Равнинная низменная местность, на которой расположен Костел, была включена в городскую черту регулярным генеральным планом 1774 - 1778гг., но вследствие окраинного положения и сильной заболоченности почв многие десятилетия оставалась почти незастроенной, что демонстрирует, например, "План города Опочки..." 1843 г. Здание Опочецкой римско-католической каплицы, в обиходе чаще называвшееся и называемое до сих пор костелом, было выстроено в 1904 г. "при настоятеле Псковского костела ксендзе Гордиевиче на добровольные пожертвования и месте, подаренном Опочецким мещанином Владиславом Донатовичем Стульгинским" (умер 5 сентября 1900 г.; могила сохранилась). В январе 1904 г. Римско-католическая консистория получила от МВД разрешение "принять завещанный Владиславом Стульгинским под постройку р.к. молитвенного дома участок земли, в 634 кв. саж. с находящимися на нем постройками, расположенный в г.Опочке", "в бывшем 13-ом , а ныне в 18 квартале под № I". Таким образом, строительство велось только один сезон. Судя по эпитафии на еще одном надгробии городского Покровского кладбища, "фундаторкой Опочецкия каплицы" являлась также и некая Бальбина Волнеина (1814 (?) - 1910 гг.» Автор архитектурного проекта не установлен. К нач. XX в. частной деревянной застройкой в квартале было занято четыре-пять участков по Болашевской ул., территория же, примыкавшая к Косьмодемьянской и, отчасти, Новоржевекой улицам, приходилась на обдирный яблоневый "Стульгинский сад" (немного потесненный новым строительством, он сохранялся, под прежним названием, вплоть до зимы 1940 г.) С восточной стороны к памятнику примыкала усадьба, с одноэтажным жилым домом, двухярусным амбаром восточноевропейского типа и другими хозяйственными строениями, так же деревянными : примерно до кон. 1930-х гг. здесь жила семья Стандаевских - хранителей каплицы-костела, в числе которых была и органистка. Еще в 900-х гг. здание было оштукатурено и внутри и снаружи. В нач 1910-х гг. прихожан, преимущественно переселившихся из Белоруссии и других мест поляков, насчитывалось "до 100 человек", т.е. немногим более 1% жителей города. Обязанности ксендза исполнял настоятель Псковского костела, посещавший Опочку "не менее одного раза в год" . По воспоминаниям опочанки Н.И.Ульяновой, с 1919 по 1941 гг. постоянно жившей напротив костела, в 1920-х гг. на службы собиралось уже лишь несколько десятков человек. К нач. 1930-х гг. все более редкие богослужения прекратились вовсе. Нетронутый и даже избегаемый местным населением, памятник пустовал вплоть до самой войны. В период гитлеровской оккупации, летом-осенью 1941 г. (по другим сведениям - несколько раньше), из-за нехватки жилья в выгоревшем городе здание было занято жильцами. С этого времени памятник представляет собой трехквартирный, а после капитального ремонта 1955 г. - шестиквартирный. жилой дом. В 1940-х гг. в связи с приспособлением под жилье осуществлено внутреннее переоборудование здания: сломаны капитальная стена и перегородки притвора, возведено множество новых перегородок, заложено три старых и прорублено два новых оконных проема . Одновременно были утрачены многие архитектурные элементы памятника (башенка-колокольня, псевдоготический портал и пр.), его внутреннее убранство (алтарь, Распятие, религиозная скульптура, орган, исповедальня, скамьи и пр.), колокол, а также ворота, штакетника ограждавший территорию со стороны Косьмодемьянской и Болашевской ул. и большая часть зеленых насаждений. Судьба органа не известна, не исключено, что он мог быть вывезен гитлеровцами. 1955 - 1956 гг. - новая, гораздо более радикальная переотрои- ка» Фактически, от здания 1904 г. уцелели только цоколь и над- ставленные на несколько венцов (от какой-то разобранной сельской школы) наружные капитальные стены (без штукатурки). Из одноэтажного здание превратилось в двухэтажное, добавились продольные сени-коридор с двумя встроенными лестницами и крыльцами, исчезли старые и появились новые оконные и дверные проемы, внутреннее пространство вновь было полностью перепланировано . В 1970-х гг. здание получило стандартную досчатую обшивку . Начиная с 1970-х гг, в непосредственной близости от памятника возводится несколько многоэтажных, кирпичных и блочных, зданий, одно из них - пятиэтажный жилой дом - менее чем в десяти метрах к югу от него, на,высокой песчаной подсыпке. Дом Стандаевских перестроен (в 1980-х гг.) хозяйственные строения усадьбы утрачены много раньше. Таким образом, пространственное окружение бывшей каплицы неузнаваемо изменилось.
Костел расположен в угловой части квартала, с довольно значительным (в 7,5 и 8,2 м) отступом от красной линии застройки. Главный, торцовый, фасад обращен к ул. Клары Цеткин (Болашевской, иди Балашовской), боковой - к Красноармейской (Косьмодемьянской) ул., перед ним - большой полисадник, кусты и деревья, в числе которых два ясеня 1-й четверти XX в. До войны ворота костела фланкировала пара елей редкой породы. Здание двухэтажное (первоначально - одноэтажное с хорами). План прямоугольный, осложненный выступами трех позднейших крылец. Главный фасад в 2 оси (первоначально - в I), боковые - в 4. Даже в первозданном виде памятник отличался четким, почти брутальным, геометризмом, простотой форм и силуэта. Объемно-пространственное решение, в первую очередь, функционально. Горизонталь вытянутого примерно по оси север-юг, но стройного основного объема под двухскатной пологой железной крышей была уравновешена вертикалью четырехгранной башенки-колокольни над главным фасадом, обитой тем же листовым железом, с островерхими проемами, щипцами и пирамидальной кровлей. Ее формам вторили высокие кирпичные пилоны ворот, расположенных перед входом в каплицу, на красной линии застройки. Небольшие, высоко помещенные стрельчатые окна имели простые рамочные наличники. После оштукатуривания фасадов (этот прием использовался в местном строительстве при возведении и ремонте деревянных зданий лишь в первые десятилетия XX в. ) дверной проем, к которому веди высокие ступени крыльца, и подобие готической розы - над ним объединил фигурный накладной деревянный портал, завершенный вимпергом (2;3). Башенка венчалась крестом, второй латинский крест (на коньке крыши) отмечал алтарную часть здания. В целом, "готическое" оформление носило весьма условный и - в полном согласии о эстетическими установками эпохи - несколько модернизированный характер. В архитектурном облике каплицы-костела почти отсутствовало подлинное стилизаторское начало, столь ярко выраженное в облике находящейся в двух кварталах от нее, более изящной и претенциозной, лютеранской кирхи (1871-1874 гг.). Примерно 3/4 внутреннего пространства занимал беленый, с деревянным полом и двумя рядами скамей, зал. У южной дальней стены, на постаменте в две ступени высотой, находился св. престол. В одном из простенков восточной боковой стены стояла исповедальня. Предворявшая зал передняя часть здания была двух ярусной: наверху - открытые хоры с неплохим органом, внизу - отделенный перерубом (14 венцов) нартекс, состоявший из небольшого коридора с Распятием у левой стены и двух боковых помещений (в одном из них была лестница на хоры) (2;5). Конструкции: фундаменты бутовые ленточные, цоколь кирпичный, снаружи оштукатуренный, стены деревянные брусовые, рубленные в прямую лапу, толщиной 23-25см, изнутри оштукатуренные, снаружи обшитые вагонкой, перегородки дощатые (капитальные -оштукатурены), пристройка-коридор с внутренними перегородками -стоечно-балочной конструкции, дощатая, полы дощатые, перекрытия деревянные плоские, кровля шиферная щипцовая, фронтоны дощатые, стропила наслонные, фасады выкрашены темной охрой. Размеры здания в плане - 12,95х6,6-6,7 м (без пристройки), высота стен до верха карниза - 7,1м.
Редчайший пример деревянного католического храма на Северо-Западе России. Первоначальные формы характерны для эпохи поздней эклектики. Немсотря на искаженный перестройками облик, многочисленные, хотя и частично восполнимые утраты, является важным объектом местного историко-культурного наследия.
РГИА, ф 1293, оп.165, д. 340, л.1 План города Опочки с показанием направления предполагаемого шоссе по городу, 1843г; ф.822, оп.6, д.46
Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем. Псков. 1912,, с.108, рис. 40