На первую страницу На первую страницу
2/28
Наименование объекта уточненное
Церковь Косьмы и Дамиана

Уточненная датировка архитектуры
1863 г.; 1912 г.

Адреса уточненные
Гдовский район/Гвоздно д, Первомайская волость

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Не используется

Документы о принятии под охрану
Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

Историческая справка

Первая церковь во имя Козьмы и Дамиана была построена в Гвоздно с благословения Феофана Прокоповича в 1728 году. Она представляла собой деревянный двух - купольный храм, снаружи обшитый досками, внутри обитый холстом и окрашенный белой краской. В XIX веке церковь обветшала и была сломана. В 1858 году в Гвоздно, которое со времени строительства здесь первого храма и устройства около него кладбища в официальных документах стало именоваться погостом, было начато возведение новой каменной пятикупольной однопрестольной церкви. Храм возводился по проекту архитектора Калитовича и был освящен 2-го июля 1863 года. Длина постройки равнялась 11,5 саж., ширина 5,5 саж. Территория вокруг храма была обнесена каменной оградой. Храм возводился на денежные пожертвования, собранные в Петербурге. Кроме того, для строительства храма Мария Павловна Корф, дочь бывшего петербургского военного генерал-губернатора Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, пожертвовала 250 тыс. кирпичей, 300 дерев строевого леса и около 30 рабочих. До 1843 года причт церкви Козьмы и Дамиана в погосте Гвоздно составляли священник и два причетника. В 1843 году была прибавлена просвирня. В 1877 году за счет церкви и прихожан при храме была построена сторожка и дом для проживания священника. К 1880-м годам под церковью, кладбищами и усадьбой притча находилось 4 десятины земли (около 4, 36 га). К 1880-м годам храм в общей сложности владел 40 десятинами земли.8 октября 1908 года в храме произошел пожар. В результате «… погибла вся утварь церковная, полный звон, своды и все главы». Тогда же председатель и члены строительной комиссии по восстановлению храма обратились к императору Николаю II с просьбой о выделении пособия на ремонт церкви. В 1909 году петербургским епархиальным архитектором Аплаксиным А.П. был составлен проект реконструкции храма. 8 октября 1912 года восстановленный храм был освящен. По-видимому, в новой постройке был использован фундамент и часть стен сгоревшего каменного храма. В ходе реконструкции объемная композиция храма была обогащена пристройкой трехъярусной каменной колокольни и часовни. Храм получил новое завершение и фасадную отделку в «ново-русском» стиле. Храм оставался действующим до начала 1960 – х годов. В 1961 году его закрыли. Вся церковная утварь была вывезена в Псков. Здание использовалось колхозом под мастерские для ремонта тракторов, позднее – как склад удобрений. В 1999 году была зарегистрирована церковная община и начаты мероприятия по восстановлению храма. 14 июля 2003 года была отслужена первая Божественная литургия. У алтарной стены храма сохраняются захоронения. Из надгробий сохранилось одно – стоявшее ранее на могиле М.П.Корф (урожденной Голенищевой - Кутузовой), умершей в 1877 году. Надгробие перемещено с места захоронения и установлено на новом месте к северу от алтаря.


Основные архитектурные особенности

Церковь Косьмы и Дамиана расположена на окраине деревни Гвоздно, на пригорке. В летнюю пору она плохо просматривается со стороны деревенской улицы, благодаря разросшимся деревьям и кустам. Хорошо видна с южной стороны, с поля. Это бесстолпный, одноапсидный, пятиглавый храм с шатровым завершением центрального светового барабана, вытянутый по оси восток-запад. Объемно-пространственная структура храма представляет собой следующее: основной приподнятый кубический объем четверика. Шатер с главой центрального барабана, четыре малых на углах четверика придают общей объемной композиции характер пирамиды, стремящейся к вертикализму. С востока к основному объему примыкает дважды пониженный объем апсиды (восточная стена ее с предалтарной частью покрыта своей кровлей, имеющей килевидное завершение), покрытой волнистой кровлей. С запада к четверику примыкает пониженный объем трапезной с трехскатной кровлей, к последнему притвор с массивным ярусом колокольни, возвышающейся над объемом трапезной и уравновешивающей вознесшуюся ввысь шатровую кровлю барабана четверика. К южному фасаду апсиды примыкает часовня с крыльцом, прямоугольная в плане. Ее объем чуть возвышается над фасадом апсиды. Она покрыта по типу крещатых бочек восьмискатной волнистой кровлей, увенчанной шатриком с луковичной главкой и перехватом. Фасады ее имеют килевидное завершение. Аналогичное завершение у западного фасада двухстолпного крыльца часовни. Декор фасада сложен: он представляет собой смешение элементов декора древнерусской архитектуры с новыми деталями, характерными для новорусского стиля и модерна. оформление южного и северного фасадов четверика происходит от трехчастных членений фасадов архитектуры средневековья с той лишь разницей, что здесь средние лопатки как бы обрублены. Боковые лопатки соединяются со средними короткими ползучими арками, последние соединяются между собой полуциркульныой аркой. Центральная часть фасада завершается килевидной лопастью с бегунцом в средней части. Фасады прорезаны узкими оконными проемами, подчеркивающими вертикальный характер всей объемной композиции. Средний оконный проем значительно больше двух боковых, под ним в углублении спаренные малые оконные проемы. На северном фасаде они исчезли: на их месте проломан большой дверной проем при приспособлении колхозом церкви под гараж. Над центарльными окнами - металлические козырьки, по бокам которых и внизу - квадртаные нишки. Насыщен и сложен декор барабанов четверика. Центарльный световой барабан имеет восемь граней. Грани, расположенные по странам света, имеют световые узкие оконные проемы с арочными перемычками, остальные грани с ложными окнами. Каждая грань имеет по бокам лопатки, которые соединяются между собой аркой, образуя рамки. Завершаются грани килевидными лопастями. Каждая грань шатра в совем основании имеет декоративный кокошник с ложным окном и с аналогичным граням барабана оформлением, только меньшим по размерам. Соединяясь между собой эти кокошники образуют декоратвиный пояс. Восьмигранный шатер несет на себе круглый барабан с главою луковичной формы с металлическим крестом. Под отливомм главы на барабане аркатурный пояс. Малые декоративные восьмигранные барабаны в основаниях имеют постаменты квадратные в плане углы четвериков перекрыты у переходов к восьмерику двухскатными кровельками. Каждый малый барабан украшен четырьмя ложными окнами, расположенным по странам света. Над окнами и по всем граням проходит аркатурный поясок ввиде полочки. Завершают грани килевидные лопасти, покрытые металлической кровлей. Верхняя часть этих барабанов круглая в плане, завершается выступающим аркатурным поясом. Главы с перехватами венчаются металлиическими узорчатыми крестами, в основаниях которых яблоко. Кровли глав металлические. По верху всех фасадов четверика проходит профилированный карниз. Фасады трапезной (южный и северный) завершает такой же профилированный карниз. На каждом фасаде по два окна. Нижнее узкое с наличником и верхнее широкое с арочной перемычкой, со столбиками по бокам по бокам. Боковые лопатки, сверху выступающая полоса, снизу цоколь - образуют на этих фасадах рамки. В ином ключе решен сильно развитый западный фасад притвора. Его средняя выступающая часть с перспективным порталом является основанием колокольни. По бокам с юго и севера примыкают несимметричные части притвора. Правая меньшая часть, в первом этаже имеет полуциркульное окно, разделенное напополам широким простенком. Во втором этаже малое окно с арочной перемычкой. Верхняя часть фасада чуть выступает, повторяя уклон односкатной кровли и арочную перемычку окна. Сбоку фасада эта часть опускается обрубленной лопаткой, под которой три квадартных нишки в одном ряду. Северная часть западного фасада в первом этаже имеет такое же окно, как и на южном фасаде ( в первом этаже). Окно второго этажа с арочной перемычкой имеет наклонное основание, повторяющее уклон косоура лестницы. Этот фасад является фасадом лестничной клетки, а также часовни, примыкающей к притвору с севера, он завершается килевидной лопастью. На части фасада часовни ниша с козырьком для иконы. Центральная часть с перспективным порталом представляет собой фасад трехъярусной колокольни. Над порталом три окна: среднее с арочным проемом и по бокам с четверть-циркульными перемычками (аналогичные по формам окнам первого этажа). массивный ярус звона имеет четыре квадратных в плане постамента под бочкообразные столбы, несущие на себе арки и килевидные завершения фасадов яруса звона, покрытого по типу крещатых бочек, несущих декоратвиный, курглый в плане барабан с горизонтальным валиком и аркатурным пояском. Глава металлическая шлемовидной формы с крестом. Кровли колокольни и притвора металлические. В многосложной кровле колокольни часть с восточным и западным фасадоами повышена относительно южного и северного. На западном фасаде над арочным проемом звона крест, выложенный из кирпича и вписанный в круг. По бокам над столбоами маленькие квадратные нишки. Кровля крыльца-часовни имеет аналогичное колокольне покрытие с той лишь разницей, что венчает ее восьмигранный декоративный барабан с шатром (крест сбит). Интерьеры четверика, трапезной и алтаря в отличие от экстерьеров просты и не имеют декора, но здесь чувствуется стремление к эстетизации основных конструкций. Так, четыре подпружные арки, несущие купол, а также образующая последнего имеют эллипсовидную форму, что подчеркивает и внутри церкви стремление к вертикализму. Южная стена четверика имеет два оконных проема, северная - большой растесанный дверной проем на месте оконных проемов. Предалтарная стена с тремя арочными дверными проемами: средний - большой и по бокам малые. Два проема заложены кирпичом, один забит досками. В алтаре выступает трехгранная апсида, в двух боковых гранях которой оконные проемы, в южной стене - дверной, ведущий в часовню. Центральная часть алтаря перекрыта коробовым сводом, сопрягающимся с трехгранным сомкнутым сводом перекрытия апсиды. Центральный коробовый свод опирается на две подпружные арки, между ними и стенами алтаря (южной и северной) - ползучие своды. В трапезной на южной и северной стенах по одному оконному проему, в западной стене дверной арочный проем. Перекрытия над трапезной и над хорами - кирпичные сводчатые по металлическим балкам. На хорах металлическое узорчатое ограждение с поручнем. Дверной арочный проем ведет во второй ярус колокольни. В первом этаже притвора с южной стороны - палатка, с северной - лестница, ведущая на второй ярус колокольни. перекрытия помещений притвора и первого яруса колокольни кирпичные сводчатые по металлиииическим балкам. Перекрытие яруса звона и южной часовни - крестовые своды. По всему периметру здания каменный цоколь, выступающий на 8-10 см. Все фасады оштукатурены и побелены. Материал - кирпич. Основные габариты: 29 х 12 м. Внутренне убранство церкви не сохранилось.


Общие сведения

Церковь начала XX в. по своим формам относится к новорусскому стилю и представляет, безусловно, художественный и исторический интерес. В архитектрном наследии земли Псковской она является самым значительным памятником этого периода.


Предметы особой охраны
1. Местоположение храма (на холме) ; природный рельеф участка. 2.Объемно-пространственная композиция: повышенный объем четверика с трехгранной апсидой и пятиглавым завершением; притвор и трехъярусная колокольня, примыкающая к четверику с запада; одноэтажная часовня, примыкающая с южной стороны к алтарной части четверика; 3. Композиция и декор фасадов: Габариты и характер расположения оконных и дверных проемов; трехчастные членения северного и южного фасадов с килевидным завершением центральной части; мотив бегунца и килевидный сандрик над центральным окном южного и северного фасадов; профилированный венчающий карниз четверика; сложный декор большого и малого барабанов (декоративные кокошники, аркатурный пояс, обрамление оконных проемов в форме ниш и т.д.); перспективный портал центрального входа; декоративный мотив «нахлебного» креста в оформлении западного фасада колокольни. 4. Материал и конструкции: фундаментов: глубина заложения, материал, связующие, техника кладки; стен: связующие, техника кладки; каменный цоколь (гранитная облицовка); конструкции дверных и оконных проемов; сводов: коробовый, сомкнутый, крестовый, кирпичные сводики по металлическим балкам; материал и конструкции главок; 5.Детали: металлические крепления дверных полотен; кованные оконные решетки; фигурные кресты глав; габариты, конструкция и материал (гранит) лестниц при входах в храм.

Группы документов
1850 - 1900

Состояние объекта
плохое

Перестройки и утраты
Храм находится в стадии восстановления. К настоящему моменту проведены основные противоаварийные мероприятия: выполнены и вставлены все оконные и дверные заполнения, настелены полы, восстановлено кровельное покрытие.

Реставрационные работы
архитектурный обмер

Реставрационные работы не проводились.


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Персоны
Голенищева-Кутузова Мария Павловна
внесла пожертвования на строительство церкви

Аплаксин Андрей Петрович
разработал проект


Архив
ЦГИА СПб 799 26 129 2

Проект: ЦГИА СПб 256 24 123 24-29

Архив ГУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры. Паспорт на церковь Косьмы и Дамиана в дер. Гвоздно Псковской области Гдовского района, утвержденный в декабре 1978 года.


Библиография
Белоножкин А.Е. «А.П.Аплаксин – петербургский апархиальный архитектор (К 125-летию со дня рождения)» - «Церковный Вестник», 2003, №№ 10,11.
Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, вып. X., 1885, с.240.
«Историко-статистические сведения о Санкт- Петербургской епархии», Вып. X , СПб., 1885, 240
РГИА, Ф.19, оп.113, д.321, л.141 - Клировые ведомости церкви Косьмы и Дамиана погоста Гвоздно за 1916 г.