На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Парк усадьбы Любенск.

Наименование комплекса
Усадьба Любенск, где в 1907 - 1908 гг. жил и работал и умер в ночь с 7 на 8 июня 1908 г. композитор Римский-Корсаков Николай Андреевич

Уточненная датировка архитектуры
кон. XIX - нач. XX вв.

Адреса уточненные
Плюсский район/Любенск д

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Музей

Историческая справка

Парк был разбит в середине-конце XIX в., судя по сохранившимся 90-120 летним березам и елям, при владельцах Бухаровых. Сохранились и более ранние посадки - начала Х1Х в. - 160-летние ясени, липы, дубы; отдельные дубы до 300-400-500 лет. Летом 1907г. Н.А.Римский-Корсаков писал М.О.Штейнбергу об усадьбе Любенск: "Дом стоит на относительно высоком месте, прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирени в изобилии, а в данную минуту роскошно цветут жасмины и душистые пионы". "Сад в Любенске был действительно роскошный: масса фруктовых деревьев, одних яблонь около ста, вековые дубы в два обхвата, нечто вроде беседки из шестнадцати дубов, аллеи берёз и лип, кусты сирени, белой акации, круглый пруд, масса цветов. Перед домами красовалась огромная клумба".


Основные архитектурные особенности

Усадьба Н.А.Римского-Корсакова расположена в северной части деревни Любенск. Рельеф территории усадьбы: в северной части ровный, к югу покатый склон. Границы усадьбы: северная - совхозный сад; восточная - канава вдоль ограды и грунтовая деревенская дорога; южная - вал и ров; западная - грунтовая дорога; большой Верхний" пруд. В усадьбе три искусственных водоёма: большой пруд неправильного очертания - "Озерцо", овальный и зеркальный пруды. В большой пруд вливался ручей, бравший своё начало от родника, находившегося на северо-западе от усадьбы; из большого и "Зеркального" прудов вытекали ручьи, сливавшиеся южнее в один ручей Смородняк, называвшийся так потому, что он протекал между кустами чёрной смородины. Этот ручей протекал за пределами любецкого сада". В основе планировочной организации любенского архитектурно-паркового ансамбля лежит композиция из расположенных на одной оси следующих элементов: въездных ворот; обведённого подъездной дорожкой акациевого кружка на выездном дворе; главного усадебного дома; центральной дорожки цветника и большой круглой клумбы; овального пруда с группой цветущего кустарника на берегу, эта осевая композиция получает развитие в симметричной планировке партера (цветника), чётко очерченного боковыми кулисами аллей из акации и сирени и группами дубов, расположенными по обе стороны пруда. При строго симметричном решении партерного сада, планировка и пространственная организация всего основного комплекса лишены цели симметрии. Его композиция смягчена асимметричным расположением пристройки к главному дому, двух малых жилых домов и хозяйственного двора с семейной, конюшней и другими постройками. Смягчали строгость композиции и включенные в неё контрастные по форме деревья по сторонам главного дома:с одной стороны - клёны, ясень, с другой - черёмуха и вытянувшиеся по высоте остроконечные ели... В западной части усадьбы была большая аллея из берез и елей, имевшая направление - северо-восток - юго-запад и короткая сиреневая аллея в нижней части яблоневого сада, направления юго-восток - северо-запад. Обе эти аллеи подводили к "Зеркальному" пруду, близ которого у живописной группы деревьев, в том числе - орешин, стояла скамейка. Рядом находился перекинутый через ручей мостик с перилами из берёзовых стволов, этот участок у пруда был одним из излюбленных мест в саду. Близ этого места проходила ограда, подойдя к которой можно было любоваться на озеро Песно и Вечашу. Таким же любимым местом отдыха композитора была "беседка" под старой липой, со скамейкой и обрамлением из кустарников, близ восточной аллеи, ограничивающей цветник. Сотни яблонь, аллей лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез - всё это превращало влажный воздух в парке в подобие насыщенной атмосферы оранжереи" или парника. Во всех комнатах, на балконе красовались огромные букеты цветов. Необычайно эффектно представало море огромных яблонь, залитых как молоком, белорозовым цветом (этих яблонь в любенском саду было свыше тысячи), их окаймляли лиловые дорожки сиреневого цвета по краям. Николай Андреевич с балкона восхищался всей этой райской симфонией красок и запахов".


Общие сведения

Интересный усадебный парк Х1Хв. Связан с жизнью и творчеством гениального русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, и освящена кончиной композитора. Сохранились фрагменты планировки, ценная мемориальная древесно-кустарниковая растительность, живописные искусственные пруды.


Группы документов
1850 - 1900

Состояние объекта
плохое

Комментарий к техническому состоянию
Утрачены все усадебные постройки, за исключением конюшни и достроенного ледника. Выпали почти полностью аллейные посадки. Поздние посадки нарушили рядность фруктового сада. "Верхний" и "Зеркальный" пруды запущены. Разрушается 500-летний дуб. Дорожно-тропиночная сеть сохранилась фрагментарно

Реставрационные работы
проект организации и ведения садово-паркового хозяйства

проект реставрации


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Библиография
Образцова И.М., Образцова Н.Ю. Н.А.Римский-Корсаков на Псковщине. Л., 1981,, с.75.
РГИА, Ф.262, оп.101, д.1831. Ф.536, оп.9, д.8908, 1164. Ф.870, оп.1, д.52.