-
Двор Батова. Дом жилой. XVII-XX вв. Северное крыло. Главный фасад. левый ризалит. Фото О.Руденко. 1992 г. г.Псков, Рижский пр-т, д.2
-
Двор Батова. Дом жилой. XVII-XX вв. Вид с северо-запада. Фото О.Руденко. 1992 г. г.Псков, Рижский пр-т, д.2
-
Двор Батова. Дом жилой. XVII-XX вв. Северное крыло. Главный фасад. Центральный фрагмент с майоликой. Фото О.Руденко. 1992 г. г.Псков, Рижский пр-т, д.2
-
Двор Батова. Дом жилой. XVII-XX вв. Главный фасад. Зонт парадного входа. Фото О.Руденко. 1992 г. г.Псков, Рижский пр-т, д.2
-
Двор Батова. Дом жилой. XVII-XX вв. Вид с востока. Фрагмент фасада - северное крыло. Фото О.Руденко. 1992 г. г.Псков, Рижский пр-т, д.2
-
Двор Батова. Дом жилой. XVII-XX вв. Фрагмент фасада - юго-западное крыло. Фото О.Руденко. 1992 г. г.Псков, Рижский пр-т, д.2
Датировка первоначальных строений, выявленных в составе дома, их строители и первые владельцы не известны. Предположительно, ими были состоятельные псковские купцы. В результате архитектурно-археологических исследований сделано заключение, что существующий ныне дом включает в себя сохранившиеся остатки каменных построек конца ХVII - начала ХVIII в. - каменного одноэтажного жилого дома, расположенного вдоль Изборской дороги /ныне ул.Конная/, двухэтажного каменного жилого флигеля во дворе к западу от дома и каменной двухэтажной постройки хозяйственного назначения, расположенной северо-восточное дома, фасадом по Изборской дороге. Жилой дом был трехчастным в плане с каменной светелкой над центральной частью и с входом со двора через центральное помещение - сени, перекрытые цилиндрическим сводом. О перекрытиях боковых палат сведений не сохранилось. Светелка имела сводчатое перекрытие. Из южной торцевой палаты в нее вела внутристенная лестница в восточной стене. Флигель каменный двухэтажный /или деревянный на подызбице/ также трехчастный в плане. Сохранившееся восточное помещение нижнего этажа перекрыто сомкнутым сводом с распалубками над дверными и оконными проемами и нишами. Производственное помещение по Изборской дороге -двухэтажное, двухчастное в плане: в западной его части - сени, в восточной - большая палата. Оба помещения в нижнем этаже перекрыты коробовыми сводами. Вход в нижний этаж с западного /торцового/ фасада. В здании не обнаружено внутристенных лестниц, ниш, дымоходов, отхожих мест, что говорит о возможном его производственном назначении. К 1740 г. из них хорошо сохранилась лишь производственная постройка, ввиду того, что после морового поветрия 1710 г. в Пскове они, вероятно, оказались выморочными, жилые постройки не использовались и обветшали. После 1740 г. владельцем строений становится бухгалтер Псковской казенной палаты Николай Лимн, который восстанавливает жилые палаты в прежнем объеме. В I795 г. все эти постройки переходят к псковскому купцу Семену Львову, который предпринял очередные перестройки в конце ХVIII в - начале XIX в. Между жилым и производственным зданиями был выстроен каменный объем, жилой дом надстроен этажом, в который включена светелка. В первом этаже все помещения объединены анфиладой. Дворовый флигель был соединен с основным зданием деревянным переходом. С севера к бывшей производственной постройке пристроены деревянные сени. В середине XIX в. владельцами становятся Хмелинские, которые дополнительно к существующим постройкам возводят двухэтажный каменный дом на углу Рижской и Изборской улиц. В 1866 г. домом владел В.Н.Хмелинский, который во второй половине XIX в. надстраивает этаж над бывшим производственным строением. Все постройки объединяются под общей крышей. К северному фасаду пристраивается каменно-деревянная веранда с лестницей на второй этаж. В это время жилым был старый двухэтажный дом, а на углу Рижской и Изборской /с конца XIX в. - Конной/ улиц размещался трактир. В начале XX в. строения переходят во владение купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Пскова Петра Денисовича Батова в качестве приданого его жены Елизаветы Васильевны Хмелинской. Батов проводит реконструкцию старого жилого дома. У северо-западного фасада /на месте каменно-деревянной веранды/ возводится двухэтажная каменная башня с куполообразным завершением. Фасады дома и башни получают единое решение декора в стиле эклектики. В башне устроен вестибюль с парадной лестницей, лепным потолком и панелями из искусственного мрамора. В доме произведены перепланировки, интерьеры второго этажа на его месте выстроен новый кирпичный двухэтажный дом по проекту городского архитектора гражданского инженера Э.А.Гермейера. В "северной части" новый дом повторяет планировку предыдущего строения, но увеличена высота стен, южная часть возведена заново. При этом новый дом планировочно был объединен со старым домом, но декор его фасадов был решен в стиле модерн. После 1917 г. в здании размещались административные отделы Губернского исполкома, милиция, уголовный розыск, отдел ЗАГС. В послевоенные годы в здании работали курсы областной партшколы, позднее оно было приспособлено под общежитие медицинского училища. С 1988 г. по 1992 г. дом находился в бесхозном состоянии.
Входит в комплекс построек двора Батова, занимая восточную и юго-восточную часть, на углу Рижского пр. и ул.Конной. Объемно-пространственная композиция сложилась исторически в результате многочисленных перестроек с конца ХVII в. до начала XX в. В настоящее время состоит из двух 2-х этажных корпусов, примыкающих друг к другу под тупым углом. Восточный и юго-восточный фасады, ориентированные на р.Великую, выходят на ул. Конную /б. Изборская дорога/. Северный фасад в первом уровне находится под насыпью моста, во втором уровне выходит на Рижский проспект. Декор основных фасадов подчеркивает разновременность создания частей дома, однако в их общей композиции достигнуто определенное художественное единство, фасады решены в духе эклектики. Лаконичное решение декора юго-восточного крыла композиционно подчинено линейной схеме, протяженность которой остановлена вертикальным акцентом угловой башни. В отдельных деталях отражена ориентация на классицизм и итальянский ренессанс. Детали декора выполнены из штукатурного раствора на основе цемента. Композиции первого этажа придает массивность четкий руст по штукатурке, ограниченный в уровне междуэтажного перекрытия профилированной тягой. Окна украшены имитацией каменных блоков, уложенных в веерный замок. В уровне второго этажа главную роль играет легкое ажурное обрамление окон. Верх украшен имитацией стрельчатой каменной арочки, опирающейся на витые колонки, утопленные в толщу стены. Пространства над окнами заполнены венками и лентами, под окнами - имитациями тканых драпировок. Верх стен оформлен простой карнизной тягой с дентикулами. Башня решена в общем духе фасада с некоторыми отличиями в обрамлении проемов. Верх стен башни украшен аркатурой, напоминающей машикули и увенчан сложным куполообразным покрытием с небольшим шпилем и круглыми слуховыми окнами "бычий глаз", оформленными пластичной формой, завершенной карнизом. Над дверью парадного входа, расположенного в первом ярусе башни, устроен полукруглый кованый зонт. На окне справа от входа - ажурная кованая решетка в стиле модерн. На фасаде сохранилось несколько кованых кронштейнов для флагов. Решение южного торца корпуса идентично. Северо-восточная часть дома имеет главный фасад разработанный в духе ретроспективизма /неоклассицизма/ с некоторыми элементами модерна. Стена покрыта цементной штукатуркой, применен штукатурно-цементный лепной декор. Композиция декора фасада построена по законам симметрии. Композиция на пять окон в верхней средней части украшена живописным панно из керамики, изображающим Псковский кремль с собором и плывущие по реке суда. Она завершена криволинейной карнизной тягой. Окна имеют украшения только в верхней части: на первом этаже - филенки с растительным орнаментом, на втором - прямые сандрики. Фланкируют композицию неглубокие ризалиты на три окна, завершенные сложноступенчатым аттиком. Окна первого этажа в верхней части имеют полукруглые панно с венками и лентами. По второму этажу ось ризалита подчеркнута балконом на лепных кронштейнах и дверным проемом с лучковым сандриком. Окна по сторонам дверного проема закрашены сложными сандриками. Плоскость стены первого этажа оформлена горизонтальным рустом и в уровне междуэтажного перекрытия ограничена профилированной тягой с иониками. В духе модерна исполнены мелкие декоративные детали трехступенчатые металлические подоконные скаты. Северный фасад в настоящее время частично скрыт под конструкциями моста. Его композиционное и декоративное решение перекликается с восточным фасадом. Композиция построена по принципу симметрично-осевой с разновеликими боковыми крыльями. В центре - ризалит, завершенный ступенчатым аттиком. Стена первого этажа имеет горизонтальный руст. Оформление оконных проемов идентично восточному фасаду: широкий оконный проем ризалита сверху украшен филенкой с орнаментальным заполнением. Над окнами по сторонам ризалита - полукруглые панно с венками и лентами. На окнах установлены кованые решетки с орнаментом в стиле модерн. Низ окон имеет трехступенчатые металлические скаты. В уровне второго этажа по оси ризалита был устроен балкон /утрачен/ с дверью и двумя узкими зарешеченными окнами по сторонам. Проемы украшены сандриками. В верхней части простенков расположены круглые розетки с орнаментом в виде паутинки. Сцена имеет карнизное завершение с парапетом - кованой орнаментальной решеткой в стиле модерн. Идентичные детали применены в оформлении вставки между юго-восточным и северо-восточным крыльями дома. Поверхность стен дворовых фасадов решена под расшивку швов кирпичной кладки, частично оштукатурена. В планировочной композиции отражены все многочисленные перестройки: юго-восточная часть включает остатки древнего жилого дома с сохранившейся трехчастной планировочной структурой, бывшую хозяйственную постройку с двухчастной планировочной структурой, а также часть древнего дворового флигеля. Все они объединены в единое пространство под общей крышей. Система связи помещений - анфиладная. Северо-восточная часть дома, самая поздняя по времени возведение, имеет Т-образное очертание плана, где на север и восток, к реке, ориентированы парадные комнаты, а на запад, во двор - лестница черного хода, холл и коридор. Планировка 1-го и 2-го этажей идентична. В угловой вставке, решенной в виде башни, устроен парадный вестибюль с великолепно отделанным лестничным холлом, где применены панели из искусственного мрамора и насыщенный лепной декор. Полы были из светло-серой метлахской плитки. Сохранились чугунные перила лестницы. Интерьеры парадных помещений второго этажа северо-восточного крыла имели паркетные полы и лепную отделку в виде профилированных карнизов с падугами и декором в стиле модерн, филенчатые резные дубовые двери. Угловое помещение было украшено подшивным потолком с росписью и резьбой, на полу - наборный паркет. В юго-восточном крыле помещения, ориентированные к реке, также имели богатую декоративную отделку интерьеров: паркет, роспись "под деревянную обшивку". В нескольких комнатах сохранились чугунные батареи парового отопления (ныне демонтированы), украшенные раститетльным орнаментоом в стиле модерн. Печи не сохранились. В настоящее время отделка интерьеров практически утрачена. Габариты дома - 75.7 х 16.1 м.
Представляет большой научный интерес для истории каменного гражданского зодчества Пскова, благодаря богатой информации, накопленной в ходе создания памятника с конца XVII в. до начала XX в. Является значительным градостроительным акцентом в застройке набережной реки Великой.
построил в сер. XIX в.
Батов Петр Денисович
построил в 1912 г.
Гермейер Эдуард Александрович.
разработал проект нового жилого дома в 1912 г.