-
Схематический план усадебного парка. Усадьба Лореров-Розенов. XIX в. д.Гораи, Горайская волость, Островский р-он.
-
Усадебный парк. План 1857 г. Усадьба Лореров-Розенов "Гораи". XIX в.. д.Гораи, Горайская волость, Островский р-он.
-
Усадьба Лореров-Розенов "Гораи". XIX в. Барский дом. д.Гораи, Горайская волость, Островский р-он.
-
Усадьба Лореров-Розенов "Гораи". XIX в. Парк. Партер перед баоским домом. Фото 1914 г. д.Гораи, Горайская волость, Островский р-он.
-
Усадьба Лореров-Розенов "Гораи". XIX в. Парк. Парковая терраса с рядовыми посадками лип. Фото 1990 г. д.Гораи, Горайская волость, Островский р-он.
-
Усадьба Лореров-Розенов "Гораи". XIX в. Парк. Фигурный пруд. Фото 1990 г. д.Гораи, Горайская волость, Островский р-он.
-
Усадьба Лореров-Розенов "Гораи". XIX в. Парк. Липовая аллея. Фото 1990 г. д.Гораи, Горайская волость, Островский р-он.
Огородами
Автор и архитектор неизвестны. Усадьба "Гораи" была построена в начале XIX века Александром Ивановичем Лорером. "Это был храбрый кавалерист, раненный под Аустерлицем и Фридландом, сражавшийся со шведами в 1809 году. Затем он поселился в деревне, где и умер в 1824 году" - так описывает первого владельца имения журнал "Столица и усадьба (№ 23) в 1914 году. "Он был женат на Марии Ивановне Корсаковой, одной из выдающихся женщин того времени. Ей обязаны Гораи своими художественными ценностями. Будучи близко знакома с выдающимися художниками, она имела обыкновение заставлять каждого рисовать себя в альбом. Этот альбом в великолепном переплете хранится в Гораях. В нем можно увидеть и ранние акварели Айвазовского и рисунки Воробьева, и много других замечательных произведений". Известно, что Елизавета Петровна Нарышкина, после смерти мужа в 1863 г., часто и подолгу гостила у своей тетки, Марии Ивановны, в селе Гораи Островского уезда, Псковской губернии. К этому периоду истории усадьба Лореров относится план 1854 года. Видно, что усадьба удачно расположена на трассе Остров-Опочка и имеет прекрасное сообщение с губернскими городами и Псковом, контур усадьбы имеет четкие геометрические границы и хорошие подьездные дороги. Усадебный дом с мощеным двором перед северным фасадом занимает центральный участок. Главная ось усадьбы, соединяющая барский дом с центром парка подчеркнута аллеей, разбивающей парк на две почти симметричные части. Центральная аллея пересечена поперечными и лучевыми аллеями. Все они объединены кольцевой или окружной аллеей. Границы усадьбы обвалованы. Вероятно, несколько позднее Гораи были преобразованы на манер итальянских садов с высокими террасами в углублении склона холма, посадками шпалерных лип вдоль стенок ниши и по бровкам террас. На участке между террасами и домом был разбит цветочный партер. Все это придавало усадьбе более парадный и изысканный вид, простым и величавым нормам господского дома - торжественность и законченность. В конце XIX века владельцами имения становятся барон Георгий Владимирович Розен, воспитанник и приемный внук Лореров, а затем, после его смерти, жена - Ольга Николаевна Розен. К этому времени парк приходит в некоторое запустение: шпалеры перестали стричься, переросли, парковые насаждения получали минимальное внимание. Но в начале XX века начинается новая волна благоустройства усадьбы, о составе парковых насаждений вводятся различные экзоты: акация белая, тополь душистый и белый, каштан, пихта сибирская, липа войлочная. Вероятно, в то же время был вырыт пруд с островком в южной части парка. Данные предположения об истории развития паркового ансамбля были выдвинуты в результате анализа натурных обследований планировки и древесно-кустарниковой растительности усадьбы, а также косвенным образом подтверждаются историческими документами. Усадебный парк в целом сохранился. От каменного господского дома уцелело левое крыло, к которому сейчас пристроено совремнное здание школы. Рядом - каретник из булыжного камня (ныне оклад). На западном берегу пруда обнаружен фундамент старой постройки. Партер перед господским домом утрачен. На его месте - два совхозных дома для приезжих и остатки плодового сада.
Усадьба "Гораи" расположена на юго-восточном склоне высокого холма в равнинной местности, в центре поселка. Площадь памятника - 5.6 га. Композиционная структура парка, сложившаяся за почти двухвековой период развития усадьбы, в целом сохранила свои основные планировочные элементы. Пограничный земляной вал с рядами лип и дубов создает четкий прямоугольный контур парка. Сад имеет ясно выраженное осевое построение. Главная продольная ось вдоль склона холма, соединяющая основные композиционные узлы, была намечена еще при первоначальном устройстве усадьбы. Перпендикулярно ей - поперечная ось, образованная густой аллейной посадкой лип (выпало 30% деревьев), крестообразно пересекающиеся композиционные оси, делят парк на 4 части. Раньше в них располагались живописные пейзажные группы и поляны. Необходимо отметить, что хорошо развитые экземпляры 140-170 летних лип, кленов, дубов, прекрасно выдержанный масштаб композиций уцелевших пейзажных групп в западной части парка - говорит о высоком мастерстве создателей усадебного сада. Основные композиционные узлы - господский дом, партер, ниша с "итальянскими" террасами, центральная видовая площадка - размещаются на главной продольной оси усадьбы. Позднее на рубеже XIX-XX веков к ним добавляется копаный пруд с небольшим островком, к которому от центра парка вела пихтовая аллея (уцелела частично, выдел 16). Парковое пространство имения строилось на замкнутых, внутренних композициях. Отсюда тщательная разработка и продуманность элементов планировки. Каменный господский дом, располагался на вершине холма и доминировал над окружающим ландшафтом и парком. Простая, лаконичная архитектура дома, подчеркивалась стриженными рядами живых изгородей. Перед юго-восточным фасадом хозяйского дома, на верхнем участке склона располагался цветочный партер с декоративными кустарниками и набивными дорожками. Далее, на продольной композиционной оси в углублении (нише) склона холма размещались террасы, устроенные на манер итальянских садов, с уступами наклонных плоскостей (пандусов) вместо лестниц, служащих для переходов с одной террасы на другую. Устройство ниши позволило искусственно увеличить высоту террас и придать им более четкие формы (наподобие архитектурных). Стенки ниши и бровки террас были засажены шпалерами из липы мелколистной, которые также подвергались стрижке. Подножие террас оканчивалось полукругом таких же лип, обрамлявших видовую площадку в центре парка. Отсюда открывалось все великолепие и величавость композиционного замысла автора, классические формы господского дома, подчеркнутые геометрически правильными линиями террас, ниши живых изгородей и шпалер, вызывали у посетителей образ итальянской виллы средневековья. Скульптура и беседки, несомненно дополняли парковые композиции (одна из таких беседок хорошо видна на снимке из журнала "Столица и усадьба". Следы ее также обнаружены на насыпной горке в западной части парка.). Насыщенность парка разнообразными экзотами и цветочный партер усиливали этот эффект и позволяли создать владельцам усадьбы впечатление большого, богатого парка при относительно малом пространстве занимаемой площади. С центральной видовой площадки также открывались интересные перспективы и виды на пониженную, более пологую половину парка. В просвете пихтовой аллеи серебрилась водная гладь пруда; центральная липовая аллея (утрачена) - направляла взгляд через просвет пограничных посадок на бескрайние окрестные поля и равнины. Третий луч перспективы рассеивался в пейзажных группах вековых дубов, лип и полянах восточного уголка парка. В настоящее время эта половина парка заболачивается, зарастает порослью и самосевом осины, тополя, ивы, липы, ели, ясеня 20-50 лет. Пруд заилился, затянут ряской. Проточность водоема и мелиоративная сеть нарушена. Усадебные посадки, основу которых составляют 130-170-летние липы, дубы, клены (единично вязы), страдают от избыточного увлажнения, усыхают; имеют дупла, гнили, сухобочины (55%). Шпалерные посадки лип разрослись, приняли уродливые, искривленные"формы, угнетены, 1ОО% имеют стволовые гнили и дупла. Сохранились 80-90 летние экземпляры акации белой, тополя душистого и белого, пихты сибирской, поросль липы войлочной. Цветочный партер утрачен. На его месте остатки яблонь послевоенного плодового сада и заброшенные совхозные дома для приезжих (два, деревянные). Северная часть парка застроена жилыми домами и огородами. Аллейная дорога разбита и разъезжена машинами. Историческая дорожно-тропиночная сеть практически утрачена полностью. На месте господского дома устроены спортивная и детские площадки, кирпичное здание школы пристроено к уцелевшему правому крылу барского дома. Возле школы сохранились клены, ясени и усыхающая лиственница сибирская (90 лет). Рядом - старая постройка из булыжного камня - каретник (ныне склад). Дороги вокруг школы и подъезд к парку заасфальтированы. Памятник нуждается в срочной реконструкции с проведением мелиоративных работ и восстановлением исторических объемно-пространственных композиций.
Парк имения Лореров-Розенов первой половины XIX и начала XX вв. с интересными террасами, устроенными в итальянском стиле, аллеями и живописными пейзажными группами деревьев - неординарный образец усадебного строительства. Парк смешанного типа.
жена
Лорер Александр Иванович
владел в нач. XIX в., устроил
Нарышкина (урожд.Коновницына) Елизавета Петровна
часто бывала
Розен Георгий Владимирович
владел в кон. XIX в.
Столица и усадьба., № 23.
ЦГАДА, Ф.1354, оп.394, д.Г-187 син.
ЦГИА, Ф.593, оп.27, д.339.
ЦГИА, Ф.593, оп.17, дд.209-211.