На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Училище сельскохозяйственное. Учебный корпус.

Уточненная датировка архитектуры
1903 - 1908 гг.

Адреса уточненные
Псков г./Ленинградское ш, 24.

Категория охраны
не является объектом культурного наследия

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Учебное заведение

Документы о принятии под охрану
Решение Псковского облисполкома от 28.03.1950 г. № 163

Архитектурные стили
эклектика

Историческая справка

В 1895 г. в Санкт-Петербурге департаментом земледелия был поднят вопрос об учреждения в г.Пскове сельскохозяйственного училища. 2 марта 1902 г. подписан "закон" об учреждении в Крестах близ Пскова среднего сельскохозяйственного училища и утверждено "Положение" о нем. Псковское губернское правление выделило участок в 324 десятины /около 360 га/ для постройки училища. Торжественное открытие состоялось 1 октября 1903 г. Строительство главного учебного корпуса было закончено к концу 1905 г. Автор проекта неизвестен, но известно, что в конкурсе на проект зданий училища принимал участие городской архитектор Пскова /с 1901 г./ гражданский инженер Э.А.Гермейер, который в дальнейшем был причастен к работам на строительстве. Проект отопления и вентиляции был выполнен в Санкт-Петербурге 31 августа 1903 г. "Товариществом Лукашевич и К". Проект одного из деревянных жилых домов выполнен гражданским инженером Р.Першке в 1901 г. и утвержден Строительным отделением Псковского губернского правления 30 июля 1902 г. Строительство жилых и хозяйственных построек продолжалось до осени 1908 г. К окончанию строительства в распоряжении училища находились: главный учебный корпус, директорий с канцелярией, семь деревянных домов для преподавателей, дом для надзирателя и лаборанта, дом для служащих, больница с квартирой для фельдшера, водокачка с баней, два машинных сарая, дровяной сарай и др. хозпостройки. К осени 1908 г. закончена постройка фермы, располагавшейся в 1 км к юго-западу от территории училища. На ферме были построены: скотный двор, молочня, конюшня, кузница, сарай, контора и дом заведующего, дом для рабочих и сторожка. Проект водопровода и канализации для фермы выполнен в Пскове Технической конторой А.Штейна. К концу 1913 г. в училище функционировало 14 учебных кабинетов. Окончившим присваивалась специальность агронома широкого профиля. В начале XX в. в Пскове зародилась социал-демократическая группа, в которой занимались активной революционной деятельностью преподаватели и учащиеся училища. Руководителем группы среди учащихся был будущий революционер К.Я.Бауман. До начала империалистической войны училище оставалось одним из центров революционной борьбы в Пскове. В начале войны училище эвакуировалось в Башкирию и оставалось там как Псковское среднее сельскохозяйственное училище до 1919 года. Возвращенное в имение Алтун Новоржевского уезда, оно было переименовано в Псковский сельскохозяйственный техникум. В 1920 г. техникум был переведен в имение Волышово Порховского уезда и реорганизован в Псковский практический сельскохозяйственный институт. В 1926 г. он опять стал техникумом и в 1928 г. переведен в Кресты. До 1941 года он находился в ведении Льноцентра. В 1930-е годы в техникуме было 2 отделения: агрномическое и агрохимическое. Выпускниками этих лет были:заслуженный агроном РСФСР В.П.Липатов, доктор с\х наук Е.К.Дейхман, профессор А.Берзинь и И.П.Гаррас - члены Латвийской с\х Академии и др. В начале Великой Отечественной войны в техникуме был организован отряд самообороны, в который вошли преподаватели во главе с директором. Впоследствии отряд соединился с частями Красной Армии. Многие учащиеся и преподаватели были активными участниками партизанского движения. На территории техникума фашисты устроили концентрационный лагерь. Постройкам был нанесен большой ущерб, разрушена водонапорная башня, бомба попала в актовый зал учебного корпуса. Уцелевшие постройки были восстановлены в начале 1950-х гг. В 1966 г. началась модернизация застройки на территории техникума. В результате этого до нашего времени дошли лишь здания главного учебного корпуса и директория.


Основные архитектурные особенности

Здание основного учебного корпуса расположено в центре участка застройки, ориентировано главным фасадом на юго-запад к небольшому парку. Двухэтажное из красного кирпича с подпольем и полуподвальным помещением под актовым залом. Объемная композиция выражена в прямоугольных формах, организованных в виде буквы "Ш" с выступающим в центре объёмом актового зала. Архитектура выражена в скромных формах эклектики с барочными элементами в обрамлениях окон и в рустовке лопаток. Трехчастность пространственной структуры подчеркнута на главном фасаде центральным и двумя фланговыми ризалитами. Для фасадов характерны простота и строгость с известной мерой выразительности, позволяющей понять суть структуры интерьера и работы конструкций. Плоские поверхности фасадов с четким ритмом правильно расположенных больших окон, геометрическая строгость основных линий, минимум деталей декора, выполненных из кирпича - черты, характерные для архитектуры производственных, конторских, учебных и больничных зданий.. Композиция главного фасада симметрично-осевая. Центральный ризалит, по оси которого устроен парадный вход, увенчан ступенчатым аттиком, в декоративном оформлении которого присутствует мотив сталактитов /сосулек/, центральная часть отмечена характерным круглым отверстием. Для боковых ризалитов, решенных одинаково, применены спаренные оконные проемы, зрительно объединенные общим обрамлением, и треугольное завершение на фоне ступенчатого аттика. Углы ризалитов закреплены лопатками, крупно рустованными в уровне первого этажа. Боковые фасады идентичны. В их асимметричной композиции лопатками и спаренными окнами акцентирована продольная композиционная ось - пространство коридора-рекреации. На фасадах, обращенных во внутренние дворики, лопатками выделены пространства лестниц. Торцевые поверхности боковых крыльев с минимумом оконных и дверных проемов и треугольным завершением отделаны под свесом кровли крупными зубцами. Самое простое в декоративном отношении решение имеют фасады зального корпуса, где применены лишь простые лопатки и карнизные тяги из лекального кирпича. Композиция декора всех фасадов воспринимается цельно. Эффект достигается благодаря контрасту ровных поверхнростей кладки с расшивкой швов и органичной системой рельефной и орнаментальной кладки из фигурного кирпича. Основным объединяющим декоративным элементом является орнаментальный рельефный пояс, проходящий по всему периметру в уровне междуэтажного перекрытия и в венчающих частях ризалитов главного фасада. Рельефные зубцы украшают также подоконные плоскости второго этажа. На всех фасадах применены подобного типа декоративные надоконные обрамления, имитирующие клинчатую перемычку. Планировочная композиция простая и ясная основана на коридорной стистеме. Планировка этажей идентична, близка к симметрично-осевой. симметрия незначительно нарушена асимметричным устройством входного вестибюля и различной разбивкой помещений в торцах боковых крыльев. Продольной планировочной осью является просторный и светлый коридор-рекреация, проходящий вдоль всего здания, выходивший оконными проемами на боковые северо-западный и юго-восточный фасады. Вдоль коридора расположен один ряд классных комнат, выходящих на главный фасад большими окнами. Фланкируют композицию два корпуса, посталвненые перепендикулярно продольной оси, с классными комнатами, разделенными нешироким коридором, связанным с лестницами в торцах. Корпус актового зала, расположенный на оси симметрии, соединен с входным вестибюлем и центральным коридором лестничным переходом. Помещения в полуподвальном этаже зального корпуса предназначались для прислуги. Частично сохранилось декоративное убранство интерьеров, для которого также характерны простота и рациональность. Особое внимание уделено центральному коридору-рекреации первого и второго этажей, зрительная протяженность которого, скрадывается системой пологих арок, опирающихся на столбы, в ритме поперечных несущих стен, создающих иллюзию анфилады. Углы арок обработаны несложным профилем, плафоны потолков украшены лепными карнизными тягами. Полы коридора первого этажа облицованы керамической орнаментальной плиткой. Заслуживает внимание единственная сохранившаяся деревянная перегородка с дверью в арке северо-западного крыла, украшенная деревянной резьбой. Также просто решено декоративное оформление лестничного перехода и парадной лестницы с перилами, набранными из стандартных чугунных элементов. Система продольных и поперчных несущих стен из кирпича на ленточных бутовых фундаментах, является опорой для деревянных междуэтажных и чердачных перекрытий с вальмовой кровлей. Габариты здания в плане: 78.7 х 46.1 м.


Общие сведения

Характерный пример учебного заведения начала XX века, выстроенного в формах эклектики. Представляет мемориальный интерес как здание, в котором учился Бауман К.Я.


Группы документов
1900 - 1925

Состояние объекта
плохое

Комментарий к техническому состоянию
Планировочная структура изменена незначительно: сквозной рекреационный коридор в торцах застроен хозяйственными помещениями и туалетами, размещавшимися первоначально в торцах боковых крыльев у лестниц. Изменена система несущих конструкций пола актового зала: не восстановлена разрушенная бомбой поперечная несущая стена, заменена тремя несущими колоннами, расположенными по продольной оси. Часть лестничной стены зального корпуса в торце восстановлена в грубой кладке, не соответствующей первоначальной. К лестничному переходу в актовый зал снаружи пристроены мелкие помещения, загромождающие лворики и портящие архитектуру фасадов. На крыше левого крыла сооружена водонапорная сутановка, искажающая первонаачльный облик. Утрачена контсрукция кровли с полукруглыми слуховыми окнами и кирпичными вентиляционными трубами. Кровельная жесть заменена на шифер. В интерьере в торце правого крыла образована большая аудитория путем снятия перегородок. Утрачены первонаачальные столярные изделия.

Реставрационные работы
реставрационные работы не проводились


Собственники/Пользователи
Собственность субъекта Российской Федерации



Персоны
Бауман Карл Янович
учился в начале XX века, организовал социал-демократическую группу среди учащихся.

Гаррас И.П.
учился

Липатов В.П.
учился

Дейхман Е.К.
учился

Гермейер Эдуард Александрович.
руководил строительством

Берзиныш Янис
учился


Библиография
Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 годов. М., 1982
Памятная книжка Псковской губернии., на 1909-1910 гг., с.65.
ЦГИАЛ, Ф.380, оп.41, д.65.


Училище сельскохозяйственное. Директорий.

Псков г./Ленинградское ш, 24\2.