-
Церковь Успения. XVI в. Вид с юго-востока. д.Мелетово, Псковский р-он.
-
Церковь Успения. XVI в. Генплан участка. д.Мелетово, Псковский р-он.
-
Церковь Успения. XVI в.План-схема. д.Мелетово, Псковский р-он.
-
Церковь Успения. XVI в. Интерьер. Фреска - "Ант-скоморох" на западной стене. д.Мелетово, Псковский р-он.
-
Церковь Успения. XVI в. Интерьер. Фреска - "Уверение Фомы". д.Мелетово, Псковский р-он.
-
Церковь Успения. XVI в. Интерьер. Фреска - "Голова пророка Аарона". д.Мелетово, Псковский р-он.
-
Семенов М.И. Фото 1995 г.
В Псковских летописях под 1461 годом записано:" Того же лета заложена бысть церковь каляна Оуспение святые богородица на Мелетове".Церковь построена в 1461-1462 гг. Заказчиками являются Псковские посадники Иаков Ианнов Кротов - купеческий староста, заказчик храма Веры, Любви и Надежды и матери их Софии, Иоанн Захарьин Путков - видный политический деятель Пскова и Зиновий Михайлович. Храмозданные подписи, расположенные на портале притвора церкви и в барабане четверика сохранились их имена. Строители церкви не известны, но все исследователи считают, что это были псковские мастера. (этими же мастерами была построена через 3 года в Пскове церковь Косьмы и Дамиана с Примостья).Первоначально церковь имела четверик, и притвор. Позднее ( в ХVI в) был пристроен теплый южный ,придел Николая Чудотворца .Дальнейшая история памятника до середины ХVIII в не известна. В 1763-1764 гг. (по офицерским описям) церковь имела каменный придел Николая Чудотворца и колокольню. Церковь, придел и колокольня были покрыты тесом, а глава церкви и придела обиты деревянной чешуей. В 1790 г. в церкви был устроен иконостас, а древняя роспись по-видимому .в это время забелена. В 1778г.древний притвор церкви был расширен к западу и к нему пристроена колокольня. Видимо, в это же время были растесаны некоторые оконные проемы четверика и древней части притвора. К концу XIX в церковь уже имела четырехскатное покрытие. Сам четверик, глава и придел покрыты железом, железом был обит и барабан четверика. Главка и барабан придела оказались утраченными. В это время храм имел деревянные хоры с деревянной лестницей в северо-западном углу четверика. В северо-западном и юго-западном углах церкви в уровне хор имелись две палатки, вход в юго-западную был заложен. В 1913 г. к югу от церкви была построена новая каменная церковь. Приход был переведен в нее, а храм Успения заброшен. В 40-х гг и ХХв памятник использовался в качестве склада и хлебопекарни. В 1949 г. ПСНРПМ провела работы по консервации церкви .Но к 1957 г. памятник оказался в аварийном состоянии и к 1959 г. был разработан проект его реставрации ( авторы проекта М.И Семенов и Н.О. Рахманина).Проектом предусматривалось восстановление церкви в формах ХV-ХVI вв В процессе натурного исследования выяснилось, что углы четверика были надложены для четырехскатной кровли, завершения восьмерика под барабаном тогда те разобраны, растесаны оконные проемы четверика, предела и притвора, установлена, одновременность постройки четверика и восточной части притвора. В 1961 г. реставрация в основном была закончена .В результате ее четверик получил 32 скатное покрытие, у придела был разобран поздний притвор, сооружен главка на тонкой шее. Колокольня и поздний притвор четверика разобраны и восстановлена западная стена первоначального притвора, растесанные оконные проемы сделаны в формах ХV в, в древние гнезда, от сгнивших связей заведены железобетонные связи. В 1964 г. церковь была оштукатурена и побелена.
В настоящее время памятник представляет собой композицию, состоящую из четверика с притвором и южным приделом Николая Чудотворца. Одноглавый, четырехстолпный четверик, увенчанный невысоким восьмериком имеет три апсиды: центральную полукруглую и две боковые прямоугольные Восточные и западные столбы четверика с круглены снизу. восточные - к алтарю, западные - к притвору. Система сводов традиционная псковская- повышенные подпружные арки, несущие световой барабан. В юго-западном углу четверика на уровне хор- палатка. Оконные проемы- щелевидные на уровне второго света на южной и северной стене- сдвоенные. Дверные проемы расположены в западной и южной стене четверика. Покрытие четверика - 16 скатное, восьмерика -также 16-скатное. Глава церкви имеет форму луковицы. Притвор и придел перекрыты подуцилиндрическими сводами Придел увенчан небольшой главкой на тонкой шее. Покрыта церковь железом, а главы - осиновым, лемехом. Фасады расчленены лопатками, апсиды и барабан декорированы псковским геометрическим орнаментом, сдвоенные окна северного и южного фасадов оформлены валиком. Стены четверика, придела и притвора сложены из местной известняковой плиты. Древняя живопись в интерьере представляет собой стенопись по сухой штукатурке. Она была результатом труда шести-семи псковских мастеров-иконников и миниатюристов. Впервые о существовании фресок было упомянуто в 1876 г. Н.К.Богушевским. В 1925-1926 г.г. они вновь были открыты и осмотрены К.К. Романовым. В 1933 г. началась их реставрация под руководством Е.А. Домбровской. Было раскрыто 16 фрагментов росписи в алтаре и арках дьяконника и жертвенника, укреплен фресковый грунт. Обследование убедило в наличии фресок печи во всем памятнике. В 1948-1949 г.г. роспись расчищалась и укреплялась Ю.Н.Дмитриевым. В 1963 г. начались реставрационные работы под руководством старшего художника-реставратора ВСНШД Д.Е.Брягина В ходе этих работ было проведено укрепление штукатурных грунтов и красочного слоя раскрытых композиций, была выполнена расчистка всех сохранившихся фрагментов древней живописи из-под известковой побелки и поздней масляной записи. К настоящему времени в интерьере памятника сохранилось 99 живописных сюжетов . Наиболее значительными и хорошо сохранившимися являются композиции. Акт- скоморах", "Сретение"; "Омовение пос"; "Уверение Фомы".
разрабатывал проект реставрации в 1959 г совместно с Рахманиной Натальей Сергеевной. , восстанавливал в 60-е гг XX в
Зиновий Михайлович
совместно с Иоанном Захарьевичем Пучковым и Кротовым Иаковом Ианновичем заказали строительство церкви в 1461-1462 г
Бетин Л.В. Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура.,М.1973, С 333-338. Композиция на тему об Анте Скоморохе в росписи церкви Успения в селе Мелетово - 13 км.
Бетин Л.В. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968 г, Реставрация настенных росписей Успенской церкви в селе Мелетово. С 220-223
Богушевский Н.К. Церковь Успения в Мклетове. Псковские губернские ведомости, 1876, № 18,19,25,26,31
Псковская летопись, изданная М. Погодиным., М., 1837
Романов К.К. Мелетово как источник по истории Псковской земли.// В сб. Проблемы истории докапиталистических общест, № 9-10, С 143-156