Последняя серия типовых проектов почтовых станций была издана в 1843 году. Эта серия содержала 6 планов для домов 3-х разрядов и 18 вариантов фасадов к ним. Станции первого разряда должны были строиться в крупных населенных пунктах, станции второго и третьего - в промежуточных. Серия была использована для строительства почтовых дворов на значительном участке шоссе С.-Петербург-Киев. На практике использовались только проекты станций второго и третьего разрядов, причем был принят единый вариант оформления главного фасада - в "готическом" стиле. Дату постройки станции в Опочке - 1854 г. - приводит Л.И.Софийский. Почтовый тракт между Псковом и Опочкою был учрежден 17 августа 1772г., а от Опочки к Невелю -6 ноября 1836г. Обычно почтовые тракты были разбиты на "прогоны" по 20 - 25 верст, на границах которых и строились почтовые станции. Здесь предъявлялись подорожные, оплачивались последующие прогоны, менялись лошади, предоставлялся ночлег, и т.д. Шоссе С.-Петербург - Киев с целью спрямления было проложено частично по новой трассе. На территории Псковской губернии было построено вновь 4 станции между Островом и границею с Витебскою губерниею; в с.Новгородке, с.Звонах, с.Иссе, г.Опочке. Из них только опочецкая, как наиболее важная, была выполнена по проекту станций второго разряда. В связи с изменением границ Псковской области теперь на ее территории находятся еще 5 станций серии 1843 года: в с.Ночлегове, с.Заречье, с.Линце, с.Усть-Долыссе, г.Невеле бывшей Витебской губернии. Шоссе было окончательно построено в июле 1848 года и I августа состоялось его торжественное открытие, Опочецкая почтовая станция, построенная в 1847 году, относится ко второму разряду станций со стойлами на 36 лошадей. Станция занимает квадратный участок 28х28 саж. (59.6м), на котором вдоль лицевой стороны располагался "Станционный дом" и симметрично по сторонам - двое ворот в кирпичной ограде. Набор помещений станционного дома составляли бани, 4 зала для приезжающих, квартиру содержателя гостиницы, кухню, комнату для записи подорожных, и ретирады в дворовой пристройке. Все служебные и хозяйственные постройки были объединены под общею крышею и располагались вдоль боковых и тыловой границ участка станции. Слева- " изба", кухня, ретирада для ямщиков, комната станционному смотрителю, справа - погреб, амбар, навес для экипажей. Замыкала двор длинная / 28 саж./ конюшня. Посреди двора был устроен колодезь. Наиболее сохранившаяся станция второго разряда, однотипная данной, на ходится в Усть-Долыссе Невельского района Псковской области. После Великой Отечественной войны сохранилась лишь коробка главного дома станции в Опочке, которая сразу же стала приспосабливаться под автостанцию города. Внутренняя планировка была нарушена,стены вынуты. В станционном доме появились новые перегородки, отделяющие транзитный и кассовый залы от диспетчерской и служебных помещений. Круглые печи устроены в простенках, на месте старых прямоугольных. Ограда и надворные постройки не сохранились.
Почтовая станция расположена на северном въезде в город а главным фасадом ориентирована на ул. Коммунальную (б. Новоржевскую), являвшуюся частью старого шоссе Петербург-Киев и одной из главных магистралей города в направлении север-юг и в настоящее время. Станция представляет собой одноэтажное, прямоугольное в плане здание. Со стороны дворового фасада к нему примыкает по оси главного входа меньшее по объему прямоугольное же в плане помещение, соединенное с главным - коротким, -хорошо освещенным переходом. Стены здания кирпичные, толщиной 0,8 м. Перекрытие - плоское, кровли четырехскатные как над , большим, так, и над меньшим- объемами. Главный фасад станции в семь осей. Его оконные проёмы имеют -стрельчатые завершения, противоположного, дворового - лучковые. Искаженные при ремонте наличники в виде плоских тяг присутствуют только на окнах главного фасада. Центральная часть главного фасада подчеркнута ризалитом со ступенчатым парапетом над ним. Углы здания имеют раскреповки, завершенные столбиками. Декор интерьеров не сохранился. Центральный проём главного фасада ныне ведет в большой зал, вытянутый по всей длине фасада / 21.0 х 4,7м/. Тремя дверными проемами главный зал сообщается с двумя другими основного здания, связанными между собой. Из перехода в малый объем с единственным помещением / 5.6 х 2.2 м/ есть выход во двор. Строительный материал здания - кирпич. Основные габариты здания с переходом и пристройкой: 22.4 х 17.2м Высота = 8 м.
Построенный по образцовому проекту 1843 г., "Станционный дом". Главный фасад решен в " готическом "стиле. Входит в комплекс почтовых станций шоссе С.-Петербург-Киев. Расположенный на изгибе улицы, хорошо просматривается в ее перспективе имеет важное градообразующее значение.
построено в 1854 г. Типовой проект станции второго разряда
Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIXвв, М., 1984
Опочка. Путеводитель. Лениздат, 1973
Первое полное собрание законов Российской империи, т XIX № 13852, т. XXV № 23854
Полный Свод законов Российской Империи., Собрание второе,т.18, 1-е отделение, № 16673 и чертеж к нему, лл 13-18
Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. Псков. 1912,