На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Здание производственного назначения (Дом Седельщикова)

Уточненная датировка архитектуры
XVII в.

Адреса уточненные
Псков г./Герцена ул, 5

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Детский клуб

Документы о принятии под охрану
Отсутствует от 01.01.1111 г. № 000

Историческая справка

Заказчик, строители, история создания неизвестны. По особенностям архитектуры здания можно предположить два строительных периода: каменный подклет - постройка производственного назначения - ХVII век. Кирпичная двухэтажная надстройка - конец XIX века. В конце XIX века дом находился во владении Седельщикова. Предположительно, он построил кирпичный дом на древнем подклете. С 1904-1917 гг. участок, дом и флигель принадлежали И.Я.Сафьянщикову. Здесь был трактир и квартиры, сдаваемые внаем. Во время войны 1941-1945 гг. дом горел. С 1945 по 1950 гг. восстанавливался и реконструировался. В 1955 г. передан под детский сад-ясли. Около 1978 г. к дому была сделана 3-хэтажная кирпичная пристройка с юго-востока. С конца 1980-х годов до 1992 г. здесь работал дом детского технического творчества. С 1992 г. - располагается клуб "Подросток".


Основные архитектурные особенности

Расположено на участке с отступом от "красной" линии, по которой проходит ограда из кирпичных столбов с коваными решетками (сохранилась частично). Главным северным фасадом дом выходит на ул.Герцена. Объемно-пространственная композиция продиктована древним подклетом, встроенным в рельеф правого крутого берега реки Псковы. Два кирпичных этажа покоятся на древних мощных каменных стенах. В плане дом повторяет их неправильную форму. С южной стороны к подклету пристроен ризалит, поднимающийся на всю высоту дома. Крыша (поздняя) вальмовая, крыта жестью. Фасады надстройки конца XIX в. выполнены в "кирпичном" стиле. Композиция главного северного фасада решена по принципу симметрии. Парадный вход с центральной оси перенесен левее во время послевоенной реконструкции. Фасад фланкирован двумя неглубокими ризалитами, увенчанными сложными аттиками. Уровень первого этажа лишен декора, над окнами - лучковые перемычки с замками. Весь характерный декор из фасонного кирпича сосредоточен на стене второго этажа. В горизонтальном направлении уровень второго этажа подчеркнут рельефным междуэтажным карнизом, на ризалитах поддержанным подоконной "тягой". Углы ризалитов оформлены висячими лопатками, свисающими из-под рельефной ленты венчающего карниза. Пять окон второго этажа между ризалитами имеют лучковые перемычки и обрамление верхней части, опирающееся на прямоугольные в сечении полу столбики на кронштейнах. Оконные проемы ризалитов украшены криволинейными обрамлениями. Ризалит южного фасада решен в три яруса, первый ярус - пристройка к каменному подклету, имеет гладкую оштукатуренную поверхность стены с двумя арочными проемами окон. Стена второго яруса, соответствующего первому этажу, имеет горизонтальный руст и двойные "ширинки" под оконными проемами с лучковыми перемычками. На гладкой стене верхнего яруса выделяется рельефное обрамление окон и висячие лопатки на углах ризалита. Верх увенчан карнизом и аттиком. Над аттиком надстроены стена и крыша позднего мезонина (ныне не существует). Поздняя пристройка решена с применением фигурной кладки несколько отличающейся от кладки конца XIX в. Окна пристройки с прямыми перемычками без рельефных обрамлений. Восточный и западный фасады подобны ризалитам главного фасада, но обрамления окон второго этажа выполнены как на ризалите южного фасада. Неправильная форма плана заложена в древнем подклете. Вход в подклет с южного фасада. Сохранились три помещения, перекрытых коробовыми сводами с распалубками, и узкий "выход" с лестницей, также перекрытый коробовым сводом (ныне лестница сохранилась только в подклете). Дверные и оконные проемы подклета с лучковыми перемычками. Откосы оконных и дверных проемов имеют большой рассвет. Планировка первого и второго этажей кирпичной надстройки одинакова, ныне изменена поздними перегородками. Принцип осевой симметрии, заложенный в композиции фасада, в плане не соблюдается. Центральную часть между ризалитами занимает большой холл, к которому слева примыкает парадная лестница, сгруппированная с "черной" лестницей. В холл раньше выходила лестница из подклета. Связи между помещениями были по принципу анфилады. Парадные комнаты, по-видимому, располагались во втором этаже. Габариты в плане - 25.8 х 15.6 м.


Общие сведения

Большое значение для истории зодчества Пскова имеет древняя каменная постройка. Кирпичная надстройка отражает преемственность древних форм в архитектуре конца XIX в. Имеет самостоятельную ценность как памятник "кирпичного" стиля.


Линейные размеры
25.8 х 15.6 м

Группы документов
1600 - 1700

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
Во время войны дом горел, утрачены все первоначальные деревянные конструкции: перекрытия первого и второго этажей, крыша, заполнения оконных и дверных проемов, лестничные марши. фасада. Планировка конца XIX в. искажена поздними перегородками. Убранство интерьеров утрачено. На крыше устроены жилые помещения для сотрудников. Кирпичная пристройка на три этажа, выполненная как веранда для детского сада, существенно исказила первоначальный вид памятника и закрыла часть южного фасада. Во время послевоенной реконструкции изменен главный фасад в уровне первого этажа: парадный вход превращен в окно, входная дверь устроена заново из оконного проема левее центральной оси

Реставрационные работы
реставрационные работы не проводились


Собственники/Пользователи
муниципальная



Персоны
Сафьянщиков Илья Александрович
владел с 1904 по 1917 год.


Библиография
Кадастр. Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области. Псков. 1997,, с.19.
Псков через века. Памятники Пскова сегодня. Сост. И.К. Лабутина., СПб., 1994, с.252.
Спегальский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII в. Л.-М., 1963., с.148.