На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Электростанция тепловая (ТЭЦ).

Уточненная датировка архитектуры
1930 г.

Адреса уточненные
Псков г./Советская ул, 29

Категория охраны
не является объектом культурного наследия

Типология
Памятник архитектуры
Памятники истории

Современное использование
Тепловая электростанция

Документы о принятии под охрану
Отсутствует от 01.01.1111 г. № 000

Архитектурные стили
классицизм

Историческая справка

В конце XIX века в Псковской городской Думе неоднократно осуждался вопрос об электрическом освещении города, но не было средств на это. 27 апреля 1903 года в Министерстве внутренних дел был утвержден проект сооружения в г.Пскове электростанции и трамвая. В том же году был заключен договор с предпринимателем А.В.Асташевым на выполнение этих работ, 31 октября 1903 года Псковская городская Дума утвердила догов ар на 35-летнюю концессию на электрическое освещение города и устройство трамвая, В 1904 году за зданием пожарного депо Дума выделила 1 тысячу кв.саженей для строительства электростанции (это территория существующей Псковской ТЭЦ), Работы по сооружению электростанции начались весной 1904 года. Летом стали принимать заказы от частных лиц и учреждений на электропроводку в их помещения. На улицах были установлены деревянные и металлические столбы (правда без проводов и светильников). 13 декабря 1904 года некоторые заказчики получили свет. 16 января 1905 года загорелся электрический свет в Троицком соборе. В 1907 году Городская Дума выкупила у Асташева электростанцию за 118 тысяч рублей. В 1908 году на электростанции работали две паровые машины Краматорского общества, одна - 80 лов.сил, вторая - 50 л.с. и два паровых котла. В 1909 году электростанцию обслуживало 34 рабочих. Кризисная ситуация, сложившаяся в Советской России к началу 1920 г. обусловила острую потребность в разработке программы возрождения и развития экономики страны/ такой программой стал первый в мировой истории единый государственный план развития народного хозяйства, обеспечиваввий комплексное решение социально-экономических и научно-технических проблем и получивший название ГОЭЯРО (Государственная электрофикация России), Идеи электрификации и развития промышленности на плановых началах высказывались российскими и зарубежными учеными и до революции, однако реализовывать эти идеи пришлось уже в Советской России, В январе 1920 года Г, М, Кржижановский представил В Л.Ленину проект статьи "Задачи электрофикации промышленности", 24 марта того же года Совет рабоче-крестьянской обороны принял положение о Государственной комиссии по электрофикации России. Председателем Комиссии стал Кржижановский, всего в разработке плана участвовало более 200 специалистов и такие организации, как Комитет государственных сооружений, Центральный электротехнический Совет (ЦЭС), Электроотдел ВСЯК, Отдел по электрофикации железных дорог и др. Для успешной работы Комиссии был выделен специальный кредит, помещения, необходимые технические средства и транспорт, В ноябре 1920 г, план был завершен и представлен на рассмотрение делегатам открывшегося 22 декабря VIII Всероссийского съезда Советов, План ГОЭЛРО получил одобрение съезда и 21 декабря 1921 г, СНК принял постановление "О плане электрофикации России", План наметил строительство в течение 10-15 лет 30 районных электростанций в Центральной части страны (20 тепловых и 10 ГЭС), Одна из тепловых электрических станций должна была быть построена в городе Пскове, Проектирование электростанции в Пскове начато было в 1825 году. Два эскизных проекта выполнило АО "Электропомощь" (Ленинград), Летом 1925 года проекты были рассмотрены Псковским горисполкомом, причем признан был целесообразным проект на постройку теплоэлектростанции в здании объемом около 20000 кубических метров и мощностью в 1300 квт, с проведением электрической сети по городу около 50 км трасс кабеля низкого напряжения и около 40 км трасс кабеля высокого напряжения, и сети теплопровода по городу общей длиной около 7000 м. Стоимость строительства оценивалась в 2026800 рублей. Срок строительства был определен 3 года. Правление постройкой теплоэлектростанции утверждено Губ-исполкомом 18 марта 1927 года и с этого момента началась организация необходимого аппарата строительства. Председателем правления "Электростроя" был назначен Сазонов, членами правления Пашулевич и Рыбчевский, Фактически начальником строительства был инженер Пашулевич, заместителем главный инженер работающей электростанции Рыбчевский, Работа Правления велась в трех направлениях: 1) Организационная работа; 2} производство подготовительных строительных работ; 3) помещение заказов на оборудование. Эскизный проект электростанции был утвержден Электропланом и ЦЭС 5Л0Л926 года, 25.11.1927 года ВСНХ РСФСР выдало разрешение N 16118 Псковскому горисполкому на постройку электростанции в 1926-1927 годах. Рабочий проект электростанции разрабатывался Ленинградской проектной организацией "Промстрой". Стоимость проектной документации "Промстрой" оценил в 4000 рублей. Но к началу 1828 года проект еще не был готов, что вело к задержке строительства электростанции. Правление строительства рекомендовало "Промс-трою" привлечь к разработке проекта бывшего архитектора "Промс-троя" А,А,Оля и инженера Гаяьперсона, которые предлагали разработать проект частным образом за 3500 руб. Последний срок выдачи проектной документации был назначен 1 мая 1928 года. Оборудование для электростанции было заказано в Германии фирмам "Борзиг", "Энке", "АЭГ, "Отто Мейер" на сумму 158245 руб. В 1927 году были выполнены следующие виды работ: было произведено ограждение участка постройки, оборудованы временные обслуживающие сооружения, была произведена разборка жилого дома находящегося на территории участка строительства и был вырыт котлован для здания станции. На строительстве станции работали псковские рабочие нанятые через Биржу труда, за исключением ар-матурщиков и бетонщиков, которые были выписаны из Старой Руссы с согласия псковской Биржи. В июне 1928 года Правление строительства сообщает "Промс-трою", что в "настоящее время закончены все фундаментные работы и установка подушек, леса возведены и начаты работы по кладке стен и устройству колонн". В 1928 году строительные работы по главному зданию были выполнены на 65%. По плану, утвержденному Окружкомом, к 22 ноября 1928 года главное здание должно быть выведено полностью под крышу без внутренней отделки. Кабельных линий по городу за период строительства было проложено 25% от планируемых. К 1 июля 1929 года строительные работы по главному зданию были проведены на 90%, прокладка инженерных коммуникаций была выполнена на 95%, Станцию планировали запустить к 12 годовщине Октябрьской революции, (7), Но станция не была пущена в указанные сроки по причине задержки монтажа оборудования. Она дала первый ток к 16 Губернскому съезду партии, который состоялся в июле 1930 года. График нагрузки новой станции был составлен на 7-летний период, В 1929-1930 годах планировалось закончить монтаж оборудования и начать пробные работы, В это время станция должна была принять на себя уличное освещение, трамвай, водопровод и часть обывательской осветительной сети. В сезон 30-31 гг. планировалось подключить городских абонентов, железнодорожный узел, завод Двинолеса. В 31-32 гг. подключались остальные городские заводы, В этом же году планировалось закрыть старую станцию, (8), В 1929-1930 году на станции были установлены: - турбогенератор N 1 фирмы Борзиг мощностью 1000 квт с регулируемым отбором пара - турбогенератор N 2 завода ЛМЗ мощностью 1300 кВт с нерегулируемым отбором пара - два трехбарабанных котла фирмы Борзиг Р=30 атм, Ъ=400 град, Д=10 тони/час - двухбарабанный котел завода НЗЛ 3=32ата,Ъ=425 грд,, Д=25 тонн/час. В 1940 году построена ячейка для котла N 4, но сам котел смонтировать не успели - началась война. В 1941 году смонтирован турбогенератор СН-26 мощностью 40610 кВт с регулируемым отбором пара. В монтаже оборудования принимали участие специалисты из Германии. Во время войны город Псков был оккупирован войсками фашистской Германии, ТЭЦ была первым предприятием, которое немцы запустили в работу. Сразу же была создана подпольная организация, которую возглавлял бывший заместитель председателя горисполкома Никифоров Степан Гаврилович, Группа саботировала работу ТЭЦ, распространяла листовки с сводками Совинформбюро, собирала разведывательные данные. Через некоторое время она была разгромлена, подпольщики были казнены. Новая подпольная группа была создана в 1842 году и действовала вплоть до освобождения Пскова. При отступлении гитлеровцы вывезли большую часть оборудования станции и вывели ее из строя. Здание станции было заминировано, но в результате спасательных работ разрушения были незначительными. Восстановленная станция была пущена в 1953 году. Восстановление Псковской ТЭЦ после войны планировалось как временное (на 5-6 лет) - до сооружения новой ТЭЦ мощностью 16 мВт, ТЭЦ была необходима для снабжения города как электроэнергией так и теплом. В процессе восстановления электростанции был реконструирован котел НЗЛ и в 1952 году введен в работу с вновь смонтированной турбиной фирмы "Лаваль", В 1959 году были введены в работу котел ТС-35У и турбина N 2 Невского завода, В 1963 году был смонтирован еще один котел ТС-35У, Электрическая мощность электростанции достигла 10000 кВт, а паропроизводительность котельной увеличилась до 95 тонн в час. Этот состав оборудования сохранился до сих пор, В то время котлы работали на торфе. В 1972 году котлы электростанции были реконструированы и переведены на сжигание природного газа. После того как были построены линии электропередач, связавшие Псковскую область с Ленинградской энергосистемой, ТЭЦ потеряла свое значение как источник электроэнергии. Как источник тепла ТЭЦ не теряет своего значения для центра г.Пскова и в настоящее время.


Основные архитектурные особенности

Здание ТЭЦ находится на берегу реки Великой в пределах стен окольного города рядом с Мстиславской башней Среднего города. При строительстве станции в 1926-1930 годах была разобрана часть прясла крепостной стены Окольного города, примыкавшая с юга к Мстиславской башне. Постройка состоит из возведенных в 1930 г, двух крупных прямоугольных в плане объемов и примыкающих к ним с юго-запада объемов центральной лестницы, мастерских и электрораспределителей, а также громоздких поздних пристроек с запада и востока. Крыши на всех объемах плоские. Объемно-пространственная композиция и фасады станции 1930 г. решены в стиле конструктивизма. Большие оконные проемы с характерной для стиля расстекловкой на небольшие квадраты, придают сохранившимся фрагментам фасадов графическую законченность, а игра объемов рождает интересные ракурсы. Фасады пристроек решены без учета первоначального архитектурного замысла и не соответствуют ему по форме и расстек-ловке оконных проемов. Объемно-планировочное решение внутреннего пространства, а также решение фасадов, продиктованы требованиями технологического процесса. Изнутри здание членится на ярусы условно, часть помещений не имеет междуэтажных перекрытий. Первый ярус находится на уровне Набережной реки Великой, Он занят опорами котлов в зольных помещениях. От первоначальной станции здесь находится зольная в середине, обстроенная поздними зольными с востока и запада пристроенными в 1958-1960 гг. С севера к ней примыкает поздняя дымососная станция. Юго-западную часть занимают построенные в 1930 г. центральная лестничная клетка и бытовые помещения. Снаружи пристроены к западному фасаду помещения, связанные с подъемом воды из реки Великой от насосных, расположенный на берегу, Во втором ярусе расположены машинный зал (с юга) и котельная (с севера), с юго-запада - помещения для обслуживающего персонала, В машинном зале из оборудования станции представляют интерес мостовой кран, выпущенный Краматорским заводом в 1915 году, а также шведская турбина АО "Де Лаваль", установленная в 1952 г, на месте первой турбины, вывезенной немцами во время войны, В котельной расположены 2 первоначальных котла "Борзиг" (один уже демонтирован) и действующий котел "НЗЛ" 1952 года, С востока в пристройке находится бойлерная горячей воды и котельная с новым котлом 1960 г, "Таганрог", такой же котел находится в Западной пристройке, В 3-м ярусе с юго-запада расположено электрораспределительное хозяйство в помещениях, прилегающих к центральной лестничной клетке. Здесь до войны находилась еще одна металлическая двухмаршевая лестница (демонтирована после войны) с юга к машинному залу примыкают помещения мастерских. Остальное пространство на всех последующих ярусах является вторым светом машинного зала и котельной, В 4-м и 5-м ярусах к лестничной клетке примыкает хозяйство электро-распределительной и щит управления смонтированный в 1948 г. На 5-м ярусе с севера устроены галереи подачи топлива в котлы. Помещения над лестничной клеткой (его высота 3,1 м) выше уровня крыши было предназначено для бака запаса хозяйственной воды (бак ремонтирован), Высота первоначальных помещений машинного зала - 14 м, котельной - 18,7 м. Фундаменты под стены бутовые ленточные; опоры под оборудование - железобетонные; стены и перегородки кирпичные, оштукатуренные; междуэтажные и чердачные перекрытия железобетонные; крыша совмещенная мягкая с внутренними водостоками. Ячейки электро-распределителъного устройства выполнены в 1920-1930 гг. немецкими строителями по немецкой технологии из высокопрочного бетона на основе промытого речного песка. Общие габариты станции 1930 г, в плане: 50,4 х 3,05 м.


Общие сведения

Представляет значительный интерес как одна из первых в стране образцово-показательных тепловых электростанций, построенных по плану ГОЭЛРО. Единственный в Пскове пример производственного здания в стиле конструктивизма. Исторически связана с событиями Великой Отечественной войны 1941-1944 гг. как центр подпольной борьбы против оккупантов.


Предметы особой охраны
Одна из первых в стране электростанций построенных по плану ГОЭЛРО

Линейные размеры
50.4 х 30.5

Группы документов
1925 - 1950

Состояние объекта
удовлетворительное

Комментарий к техническому состоянию
Во время войны здание почти не пострадало, за исключением юго-западного угла центральной лестничной клетки, которая была разрушена взрывом. Кладка стены и лестничные марши восстановлены сразу после освобождения Пскова, В 1950-1952 гг. была демонтирована металлическая лестница, примыкавшая к центральной лестничной клетке. Здание электростанции неоднократно перестраивалось в процессе модернизации, В 1958-1960 гг. были проведены большие строительные работы, в результате которых пристроены крупные блоки к зданию электростанции 1930 года. Сначала была пристроена часть производственных помещений с восточной стороны, затем был достроен северо-западный угол, где новый корпус выдался к самой набережной. В результате этих перестроек архитектурный образ станции сильно изменен, заложены большие оконные проемы западного и восточного фасадов от чего пострадала выразительная архитектурно-художественная идея стиля конструктивизма. Частично заменены первоначальные оконные переплеты с изменением характерной для конструктивизма расстекловки на южном фасаде, где сделаны еще-мелкие пристройки к основной лестничной клетке. На западном Фасаде в сохранившихся первоначальных стенах заложены оконные проемы в уровне 1-го, 3-го, 4-го и 5-го ярусов, отчего стена потеряла архитектурную выразительность, Также и на северном фасаде на первоначальной стене была заложена большая часть окон. В 1950-х, 1960-х годах на станции несколько раз модернизировалась подача топлива: первоначально топливо подавалось с восточной стороны от разгрузочного вокзала к которому подходили вагоны с торфом. После расширения здания на восток, была построена новая эстакада для подачи топлива от разгрузочного вокзала вдоль северного фасада с входом с северо-западного угла в новую пристройку, тогда же была оборудована дымососная станция с мощными вентиляторами вдоль северного фасада в уровне 1 и 2 ярусов станции. После перевода станции на газовое топливо в 1972 году эстакада частично демонтирована, а ее поворотный узел, выходящий на Набережную, был надстроен до 5-го этажа и ныне в нем располагается администрация ТЭЦ. В настоящее время внутри станции ведутся демонтажные работы: уже разобран до основания один из первых установленных на станции паровых котлов германской фирмы "Борзиг", по второму котлу "Борзиг" начаты демонтажные работы.

Реставрационные работы
капитальный ремонт

пристройки


Собственники/Пользователи
частная (физ.и юр.лица)



Персоны
Никифоров Степан Гаврилович
руководитл подпольной группой ТЭЦ в годы ВОв с 1941-1942 гг.


Библиография
Газета "Псковская правда", 23.02.1966 г, 23.02.1982 г
ГАПО, Р-324, оп. 1,д.143, 1927-28 гг л.74, д.144.л.4,62, д.205. л.26, 15-об, 225
ГУП ОБТИ


Дом Жуковского

Псков г./Советская ул, 29
Флигель Дома Тропина М.Г.

Псков г./Советская ул, 29
Дом Тропина М.Г.

Псков г./Советская ул, 29-а