Опока упоминается в Псковских летописях с XIV в. В древности была большим торговым селением. Со второй половины XVI в. в Опоках известен Ильинский мужской монастырь, упраздненный в 1688 г., а на погосте церковь Николы - каменная. Ныне существующая Благовещенская каменная церковь с двумя приделами / северным- Иоанна Предтечи и южным - Ильинским/ построена в 1772 г.
Расположена на возвышенном берегу реки Шелони близ дороги Порхов-Пески. В летнюю пору утопает в зелени многолетних деревьев погоста. Бесстолпная церковь типа восьмерик на четверике. К основному кубическому объему с востока примыкает пониженный объем алтаря. Это прямоугольный выступ с трехгранной восточной стеной / апсиды/. С запада примыкают: прямоугольный в плане притвор-трапезная и квадратная в плане, трехярусная колокольня. С юга и севера симметрично к четверику и притвору примыкают приделы: Ильинский южный и Иоанна Предтечи северный. Западные стены приделов и притвора едины. Восточные стены алтарей трехгранные. Основные двухсветные объемы придельных церквей повышены. Интерьер основного объема четверика просторен. Световой барабан наполняет церковь светом. Перекрыт восьмерик восьмигранным сомкнутым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществлен посредством двухступенчатых тромпов. По основании сводов металлические стяжки по две от южной к северной и от восточной к западной. Металлические связи проходят по углам четверика под каждой аркой тромпов. В южной и северной стенах четверика по два оконных проема / два света/ и по одному проему, ведущему соответственно в южный и северный приделы. В западной стене три больших проема с лучковыми арочными перемычками. В восточной стене три арочных проема, ведущих в алтарь. В восьмерике семь оконных проемов./ Восточная грань не имеет проема/. Апсида перекрыта коробовым сводом, восточная трехгранная часть-сомкнутым с распалубками над окнами. В притворе в южной и северной стенах по одному дверному проему, в западной два оконных два оконных и дверной. Перекрыт притвор коробовым сводом с распалубками над окнами и центральным проемах, ведущим в четверик. Два придела симметричны по планам и объемам, их интерьеры состоят /каждый/ из трех частей: I/ алтарной, перекрытой коробовым сводом, здесь два оконных проема; 2/ основных объемов придельных церквей, перекрытых лотковыми сводами, покоящимися на двух подпружных арках. В их помещениях по два окна /верхний и нижний свет/ и по одной двери, ведущей в четверик; З/ притворы придельных церквей перекрыты коробовыми сводами и имеют по два оконных проема / в северной , южной и западной стенах/. В трех ярусной колокольне первый ярус перекрыт крещатым сводом. Северный и южный арочные проемы заложены. В юго-восточном углу лестница в стене, ведущая ко второму и третьему ярусам звона, Перекрытия верхних ярусов плоские деревянные. Фасады четверика, апсиды, восьмерика, придельных церквей декорированы пилястрами, завершают объемы сдвоенные многопрофильные карнизы, оконные и дверные проемы, ниши декорированы наличниками. Купол перекрыт восьмигранной металлической крышей, восьмигранный декоративный барабан декорирован арочными нишками. Глава сложной формы в навершии яблоко с металлическим крестом. Глава и барабан придельных церквей аналогичной формы. Ярусы колокольни оформлены спаренными пилястрами с двойными капителями. Ниши второго яруса оформлены архивольтами. Габариты 24 х 30 м. Материал: плита и кирпич. В церкви сохранилось внутреннее убранство ХVIII-Х1Х вв. Значительную художественную ценность представляют иконостасы ХVIII в. главной и придельных церквей. Иконостас главной церкви состоит из 3-х основных ярусов, постамента и скромного навершия, увенчанного резными Распятием с предстоящими. Иконостас богато декорирован золоченной резьбой рокайльного характера хорошего профессионального исполнения. Малые /2-ярусные/ иконостасы придельных церквей также сохранили первоначальную резьбу. Иконостас северного придела /Иоанна Предтеченского/ сохранил и живопись XVIII в., сильно потемневшую. Среди церковной утвари и икон XIX в, в позолоченных с чеканкой окладах и резных киотах обращают внимание две иконы XVIII в. хорошего письма, но плохой сохранности: 1. Огненное восхождение Илии на небо в 13 клеймами /р140х140/ 2. Иоанн Предтеча с 12 клеймами жития /р.170х145/
Построенный в конце XVIII века памятник сохранил в себе черты храмов т.н. Нарышкинского стиля. В течение столетия строились храмы типа восьмерик на четверике, здесь наиболее полно выражена планировочная и композиционно-пространственная структура храмов подобного типа.
кирпич
реставрационные работы не проводились
построил в 1772 г.
Лебедев Е.Е. Порхов и его окрестности. Новгород, 1915, стр 53-54
Статистическо-географический словарь Порховского уезда Псковской губернии.Псков,1896, стр 101