эклектика
Дом N 10 по ул,Некрасова (быв.Губернаторская) находится рядом с историческим зданием N 10-а,известным в краеведческой литературе как "Третьи палаты Меншикова" на Романовой горке, нередко ошибочно именуемым "Дворцом Марины Мнишек". В указателе достопамятностей города Пскова А,С,Князев отметил, что -развалины дворца видны в саду Биниса, Через три года М.В.Толстой в книге "Святыни и древности Пскова" сообщил, что " эти развалины красуются в саду барона Медема". Оказалось, что развалины палат находились на меже, разделявшей сады Биниса и барона Медема, Первый из садов входил в домовладение, соответствующее современным домам N 8 и 10 по ул.Некрасова, а второй- полукаменному дому N 12 (утрачен), Псковские губернские ведомости 9 июня 1854 года сообщали о сделках по продаже некоторых имений, В частности, братья Газен-винкели (капитан путей сообщения Борис Васильевич, титулярный советник Егор и коллежские секретари Владимир и Константин) продали за 400 рублей аренсбургскому биргеру Александру Ивановичу Бюнесу (точнее Бинис) деревянный дом с земельным участком в 366 кв,саженей, Биргер (гражданин) г.Аренсбурга Лифляндской губернии Александр Бинис был "столярных дел мастером", приехал в Псков в апреле 1840 г, и открыл здесь мебельный магазин, мастерскую и похоронное бюро. По раскладочным ведомостям оценки недвижимых имуществ, ежегодно публиковавшимся в Псковских губернских ведомостях, этот деревянный дом с надворными постройками к началу 80-х годов приобрел генерал-майор Макаров Павел Павлович, Поскольку в этих документах не указана этажность здания, то речь идет об одноэтажном доме, С 1893 года описание домовладения изменилось: Павел Макаров, ставший генерал-лейтенантом, владел уже двумя деревянными домами - одноэтажным и двухэтажным. Здесь в частности, речь идет о лицевом двухэтажном доме (ныне N 10), который таким образом построен около 1891-1892 гг, Автор проекта неизвестен. В следующем десятилетии генерал Макаров скончался, а его незамужняя дочь Мария Павловна, примерно в 1905-1906 гг, продала оба эти дома (одноэтажный и двухэтажный) частному землемеру, прапорщику запаса Александру Николаевичу Хитрову. Хитров почти сразу взялся за перестройку одноэтажного дома в двухэтажный (ныне дом N 8). По документам по уплате квартирного налога в этих двух деревянных домах к 1910 г, находились 5 барских квартир, приносивших доход не менее 250 рублей каждая. В одной из них А.Н.Хитров устроил частную межевую контору, другая числилась, очевидно, на его жене, мещанке Антонине Иосифовне Хитровой, а еще три снимали: директор Коммерческого банка Густав Тимм, преподаватель Кадетского корпуса Василий Гущин, дворянка Татьяна Балавинская (более дешевые квартиры налогом не облагались), А.Н.Хитров считал, что к нему одновременно перешли также развалины старинных трехэтажных палат и решил восстановить их под жилые помещения. В апреле 1907 г, он обратился в Псковское археологическое общество за разрешением провести капитальные работы в древнем здании и получил его. Однако соседи (Антонина Николаевна Капгер, а затем новый хозяин - дворянин Мариан Родзевич) завели тяжбу о принадлежности развалин, так что Хитрову удалось отремонтировать каменные палаты только к середине 1913 г. Домовладение Макаровых имеет не только архитектурное, но и историческое значение. Квартиры в доме сдавались в наем. В ноябре 1899 г. сюда переехал капельмейстер Абель Зильбер с женою Анной Зильбер (известной псковской театральной деятельницей) и детьми, среди которых был будущий микробиолог - академик Лев Зильбер, доктор медицинских наук Давид Зильбер. Здесь родился и их сын композитор Александр Зильбер. Из этой семьи происходит и знаменитый писатель Вениамин Каверин. Псковский городской листок 17 ноября 1899 г. поместил объявление супругов Зильбер об открытии на квартире в доме генерала Макарова музыкальных занятий по пению и игре на виолончели.
Расположен в ряду застройки ул,Некрасова (быв.Губернаторская) в створе Комсомольского переулка. Главным фасадом выходит на "красную" линию улицы. Дом двухзтажный, деревянный, оштукатурен, с лепным декором. В плане прямоугольный с одним брандмауэром, крыша двухскатная. Декор фасада выполнен в ДУХЕ эклектики с некоторыми мотивами модерна. Композиция декора главного фасада разработана по симметрично-осевой схеме. Вертикальная ось симметрии обозначена в уровне первого этажа проемом парадного входа, широким окном и парой пилястр в уровне 2-го этажа, и фигурным аттиком на крыше. Углы второго этажа закреплены пилястрами. Горизонтальные членения закреплены лентами цоколя, межэтажного и венчающего карнизов (утрачен). Фасад прорезан большим количество прямоугольных равномерно расположенных оконных проемов. На цоколе из известняка в осях оконных проемов вышележащих этажей устроены неглубокие ниши, имитирующие окна полуподвала. В части ниш имеются продухи подполья. Стена украшена обильным лепным декором. Простенки первого этажа обработаны наклонными плоскостями, имитирующими горизонтальную обшивку доской с профилированным краем. Междуэтажный профилированный карниз украшен кронштейнами, оформленными цветами и листьями. Оконные проемы 1-го этажа имеют сложнопрофилированный наличник, украшенный листьями. Проем парадного входа имел филенчатые резные полотна (утрачен); парадный вход сохранил кованый ажурный двухскатный зонт и ступени крыльца из красного гранита. Во втором этаже окна украшены прямыми сандриками с кронштейнами и вставками растительного орнамента. Каннелированные пилястры, композиции под окнами (как в первом, так и во 2-м этаже) выполнены по мотивам стиля модерн. Венчающий карниз был украшен растительным орнаментом и дентикулами (не сохранился). На аттике было парное чердачное окно с архивольтами и листьями. Торцовый юго-западный фасад оформлен лепным декором, аналогично главному фасаду. Треугольный фронтон его, обшитый горизонтально тесовой доской, имел строенное чердачное окно, оформленное по мотивам "итальянского" окна (утрачено), На дворовом фасаде декоративное оформление полностью утрачено. Первоначально элементы декора фасада были лишены орнаментальных украшений : углы закреплены гладкими пилястрами; профилированный карниз завершал стену; оконные проемы имели простой рамочный наличник. Над дверным проемом "черного" входа был кованый двух скатный зонт. Первоначальная планировочная композиция доходного дома полностью утрачена. Некогда внутреннее пространство делилось пополам продольной несущей стеной. Центральная часть дома была занята лестницами: двухмаршевой парадной со стороны главного фасада и трехмаршевой "черной" со стороны двора. Высота помещений 1-го этажа - 3,15 м, 2-го - 3,02 м. Всего в доме было четыре квартиры с одинаковой планировкой, которые располагались по сторонам от лестниц. Фундаменты бутовые ленточные. Наружные и внутренние стены бревенчатые, брандмауэрная стена из известняка, балки перекрытий деревянные, полы 1-го этажа стелятся на балки по кирпичным столбикам; кровля железная по деревянным стропилам. Лестница деревянная (утрачена). Габариты в плане: 21,95 к 12 м.
Образец эклектики с мотивами модерна в жилом строительстве Пскова начала XX века. Представляет тип небольшого деревянного доходного жилого дома. с комфортабельными квартирами. Как памятник истории связан с именем Зильбер, из которых происходит писатель Вениамин Каверин, микробиолог Лев Зильбер, врач Давид Зильбер, композитор Александр Зильбер.
01.03.2013
комплексные научные исследования, проект реставрации и приспособления
обследование, проект реставрации
Каверин В. А.
Проживали в доме
ГУП ОБТИ
Князев А., Указатель достопримечательностей г.Пскова. М., 1858,
Псков. 2001 г, № 15 с 26-33
Псковские губернские ведомости, 1874, 1854 г № 22 с 122; 1880г, 1893 г, 1905 г, 1906 г
Толстой М. Святыни и древности Пскова. М., 1851., с 60