На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Усадебный парк Медема "Березки"

Уточненная датировка архитектуры
кон. XIX - нач. XX в.

Адреса уточненные
Псков г., в границах ул.Л.Толстого и Зонального шоссе

Категория охраны
выявленный объект культурного наследия

Типология
не является памятником архитектуры

Современное использование
Территория автошколы

Документы о принятии под охрану
Отсутствует от 01.01.1111 г. № 000

Историческая справка

Автор и строитель неизвестны. Усадьба принадлежала барону Медему Николаю Васильевичу, возглавившему одну из трех ветвей графского и баронского рода Медемов из Гессена, переселившихся в Прибалтику в ХV веке. Николай Васильевич (1786-1870 гг.) - генерал от артиллерии, профессор истории военного искусства, крупный русский военный теоретик, в молодости участвовавший в заграничном походе 1813-1814 г.г. против Наполеона. Сельцо Березки имело очень удобное расположение. Близость города Пскова способствовала быстрому развитию хозяйства. Владелицей этих земель в конце ХIX-начале XX веков была баронесса Софья Ивановна Медем. Усадьба, да и все имение, занимали небольшую территорию, но баронесса старалась придать своим землям больше изящества. В документе "0 ссуде баронессе С.И.Медем" (1903 г.) указывается, что усадебная земля занимала 5 дес., из них парк - 2 дес., сад и огород 1 дес., под постройками 2 дес. Были вырыты небольшие проточные пруды и построена водяная мельница. Сохранившиеся парковые насаждения относятся к этому этапу развития усадьбы. Известно, что в 1902 году довольно большая часть земли имения (402 дес.) была отчуждена под строящуюся железную дорогу Псков-Петербург. В Настоящее время на территории парка располагается автошкола, построены бетонные гаражи, изгороди, автодром , что сильно исказило исторический облик парка. Водяная мельница не сохранилась. Большой пруд, зажатый между ж/д ветками, практически исчез. Из-за нарушения гидрологического режима (подъема грунтовых вод и отсутствия проточности) гибнут парковые насаждения.


Основные архитектурные особенности

Имение "Березки" (S=9 га) располагалось на окраине г. Пскова. Планировочная структура усадьбы в последние годы сильно нарушена. Сохранившийся фрагмент парка этого некогда благоустроенного имения говорит о пейзажном его характере и высоком уровне объемно-пространственной организации парка с безупречным соблюдением масштаба планировочных частей и соразмерности его элементов. Одной из главных композиционных осей являлась система проточных прудов, на которую словно были нанизаны живописные группы деревьев и кустарников. Группы были сформированы из дубов, лип, кленов, вязов, лиственниц, дерна. Возраст старых посадок 100 лет. На большом пруде находилась водяная мельница от которой ныне не осталось и следа. Разветвленная дорожная сеть была увязана с плавными очертаниями водоемов. Пруды были оживлены кувшинками белыми и ирисом сибирским, которые сохранились до сегодняшних дней на среднем пруду. Система искусственных прудов, устроенная с хорошим знанием гидрологии местности, и парковые насаждения по праву считались "жемчужиной", украшавшей предместья города Пскова. Парк изобилует интересными внутренними видами и пейзажами. Многие внешние перспективы (на излучине реки Псковы, долины и луга, город) ныне утрачены из-за плотной застройки вокруг, кроме одной - золотой купол Троицкого собора Кремля. Сейчас, перерезавшие территорию парка, еще две железнодорожные линии сильно нарушили проточность системы, привели к подъему грунтовых вод и, как следствие, - заболачивание, заиливание и "цветение" водоемов, гибели большей части старых деревьев в групповых посадках (лип, дубов и всех лиственниц). Большой верхний пруд, где была мельница, оказавшийся зажатым между ж/д ветками, непоправимо деградировал: участок его заболочен, зарастает рогозом, осокой, кустами ив, берега пруда неразличимы. А участь сохранившегося уголка усадебного парка усугубляется "активной" деятельностью автошколы, которая захватывая все большую часть парка под строительство автодрома грозит полным его исчезновением. В восточной части обследуемого объекта среди рядов нового, после войны посаженного яблоневого сада сохранились два небольших хозяйственных водоема, днища которых выложены булыжным камнем. Можно предположить, что эта часть усадьбы была также занята огородами и садом. Зигзаг ясеневой аллеи разделяет сад на две половинки, обнесенные сегодня изгородью из металлической сетки. Основная масса деревьев в аллее -это возобновление 30-40 лет от вырубленных ясеней старой посадки (100 лет) у поворота аллеи, возле хозяйственного прудика, интересная группа из липы в виде букетов отводов (возобновление 40 лет от 2-х пней, симметрично стоявших здесь лип). Южный конец аллеи упирается в ряд лип, параллельный ж\д полотну. Возраст деревьев 100 лет. На территории прилегающей застройки и автошколы встречаются дубы и вязы того же возраста - остатки усадебных посадок. Памятник нуждается в первую очередь в серьезном ремонте водной системы с упорядочиванием гидрологического режима, реконструкции и благоустройстве с максимальным сохранением композиционной целостности фрагмента и его исторического облика.


Общие сведения

Сохранившийся фрагмент усадебного парка, часть благоустроенного имения баронского рода Медемов, - неординарный образец садово-паркового искусства конца XIX - начала XX вв. Парк пейзажный.


Группы документов
1850 - 1900

Состояние объекта
аварийное

Реставрационные работы
не проводились


Собственники/Пользователи
муниципальная



Библиография
Морозкина Е.Н. Жемчужина в городе и ее судьба. \\Молодой ленинец. 29.08.1987.
РГИА, ф.262, оп.81, д.1024.
ЦГИА, ф.593, оп.17, д.566. 1903 г. О ссуде баронессе С.И.Медем.