Строительство каменной кладбищенской церкви было вызвано тем, что существующая деревянная церковь во имя Жен Мироносиц обветшала. Сначала хотели пристроить к старой церкви новый каменный придел, однако состояние старой церкви было слишком ветхим. Островские купцы Нефеда и Федор Карузины от имени жителей г. Острова выступили просителями за новую церковь. Строителем церкви в ряде документов упоминается Петр Карузин. Интересно, что старая деревянная церковь простояла до 1823 г., когда было получено разрешение псковской духовной консистории "ее разломать и употребить на обжигание кирпича "...., "а вырученную сумму употребить на украшение и благолепие новой каменной церкви..." Известно описание церкви 1819 г. : "....новопостроенная, каменная кирпичная, твердая, на ней крыша железа листового, выкрашена красною краской, поверх кровли свод осмерика и глава обиты белою жестью, яблоко и крест железные, прорезные, выкрашены белою краскою. Колокольня при ней о трех этажах, купол ее и приккровли покрыты железом и выкрашены прикровли красною, и купол зеленою краскою. Шпиль ее обит белой жестью, крест деревянный, обит белою же жестью. На ней висящих висящих на железе, перенесенных из старой колокольни колоколов три. Во вход с крыльца под колокольню, во вход в церковь с южной стороны. Двери все распашные деревянные, обиты железом и выкрашены дикою краскою. "... Хоры деревянные, выкрашены дикою краскою. Во всей онной церкви семь окон, два из коих в алтаре, четыре в церкви и одно под колокольню, все имеют стекла и железные решотки. Вся церковь снаружи оштукатурена известью, а внутри алтаря, церкви и колокольни стены раскрашены разною краскою с отводами. Полы везде выпощены кирпичом.... Иконостас о трех поясах перенесен из старой церкви. Выкрашен белою краскою, карнизы и резьба позолочены двойником под полимент. Царские двери резные". Многие иконы были перенесены из старой деревянной церкви. " Жен Мироносиц", "Снятие со креста", "Успение Богоматери", из старой церкви были перенесены и иконы праздничного и деисусного ряда иконостаса. Церковь не перестраивалась. В интерьере- первоначально был кирпичный пол, поздние росписи на сводах церкви.
Церковь Жен Мироносиц расположена на кладбище, заросшем многолетними деревьями и кустарником, с раннего лета и по позднюю осень церковь не видна. Когда-то кладбище находилось за чертой города, в наши дни вдоль дороги построены новые дома, улица назвала Вокзальной, с южной и восточной стороны также застройки современные- кладбище теперь входит в планировочную структуру города. Центрическая композиция плана церкви типа трилистника, представляет собою крест со скругленными концами, притвор с колокольней, примыкающие с запада представляют "стебель" . В основе объемной композиции лежит четверик, к которому примыкают полуцилиндры - скругленных частей. В центре композиции восьмерик, несущий восьмигранный свод, на последнем барабан с главою. Колокольня уравновешивает вертикаль церкви. Основные конструкции: бесстолпный одноапсидный храм, переход от четверика к восьмерику, покоящемуся на четырех подпружных арках, осуществляется посредством тромпов. Скругленные части храма перекрыты полусферическими сводами, притвор - полуциркульными, первый ярус колокольни - сомкнутыми сводами. В апсиде, объем которой удлинен к востоку, два оконных проема, ниши в центральной части и южной, здесь стоит круглая печь. В южной и северной скругленных частях по два оконных проема, ниши в центре между ними дверные / северный заложенный /. Подпружные арки четверика покоятся на пилястрах. У основания свода перекрытия металлические стяжки по две по сторонам света. На южной, западной и северной гранях восьмерика арочные оконные проемы заложены кирпичом. Между стенами и сводом перекрытия карнизная тяга. К западу к четверику примыкает притвор - первый ярус колокольни, сообщающийся с четвериком посредством короткой галереи, у северной стены которой ниша, куда заходит круглая печь. Притвор имеет в южной стене оконный и в западной дверной проемы, в северной стене лестница на второй ярус колокольни со входом с наружной стороны. Фасады церкви декорированы вогнутыми лопатками в местах сопряжения скругленных объемов. Завершают фасады многообламный карниз. Грани восьмерика по углам декорированы лопатками, которые вверху соединяются между собой, образуя рамку на каждой грани. Верх восьмерика завершается многообламным карнизом. Оконные проемы имеют плоские наличники. На восьмигранном куполе, покрытом кровельным железом, декоративный барабан с ложными оконными проемами в нишах и металлическими главою и крестом. Колокольня трех ярусная состоит из трех уменьшающихся кверху объемов. Между ярусами карнизные многообламные тяги. На первом ярусе, / западном фасаде/ дверной проем и по бокам две нишки. На южном-оконный проем, на северном- полуциркульные ложные проемы. Третий ярус звона с четырьмя арочными проемами для колоколов. Фасады второго и третьего ярусов декорированы лопатками. Граненый купол покрыт металлической кровлей и завершается шпилем с крестом. Материал - кирпич. Габариты 18х12 м. Церковь снаружи оштукатурена и побелена.
По своим стилистическим особенностям этот храм относится к позднему провинциальному классицизму. На Псковской земле лишь в Опочке Покровская церковь и в Острове Казанская близки по своим формам к церкви Жен Мироносиц. Для архитектурного наследия земли псковской эти храмы представляют значительный интерес.
ремонтно-ресставрационные работы
противоаварийные работы
Панов Н.А. Летопись Троицкого собора г.Острова Псковской губернии. Псков, 1912., стр 79-92