Кирха находится на территории Козьмодемьянской слободы XYI - XYIII вв., почти целиком уничтоженной катастрофическим пожаром 17 сентября 1774 г. Поблизости от него, на берегу р.Великой, во 2-й пол,XYIII в, стояла "богатая" мукомольная и "пильная"мельница графа К.Г.Разумовского, а рядом с нею - небольшой господский дом. По преданию, здесь же располагался и временный деревянный путевой дворец, в котором в 1780г.останавливалась на ночлег императрица Екатерина II. Регулярная застройка этой части опочецкого посада началась еще до окончательного утверждения первого "правильного" плана города (1778 г.), о разбивки главной городской (Соборной) площади и возведения на ней двух больших каменных казенных корпусов (1775 - 1776 гг.). Ранняя строительная история участка, непосредственно занимаемого памятником, ие известна. Возможно, это было частное владение. Появление в Опочке лютеранского храма относится к годам царствования императора Александра П - времени широкого строительства евангелическо-лютераноких церквей по всей России, в том числе и в городах Псковской губернии: 1870 г. - Псков (начато строительство нового церковного здания), 1875 г. - Торопец (выдано разрешение на постройку), 1879 г, - Великие Луки (утвержден план). Еще раньше, в 1863 г., были утверждены план и смета лютеранского храма для г.Гдова, входившего тогда в С.-Петербургскую губернию (см.материалы РГИА). Опочецкая филиальная кирха была начата постройкою в 1871 г. псковским пастором Гессе,а закончена и освящена в 1874 г. пастором Брезинским. Строительство обошлось в 6138 руб. 8I коп. Автор архитектурного проекта и посвящение церкви не установлены. Своего пастора в Опочке не было, он приезжал - "не менее трех раз в год" - из Пскова. В 1912 г. прихожан (латышей, немцев, эстонцев) насчитывалось "до 500 человек", что составляло примерно 6 процентов от общего числа городских жителей. После прекращения богослужений и закрытия кирхи (достоверная дата не известна) здание использовалось для "молодежных развлечений". Но даже во 2-й пол 1920-х гг. сюда еще приходили послушать хороший орган. В 1930-х гг. памятник занимала столовая. В послевоенное время здесь размещалась государственная столярная мастерская, а с 1961 г. - районный совет ДОСААФ и автошкола (с 1991 г. - районный совет РОСТО). вскоре после закрытия здание кирхи лишилось своего внутреннего убранства (за исключением органа, разобранного не ранее 1930-х гг.; дальнейшая его оудьба не известна), значительной части псевдоготического декора фасадов и башенки-колокольни с крестом. Тогда же были сломаны стены, отделявшие от церковного зала и алтаря боковые служебные помещения, и произведена первая перестройка хор. В 1963 - 1964 гг. к алтарной части памятника была сделана большая одноэтажная кирпичная пристройка (используемая совместно районным советом РОСТО и горторгом), в связи с чем утрачена обшивка западного фасада и покрытие апсиды. Церковный зал разделили перегородки. С южного фасада (на месте окна) был устроен дополнительный вход с крыльцом. Вероятно, одновременно с этим были пробиты два новых окна для освещения хор (одно из них - вместо уничтоженного люнета) и полностью перестроено первоначальное крыльцо перед главным фасадом. Несколько позднее к южному фасаду пристроили дощатый туалет, в результате чего исчезло еще одно окно. 1991 г, - незначительная перепланировка основного помещения. В советское время, особенно в послевоенные десятилетия, существенно изменилось пространственное окружение памятника: за исключением двух старых лип, утрачены зеленые насаждения, появилось множество сараев, асфальтовое покрытие, загрязнен берег р.Великой. Ныне с нескольких сторон здание обступает крупномасштабная неэстетичная современная застройка.
Костел распожен на периферии квартала, ограниченного Советской (Соборной)пл., ул.Красных Командиров (Старорынковской) и берегом р.Великой. Главный фасад обращен к Старорынковской ул. В прошлом памятник играл важную роль в речной панораме города и, бедной архитектурными доминантами, объемно-пространотвенной структуре его северной части. Здание одноэтажное. Ориентировано примерно по оси восток-запад. План прямоугольный, осложненный ризалитом главного фасада и выступами двух крылец и туалета; выступ алтарного прируба скрыт позднейшей пристройкой. Боковые продольные фасады в 5 осей, главный - в I. Основные черты архитектурного облика памятника соответствуют типовому решению псевдоготических евангелическо-лютеранских храмов Восточной Прибалтики и России сер. - 2-й пол. XIX в. Вытянутый по оси объем под двухскатной крышей прорезан с боков высокими стрельчатыми окнами и завершен с торцов ризалитом и пятигранной апсидой, причем максимальная длина здания более чем в два раза превосходит его ширину. Трехчастная ступенчатая композиция главного, восточного, фасада, усиленная напряженным вертикальным ритмом двух пар фланкирующих "пинаклей", первоначально венчалась высокой восьмериковой башенкой-колокольней, на четырехгранном постаменте, с щипцово-шатровой кровлей и крестом. Высокие ступени открытого крыльца вели ко входному проему, который вместе с расположенным над ним круглым окном - подобием готической розы - был заключен "в раму" накладного вимпергового портала. Боковые простенки восточного фасада украшали латинские кресты (приблизительно в рост человека). Контуры всех этих утраченных накладных деревянных деталей хорошо читаются на поверхности обшивки. По периметру стен на уровне окон идет узкая горизонтальная тяга, а под профилированным карнизом - пояс выразительного геометрического декора: на продольных фасадах и ризалите - "балясины" и кружочки, на боковых простенках главного фасада - "лесенка". Под рамочными наличниками окон (одной с ними ширины) - прямоугольные филенки (в прошлом филенки также помещались под накладными крестами и четырьмя островерхими проемами башенки ). Почти 3/5 внутреннего пространства здания занимает светлый церковный зал, сохранивший первоначальный потолок с профилированным карнизом и розетками для люстр и, частично, пол. Стены,некогда лишь побеленные, ныне на половину высоты выкрашены масляной краской. Пара печей Уттермарка и два дымохода фиксируют местоположение старых отопительных устройств. Перегородки (за исключением той, что отделяет от основного помещения алтарный прируб - остаток хора) не доходят до потолка. Отделенный от зала капитальной стеной двухярусный нартекс соответствует трехчастному решению главного фасада. Центральная его часть внизу представляет собой вестибюль, наверху - хоры, где находился орган (широкий проем, открывавшийся в церковь, теперь заложен).Слева - лестничная клетка - наилучший по сохранности из всех интерьеров кирхи (здесь две позднейшие дощатые "переборки"). Справа в обоих этажах расположены дополнительные помещения (в результате перестроек 1960-х гг. два смежных помещения хор соединены в одно. Конструкции: фундаменты бутовые ленточные, цоколь из дикого камня и, частично, из кирпича (формат 26х13,5х6,5 см, шов известковый, с подрезкой, толщиной 1,5 см), стены рублены в прямую лапу из сосновых бревен, диаметром до 25 см, изнутри оштукатурены (кроме лестничной клетки), снаружи обшиты тесом, все перегородки позднейшие (досчатые и, в большинстве, оштукатуренные), туалет-пристройка стоечно-балочной конструкции, досчатый (при строительстве использован и старый тес), полы досчатые, перекрытия плоские деревянные, кровля щипцовая шиферная (первоначально гонтовая; шатер башенки был крыт железом), стропила наслонные, сложной конструкции. Максимальные размеры здания в плане - 20,4х20,3х9,6 м (без пристроек), высота боковых стен до верха карниза - 6,1 м.
Редкий архитектурный памятник, единственный сохранившийся образец местной деревянной псевдоготики. Несмотря на некоторую шаблонность форм, неизбежно присущую опочецкой кирхе как официальной постройке 2-й пол. XIX в., является удачным примером творчества профиссионального архитектора и местных мастеров-плотников.
Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. Псков. 1912,, с.108, рис. 41