярус имеет три арочных проема, второй три щелевых, фасады этого яруса обрамлены рамками. Третий ярус имеет три арочных проема для колоколов. Вокруг кладбища валунная ограда с двухскатной кровлей, в юго-западной части которой кладбищенские врата, имеющие трехлопастное завершение, над каждой аркой металлические главы луковичной формы с крестами. Ворота и двери калитки - металлические узорные кованые. В церкви сохранился деревянный 3-х ярусный иконостас XVIII века. он в виде сплошной стены с основанием и в центральной части сложной формы завершением, увенчанным резным Распятием с предстоящими. Иконостас обильно украшен резьбой высокого рельефа, рокайльного характера. Резьба сосредоточена в основном на рамках икон, царских дверях, колоннах и пилястрах.. На южной и северных стенах четверика висят иконы XVIII в., в резных ажурных рамах (вверху по 2 головки ангелов) отличной ручной работы (размер 86 х 62 см). На южной стене с изображением Великомученицы Екатерины и кн. Александра Невского. На северной стене: св.Елизавета и архангел Михаил. Размер церкви 29.4 х 12.2 м. Церковь выложена из большемерного кирпича, обмазана и побелена.
Преображенская церковь в Вехно относится ко второй половине XVIII века - времени перехода к новому стилю-классицизму. Это один из наиболее совершенных храмов типа "восьмерик на четверике" земли Псковской. В нем сочетаются черты барокко с элементами стиля классицизма (решение планировочной структуры).
заказал строительство
ГАПО ф. 39, оп. 1, д.478,479. Клировые ведомости церкви за 1790, 1795 гг.
ЛОИА, Ф.Р-III, д.5560. Метрика церкви. 1887 г.
ЦГАДА, Ф.280, оп.3, д.859. Опись Преображенской церкви, 1764 г. л.2,14.
ЦГИА, Ф.296, оп.38, д.5. О построении каменной церкви в погосте Вехно Пусторжевского уезда. 1757 г.