На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Железнодорожная станция Новосокольники.

Уточненная датировка архитектуры
1905 г.

Адреса уточненные
Новосокольнический район/Новосокольники г

Категория охраны
не является объектом культурного наследия

Типология
не является памятником архитектуры

Современное использование
По назначению

Документы о принятии под охрану
Отсутствует от 01.01.1111 г. № 000

Историческая справка

С вокзалом связаны исторические события революции 1905г. 4 февраля 1905 г., проявив пролетарскую солидарность в ответ на расстрел царскими войсками мирной рабочей демонстрации в Петрограде 9 января, на вокзале был выбран стачечный комитет, под руководством которого была организована забастовка паровозников движенцев, вагонников и путейцев. Движение поездов на Москву и Ригу было приостановлено на трое суток. 12 октября 1905 года на вокзале станции было принято решение включиться во всероссийскую политическую стачку. На всех направлениях станции движение поездов было остановлено. По просьбе Псковского губернатора Витебский губернатор направил на вокзал станции Новосокольники 2 роты солдат. Последние оказались бессильными в возобновлении движения поездов. Стачечный комитет стал хозяином положения на вокзале. 15 декабря 1905 г. в знак солидарности с вооруженным выступлением на Московском транспорте на вокзале устраивались митинги, где были одобрены предложения стачечного комитета о поддержке Московского вооруженного восстания. Вооруженные железнодорожники в остановленных поездах и на вокзалах Новосокольники, Насва, Сущево обезоружили полицию, городовых и комендантов охраны. Коротким замыканием телеграфных проводов по обе стороны вокзала восставшие железнодорожники прервали связь правительственного телеграфа. Движение поездов на Москву, Петроград, Ригу и Витебск было полностью остановлено


Основные архитектурные особенности

В 1901 г. обществом Московско-Виндавской линии железных дорог был выстроен деревянный (без единого гвоздя) вокзал станции Новосокольники. Стиль - готический с центральным шпилем. После Великой Отечественной войны, в 1953 г. на месте уничтоженного врагом и выстроенного затем временного барака, был построен новый кирпичный, двухэтажный вокзал. Здание пострроено на старых фундаментах с сохранением архитектурного стиля. Внутернние стены облицованы мраморными плитами и расписаны фресками. Мемориальной доски на здании вокзала нет.


Общие сведения

Ж\д вокзал - место организованных классовых выступлений рабочих Псковщины, поднявшихся в 1905 г. на политическую борьбу против самодержавия.


Группы документов
1900 - 1925

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
Деревянный вокзал 1902 г. сгорел в период Великой Отечественной войны. Каменный выстроен в 1953 г.

Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Библиография
ГАПО, Ф.20, оп.1, 4. дд.2744,2768,94-39.