Церковь построена в 1796 г. по прошению и на средства полковника Артамона Осиповича Кожина в его имении Бельское Устье Порховского уезда. /Указ Святейшего Синода от 17.03.1787 г. о разрешении А.С. Кожину построить церковь в имении бельское Устье из-за большого расстояния до приходской церкви. Сооружена без придела. В конце XIX в., стала трехпрестольной ( Вознесение Господня, Апостола Петра и Рождества Богородицы). В середине XIX в. указывается, что церковь без колокольни, колокола повешены на шести деревянных столбах. Близ церкви на кладбище находится могила А.Г. Гагарина ( 1855-1921) известного русского ученого и инженера, одного из основоположников теории и конструирования машин для механического испытания материалов. В 1822 г. произведена починка церкви мещанином г. Валдая Герасимом Ивановым: в алтаре сделана для прочности " арка от стены до стены под брус", в капитальных стенах заделаны щели. Починена как внутри, так и снаружи штукатурка. исправлена испорченная лепнина. Вся церковь побелена и положены прежние колера. В 1850-ые годы архитекторами М.Ф. Шестаковым и Пецольт выполнены чертежи помещечьего дома в Бельском Устье, а также детали иконостаса малого придела.
Церковь расположена на восточной окраине деревни Бельское Устье, замыкая главную улицу. К югу от храма кладбище, поросшее многолетними деревьями, вековыми дубами. К западу и востоку остатки аллей старинного парка сливаются с ландшафтом лесистой местности. Это пятикупольный ротондальный храм. В основе лежит крещатая композиция. К центральному цилиндрическому объёму привыкают по странам света прямоугольные в плане, покрытые на два ската объёмы, причем западный меньше, чем остальные. Фасады декорированы рустами. Оконные проемы и ниши оформлены наличниками, арки - архивольтами. Порталы в углублениях также имеют наличники и сандрики с кронштейнами. Над последними филенки. Западный фасад притвора имеет ризолит, его углы раскрепованы лопатками. Боковые фасады, декорированы лопатками, соединяющимися в верхней части. Ниша поддерживается кронштейнами, над нишей окно в виде овала, поставленного вертикально, такой же формы все окна второго света. Венчает стену притвора антаблемент, карниз многообламньй с модульонами. Над притвором ярус для колоколов. Фасады ротонды между выступающими объёмами двухсветны, размещены в углублениях. Окна нижнего света большие с арочными перемычками, второго - овальные. Фасады северного и южного приделов оформлены одинаково, на засадных фасадах ниши и по одному овальному оконному проёму. Восточный фасад алтаря имеет ризалит, раскрепованный по углам пилястрами между двух нив декоративная доска. В верхней части большое полуциркульное окно и русты. Боковые фасады алтаря имеют глубокие ниши с конхами. Над нишами овальные окна. Венчает фасады единый антаблемент. Торцевые фасады оформлены фронтонами. К верхней части ротонды примыкает прямоугольные в плане световые двухсветные башни, несущие на себе малые купола. Каждая башня имеет по три больших окна с лучковыми арочными перемычками и над ними по одному круглому. Фасады башен оформлены лопатками, их верхние части с круглыми окнами - рустованы. Под куполами кронштейны в навершии фигурные постаменты под кресты. /Все кресты четырех малых куполов сбиты/. Ротонда перекрыта купольной крышей с ребрами, венчающейся также фигурным постаментом под деревянный крест. Под куполом карниз, поддерживаемый кронштейнами и между ними четыре картуша, расположенных по странам света. Между световыми башнями на стене ротонды четыре круглых окна, стены ротонды оформлены горизонтальными рустами. Внутри ротонды восемь мощных восьмигранных пилонов, расположенных по кругу, несут на себе кессонированный купол, у основания купола четыре окна, свет в них поступает через световые башни, подпружные арки и своды перекрытия между пилонами и стеной ротонды. В кессонах купола и сомкнутых сводах лепные розетки, лепнинной также декорированы подпружные арки, над архивольтами лепные ветви. Внутренние грани пилонов оформлены спаренными пилястрами смешанного ордера, выложенные под мрамор, их капители декорированы иониками. Грани, обращенные к интеррьеру церкви, имеют ниши, в которых размещалась станковая живопись. Над большими нишами малые, с рельефными изображениями ваз. Пилоны завершаются антаблементом, фриз которого декорирован окантами и розетками. По основанию купола проходит профилированный карниз. Над западным дверным проёмом, под подпружной аркой хоры, с дверью заложенной. Помещения южного и северных приделов имеют плоские перекрытия. В притворе, центральная часть его перекрыта полуциркульным сводом, помещение в северной части имеет плоское перекрытие, в южной части деревянная лестница, ведущая на ярус звона и чердак. Над алтарем корытчатый свод, расписанный масляной живописью. Строительный материал - кирпич. Габариты : 29х34м. Диаметр ротонды - 19м. Внутреннее убранство не сохранилось. Иконостас к. XVIII в. вывезен в Псковский музей-заповедник в 1974 г.
Церковь Вознесения построена в стиле раннего классицизма с отдельными чертами барокко. Это самый большой вотчинный храм XVIII в. на Псковской земле. По своему конструктивному решению и декоратиному оформлению аналогов в архитектурном наследии Пскова не имеет. Представляет большой научно-художественный интерес.
по собственному прошению построил на свои средства в 1796 г.
Гагарин А.Г.
похоронен в 1921 г.
Петцольт Август Васильевич
архитектор в 1850-х гг.
Шестаков М.Ф.
архитектор в 1850-х гг.
Лебедев Е.Е. Порхов и его окрестности. Новгород, 1915
Статистическо-географический словарь Порховского уезда Псковской губернии.Псков,1896, стр 17