На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Монумент "Ледовое побоище"

Уточненная датировка архитектуры
24 июля 1993 г.

Адреса уточненные
Псков г., гора Соколиха

Категория охраны
объект культурного наследия регионального значения

Типология
Памятники истории
Памятники монументального искусства

Современное использование
Используется

Документы о принятии под охрану
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка

Монумент в память о Ледовом побоище 1242г. выполнен по проекту скульптора И.И.Козловского и архитектора П.С.Бутенко. Позднее в работе приняли участие скульпторы А. И. Козловский и Р. С. Кириллова. Основанием для создания проекта явилось постановление ЦККПСС и Совета Министров СССР от 21.01.1967г, № 58 "О плане сооружения в 1967-1970гг. памятников, имеющих общегосударственное значение. По итогам Всесоюзного конкурса, проведенного МК СССР в 1968г.,Всесоюзным Художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре был одобрен проект И.И.Козловского и П.С.Бутенко и рекомендована его дальнейшая разработка. В 1969г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета. По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки. Архитектурная часть проекта с размещением монумента на горе Соколиха разработана в 1981г., рассмотрена и одобрена Художественно-экспертным советом; им же рекомендованы материалы для памятника-бронза и медь. Кроме того, размещение монумента на горе Соколиха было рекомендовано правительственной комиссией Совета Министров РСФСР, партийными и советскими организациями г. Пскова и одобрено секретариатом ЦК КПСС, При выборе места установки памятника учитывалось, что гора Соколиха находится на пути следования войск Александра Невского в 1242г. Монумент был завершен и открыт 24 июня 1993г., в дня празднования 1090-летия г. Пскова. Отливка и монтаж памятника выполнялись Всесоюзным художественно-про-изводственным объединением МК СССР им. Е.В. Вучетича. При проведении планировочных земляных работ на верхней террасе горы Соколиха были частично утрачены фрагменты эшелонированной линии обороны периода великой Отечетственной войны.


Основные архитектурные особенности

Монумент поставлен на верхней площадке горы Соколиха, среди всхолмленного ландшафта. Гора имеет в плане форму полуовала, крутые С-3 и по-логие Ю-В склоны с естественным озеленением. Подъезды к монументу устроены от шоссе Псков-Пискович и Псков-Гдов. У восточного подножья горы размещены автостоянка, пост охраны, а у северного -ТП закрытого типа и санблок. Подъездная дорога завершена площадкой с двумя радиальными пандусами. Смыкаясь, пандусы образуют пологую дорожку, проложенную по главной оси монуменат (З-В). От осевой дорожки отходит круговая обзорная дорога по склону горы. С запада круговая дорога связана с верхней площадкой ж / б лестницей Верхняя площадка размером 23х28 обрамлена ж/ б поребриком и вымощена тесаной известняковой плитой. ( тип мощения "Брекчия") В центре площадки поставлен прямоугольный в плане трехступенчатый постамент высотой 1,14 м, облицованный серым гранитом. На верхней ступени восточного фасада постамента укреплена бронзовая табличка с надписью : Русским воинам, великому князю Александру Невскому от благодарных потомков". Постамет завершен бронзовым стилобатом-основанием монумента (высотой 1м) . На северной плоскости стилобата выполнена надпись : " Козловский И.И." Под ней -более мелким шрифтом: "Козловский А.И. Кириллова Р.С. " Ниже на гранитном постаменте укреплена бронзовая табличка: " Архитектор Бутенко П.С. 1993 г." На стилобате установлена монументальная скульптурная группа, композиционной основой которой является князь Александр Невский на коне, окруженный воинами и народом. Александр Невский, возвышаясь над группой, представлен в трехчетвертном повороте: обращен на юг, в сторону Пскова. Князь в полном вооружении: шлеме, пластинчатой кольчуге, в наручях, плаще и сапогах. В правой руке княхя-горизонтально опущенный меч, в левой повод коня, на левом плече-щит с изображением геральдического льва. Княжеский конь с дугообразно выгнутой шеей, настороженными ушами, согнутой левой ногой и опорной правой предоставлен объемно только передней частью. Круп и задние ноги включены в объем скульптурной группы. Персонажи группы представляют различные социальные слои древнерусского общества : слева от князя фигура приближенного боярина-аристократа с непокрытой головой, в длинном плаще, ниспадающим крупными складками. Южный фасад монумента составляют три статичные фигуры воинов княжеской дружины в полном вооружении: в шлемах, кольчугах, сапогах, с мечами и выдвинутыми щитами. За первым рядом следует второй, состоящий из двух воинов. С востока композицию продолжают фигуры городских ремесленников-старца с непокрытой головой, в длинном рабочем фартуке, положившем одну руку на плечо, а другую - на руку молодого горожанина, сжимающего рукоять меча. Северный фасад памятника состоит из фигуры вооруженного воина и коленопреклоненного крестьянина в рубахе и лаптях, со щитом и топориком в руке. Вертикаль композиции составляют копья воинов и высокие древки причудливо развевающихся прапоров с навершиями новгородских, псковских, владимирских и суздальских полков. Монументальным масштабом памятника продиктована пластическая разработка его деталей. Пропорции фигур приземисты и тяжеловесны. Крупные драпировки плащей, гладкие однотипные шлемы, мечи и щиты придают группе статичность. Деталировка лиц персонажей выполнена с использованием условно-обобщенных черт славянского этнического типа. Декоративные детали одежд -чешуйчатых кольчуг, рубах, сапог воинов и князя, конской сбруи, разработаны более подробно. Как в одеждах, так и на щитах воинов использованы мотивы архитектурной орнаментики древнепсковского зодчества: элементы бегунца и поребрика на подолах кольчуг и арочно-ступенчатые проемы как украшение центральной части щитов. Памятник выполнен из бронзы, методом сборки отдельных элементов, отлитых в заводских условиях и при монтаже сваренных и закрепленных к внутреннему металлическому каркасу. Прапоры из листовой меди на металлических каркасах. Основание скульптуры выполнено из монолитного железобетона с устройством подземной галереи для технического доступа и профилактическогообслуживания внутренней полости памятника. Люк в подземную галерею расположен в северной части площадки. Размеры памятника: высота общая - 30,70 м высота бронзовой части - 29,56 длина по оси З-В - 12,50 м длина по оси С-Ю - 7,50 м вес - 163 т площадь запланированной благоустроенной территориии - 17 га


Общие сведения

Монумент "Ледовое побоище" -один из ярких и значительных памятников монументального искусства Псковской области. Идейная сторона события преобладает над образно-художественным решением памятника, выполненном в жестких, слабо расчлененных, подавляющих масштабом формах. В объемно-пространственной композиции использованы формальные приемы традиционной древнерусской иконографии и школы классицизма.


Группы документов
после 1950

Состояние объекта
удовлетворительное

Комментарий к техническому состоянию
Требуется произвести ревизию болтовых соединений, выполнить антикоррозийное покрытие и укрепление болтовых соединений.

Реставрационные работы
реставрационные работы не проводились


Собственники/Пользователи
Собственность субъекта Российской Федерации



Персоны
Александр Невский
в центре композиции - князь Александр Невский

Бутенко Петр Семенович
разработал проект. Архитектурная часть проекта с размещением монумента на горе Соколиха выполнена в 1981 г. , одобрена художественно-экспертным советом.


Библиография
Газета " Комсомольская правда", 4 марта 1969 г., 11 апреля 1976 г.
Газета " Правда", 15 марта 1969 г., 14 октября 1976г.
Газета " Советская Россия", 20 марта 1969 г., 4 апреля 1969г.
Газета " Труд", 15 января 1971 г.
Газета "Псковская правда", 1 апреля 1967 г. , 4 апреля 1969 г., 27 ноября 1970 г., 15 февраля 1976 г., 26 февраля 1977г.
Газета "Советская культура", 13 ноября 1965 г., 6 февраля 1969 г.
Журнал " ДИ " ( Декоративное искусство), N 3 1970 г., N 7 1992 г.
Литературная газета, 2 апреля 1969 г.