Предположительно строителем здания считается игумен Корнилий, бывшей настоятелем Псково-Печерского монастрыя с 1539 г. по 1570 г., в период деятельности которого в монастыре велось интенсивное строительство.
Ризница расположена на нижней площадке ансамбля в юго-восточной стороне с западной стороны от Сретенской церкви, напротив главной звонницы. Здание поставлено на линии перепада рельефа и в связи с этим северный фасад имеет 3 этажа, а западный - два. По своим пропорциям здание близко к кубу, покрыто граненым сводом с небольшой палицей. Наверху крыши сделан граненый световой барабан с главкой. На южном фасаде сделано большое двухъярусное псковское крыльцо. Помещения всех трех этажей перекрыты сводами, с возрастающей высотой от нижнего к верхнему. Цокольный этаж перекрыт коробовым сводом, второй этаж, собственно ризница, перекрыт крестовым сводом неправильной формы с распалубками над проемами. Помещение библиотеки на 2-м этаже перекрыто восьмигранным сводом, переходящим в световой барабан в центре. По четырем сторонам света в своды врезаны слуховые окна. Крестовый свод первого яруса крыльца опирается на стену и круглые столбы, второй ярус его перекрыт цилиндрическим сводом, а в стенах прорезаны проемы с арочным завершением. Крыльцо венчает фронтон с оконным проемом. Фасады ризницы очень живописны. Этому способствует контрастная окраска и пластичные формы рельефного декора. Само здание окрашено красной охрой, и на этом фоне выделяются белые рельефные рамочные наличники в виде колонок с резными навершиями, и валиковыми фронтонами с гирьками-замками. Кроме этих деталей фасад членят горизонтальные тяги между первым и вторым, и третьим этажами с включением валиковой рамки киота над входом в цокольный 1 этаж. Крыльцо полностью выбелено, тем самым зрительно отделено от основного объема и соответствует белым стенам стоящей напротив звонницы. Праздничность и богатство придают зданию выкрашенная в зеленый цвет граненая шатровая кровля и темно-синяя глава с вызолоченными звездами. В ризнице хранится много предметов церковной утвари, некоторые из них являются интересными образцами русского прикладного искусства XVI-XIX вв. Отдельные произведения прикладного искусства - вклады, связанные с именами исторических личностей: Иваном Грозным, Борисом Годуновым, царем Федором Иоановичем, Петром I, Анной Иоановной и др. Тут хранились золотые и серебряные кресты, украшенные самоцветами и крупным жемчугом, Евангелия в драгоценных окладах, золотые и серебряные сосуды, кадила чеканной работы, митры, парчовые ризы, и многие другие вещи, отличавшиеся высокой художественностью работы. Вывезенные немецкими захватчиками во время войны 1941-1945 гг, они возвращены правительством ФРГ в Печоры в 1973г.
Здание является уникальным памятником Псковской архитектуры, сохранившим формы XVI в.
построил в 1539 - 1570 гг.
Макарий. Печерский монастырь. История русской церкви., т.VI. с.259
Осетров Е.П. Живая древняя русь. М., 1976,, с.42.
Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893., с.190-195.
Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря.\\Архитектурное наследство. Вып.6. М., 1956,
Рерих Н.К. М., 1959.
Свирин А.Н. Древнерусское шитье. М., 1963,, с.87-88.