На первую страницу На первую страницу
2/4
Наименование объекта уточненное
Художественно-промышленное училище Н.Ф.Фан-дер-Флита

Уточненная датировка архитектуры
1910-1913 гг.

Адреса уточненные
Псков г./Некрасова ул, 7

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Музей

Документы о принятии под охрану
Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

Историческая справка

Художественно-ремесленная школа в Пскове была основана на средства, завещанные для этой цели в 1900 г. Елизаветой Карловной Фан-дер-Флит и получила имя ее мужа, известного земского деятеля, активного члена Псковского археологического общества Николая Федоровича Фан-дер-Флита (1840-1896 гг.). Школа была учреждена ПАО при художественно-промышленном музее и должна была "сообщать обучающимся в ней художественные знания и технические приемы, необходимые для работника по керамике, стеклу, кузнечно-слесарному и столярно-резному делу и другим ремеслам". В марте 1900 г. ПАО получило в свое распоряжение надворные постройки Поганкиных палат, занимаемые до этого времени цейхгаузом Енисейского пехотного полка. Было решено устроить для школы отдельное здание рядом с Поганкиными палатами на месте старых складских построек. Однако, сделать это сразу общество не смогло, т.к. физическая передача всех усадебных построек палат во владение Общества от прежнего их владельца Военного Министерства состоялась лишь 17 декабря 1910 г. В течение 1911 года было составлено несколько проектов предполагаемой постройки, в том числе, проект академика архитектуры А.Н.Бенуа. Одобрение Императорской Археологической комиссии получил проект, составленный в стиле ампир помощником псковского губернского архитектора, гражданским инженером Никитой Николаевичем Клименко (1879-1927 гг.) В строительный сезон 1912 года здание школы было построено вчерне, а летом 1913 года завершена его отделка. Из процентов на капитал Фан-дер-Флита к 1 января 1913 г. ПАО располагало 70784 руб. От государственного казначейства на завершение строительства было получено 58789 руб. Работы велись известным псковским строительным подрядчиком А.Ш.Ильяшевым. В ходе строительства возникли обстоятельства которые значительно увеличили первоначальную смету расходов на возведение здания. Так, пришлось рыть для кладки нового фундамента местами до 5 аршин, а в общем до 4 аршин; вместо извести для некоторых частей здания употреблять цемент; заменить большую часть предполагавшихся деревянных балок железными; увеличить площадь бетонных перекрытий и ввести некоторые железо-бетонные конструкции. В общую стоимость сметы вошло: центральное водяное отопление, вытяжная центральная, частью механическая вентиляция, приспособление здания для приточной вентиляции и канализации по очистке нечистот, а также устройство водопровода как для питьевой воды, так и для промышленных и противопожарных целей. Кроме того, в ходе строительства решено было устроить во втором этаже постройки, обращенном в сторону ул.Губернаторской (ныне ул.Некрасова), большого зала для концертов, лекций и т.п., что вызвало необходимость в преобразовании и расширении лестницы, а также в устройстве особого входа для публики. 23 октября 1913 года состоялось торжественное открытие школы . Вновь построенное здание представляло собой двухэтажную П-образную постройку, расположенную на перекрестке улицы Губернаторской (ныне ул.Некрасова) и Златоустовского переулка (ныне Комсомольский пер.). Главный учебный корпус располагался вдоль Златоустовского переулка. К его северо-западному крылу вдоль ул.Губернаторской примыкала часть с большим залом и входом для публики, а к юго-восточному крылу со стороны двора, через небольшой переход, присоединялся корпус стеклодувной мастерской "Шатер". Вместе с Поганкиными палатами здание художественно-ремесленной школы образовывало замкнутый с четырех сторон комплекс сооружений, принадлежавших ПАО, с единым внутренним двором . Объем здания художественно-ремесленной школы складывался из двух этажей и полуподвального этажа, в которых и предполагались разместить все учреждения школы. Причем все эти учреждения проектировались так, чтобы те из них, которые требовали либо особых предосторожностей, либо очень высокой температуры, либо не обещали покоя и тишины, располагались в нижних этажах. Те же, что требовали света и тишины, размещались в верхних этажах. Так, в полуподвальном этаже располагался гипсово-формовочный класс, токарная мастерская, помещения для хранения материалов и готовой продукции и т.д. В первом этаже помещались классы: общеобразовательный, композиции, резьбы по дереву, лепки, библиотека, учительская. Во втором этаже - рисовальный класс, класс керамической живописи, выставочный зал и квартира заведующего школой. В особой пристройке - "Шатре" - разместилась стеклодувная мастерская. Главный вход в здание школы был устроен со стороны Златоустовского переулка. Здесь же располагался парадный вестибюль, лестница и основные учебные помещения школы. Главный корпус представлял собой двухэтажную постройку на высоком полуподвальном этаже. Центральная часть его была выделена ризалитом, завершение которого в виде пологого щипца, поднималось значительно выше основной линии крыши. Целям декоративного оформления фасада служили немногочисленные лепные детали простого рисунка в виде венков и гирлянд. Главный учебный корпус был разрушен в годы Великой Отечественной войны и к 1947 году разобран. После Великой Отечественной войны сохранились лишь часть корпуса на ул. Некрасова и здание "Шатра" в глубине дворовой территории. В 1971-1979 гг. по проекту архитектора Алексеева Б.Н. на месте разрушенного учебного корпуса и "Шатра" в одной связи с сохранившимся корпусом бывшей художественно-ремесленной школы им.Фан-дер-Флита было построено новое здание, в котором разместились экспозиции и административные помещения Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.


Основные архитектурные особенности

Расположено вдоль уд.Некрасова, продолжает фасадную линию Поганкиных палат и входит с ним в единый комплекс зданий, объединенный замкнутым двором. Пространственная композиция разделена на два объема: одноэтажный с парадным входом для публики и двухэтажный, покоящиеся на высоком полуподвальном этаже. Крыша вальмовая, сложной конфигурации . Решение фасада в стиле неоклассицизма, асимметрично, подчинено объемной композиции. Основные ее составляющие подчеркнуты неглубокими ризалитами. Ризалит парадного входа реален как павильон, фланкирован широкими лопатками, увенчанными карнизом с мутулами. Средняя часть стены завершена щипцом. Верх лопаток и щипец украшены венками и гирляндами. Парадный вход вписан в нишу, оформлен в виде дорического портика с нарочито утяжеленными трехчетвертными колоннами и неполным антамблементом с мутулами на карнизе. Над карнизом расположен полуциркульный световой проем с архивольтом, выделенным "жемчужником" и кассетами с пальметтами. Слева от ризалита парадного входа часть фасада одноэтажного объема решена в виде перехода с тремя высокими прямоугольными оконными проемами. Проемы имеют обрамления в виде контррельефа с лучковой перемычкой и объединены поверху тягой простого профиля. Простенки украшены гирляндами. Большой ризалит, значительно доминирующий в размерах, решен на 5 осей. Цокольная часть обработана рустом и прорезана широкими окнами. Уровень первого и второго этажей объединен лопатками большого ордера с полосками меандра на месте капителей. Окна первого этажа сдвоенные, объединены контррельефом с лучковой перемычкой. Для решения окон второго этажа, освещающих большой парадный зал, применен мотив итальянского окна с полуколоннами ионического ордера и полуциркульным верхом, украшенным архивольтом, подобным архивольту парадного входа. Подоконная часть украшена контррельефными ромбами с цветочными вставками. Ризалит завершен щипцом с уступами, который охвачен с флангов разорванным карнизом с мутулами. Со стороны внутреннего двора выделяется объем одноэтажной части с ризалитом парадной лестницы в центре. Ризалит имеет щипцовое завершение, охваченное разорванным карнизом. Оконные проемы дворовых фасадов лишены декоративной обработки . В интерьере здание делится на одноэтажную часть с парадным вестибюлем и лестничной клеткой и двухэтажную часть с двухсветным залом наверху. Планировка всех уровней решена на основе продольного коридора. В полуподвальный этаж ведут два входа со двора. Вся площадь подвального этажа разделена кирпичными перегородками на ряд помещений, расположенных по сторонам коридора. Дверные проемы имеет арочные и плоские перемычки. Планировка первого этажа выполнена аналогично. В оформлении интерьеров выделяется парадный вестибюль входа для публики. Он перекрыт слабо выраженным коробовым сводом с распалубками из монолитного железобетона. Передняя часть вестибюля с центральной парадной лестницей освещена справа двумя боковыми окнами, которым с левой стороны соответствуют ниша и дверной проем (ныне заложен). Над входом - полуциркульное световое окно. Вход был обустроен деревянным тамбуром (утрачен). Стены в нижней части имеют рустовку. Верх стены украшен меандром в виде; кривой линии с завитками. Линия примыкания свода к стенами подчеркнута жемчужником. Две массивные арки, опирающиеся на ионические колонны, выделяют пространство коридора, за которым следует фойе с входом в лестничную клетку (ныне фойе отгорожено от коридора). Арки украшены кассетами с лепными розетками. Потолки коридора с падугами и имеют лепной фриз в виде гирлянды из листьев, перевитой лентой. Легкой декоративной розеткой украшен потолок площадки лестницы. Лестница с ажурными коваными перилами ведет во второй этаж, где расположен большой двухсветный (б. Актовый) зал. Он оформлен очень торжественно. Плоскости стен ритмично разделены спаренными пилястрами, украшенными ионикой, бараньими головами, гирляндами и венками. Капителям соответствуют креповки верхней фасции неполного архитрава и фриза. Карниз с дентикулами утрачен, как и зеркало потолка с лепными розетками и нитями жемчужника. Между капителями на уровне верха дверей и трехчастных окон пропущена широкая тяга с меандром. Архивольты окон и ниш украшены гирляндами и жемчужником. Простенки тройных окон оформлены как пилястры, где роль капители исполняют кассеты с листьями аканта обрамленные жемчужником и увенчанные иониками. Двери оформлены как порталы с карнизами, украшены резным киматием, триглифами, ионикой, жемчужником, розетками. Ствол пилястры обработан гирляндой из листьев лотоса, перевитых лентами. Материал стен крупный кирпич (26.5 х 13 х 7 см). Перекрытие бетонное по железным двутавровым балкам, над вестибюлем -железобетонное сводчатое перекрытие. Крыша стропильная сложной формы. Кровля железо. Основные габариты: 42 х 22 м.


Общие сведения

Часть крупного для Пскова общественного здания - центра образования, культуры и искусства начала XX века. Один из наиболее интересных образцов неоклассицизма в архитектуре Пскова.


Предметы особой охраны
Интерьеры

Группы документов
1900 - 1925

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
От первоначальной композиции объемов сохранилась лишь часть здания, расположенная вдоль ул.Некрасова. В интерьерах производились частичные перепланировки за счет легких перегородок. Утрачено перекрытие над большим залом и часть связанного с ним декоративного убранства: внутренний карниз с дентикулами и лепной декор потолка с розетками и нитями жемчужника. Утрачены все столярные изделия, система отопления не сохранилась. Сохранившиеся в стенах воздуховоды замазаны, первоначальная система вентиляции не действует. Утрачена и первоначальная кровля из железа и карниз одноэтажной части главного фасада. Решетки на окнах фасадов выполнены в 1900-х годах.

Реставрационные работы
реставрационные работы не проводились


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Персоны
Фан-дер-Флит Елизавета Карловна
завещала средства на строительство

Ильяшев Абрам Шимелевич
строительный подрядчик

Клименко Никита Николаевич
автор проекта

Фан-дер-Флит Николай Федорович
посвящена памяти Николая Федоровича


Библиография
ГАПО, Ф.50, оп.1, д.1327.
ГАПО, ф.366, оп.1, д.1070.
Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1912, вып.44., с.83-84.
Новикова Н.Н. Архитектура губернского Пскова./ Псков через века. Памятники Пскова сегодня. С-Пб,1994г., с.191.
Новикова Н.Н. Н.Н.Клименко - автор постройки здания художественно-ремесленной школы им.Фан-дер-Флита в Пскове.\\Тезисы докладов к научно-практической конференции. Псков, 1989,, с.78-79.
Новикова Н.Н. Строительство зданий для учебных заведений Пскова во 2 пол. XIX - начале XX в.\\"Псков", 1997,, № 7, с.113-119.
РГИА, ф.184, оп.3, д.1698.
Труды ПАО. Псков,, 1913, с.325.
ЦГИАЛ, ф.1158, оп.1-1913, д.229.; ф.565, оп.4, д.16936.