-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. Общий вид. Главный фасад.
-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. Дворовый фасад.
-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. Фрагмент главного фасада. Нижняя часть эркера.
-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. Фрагмент интерьера. Ограждение парадной лестницы.
-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. План 3-го этажа.
-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. План подвала.
-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. План 1-го этажа.
-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. План 2-го этажа.
-
г.Псков, Октябрьский пр-т, 46 Дом жилой доходный Ильяшева А.Ш. 1907 г. Генплан.
"Здание построено в 1907 г. по проекту гражданского инженера Э.А.Гермейера (1875-1921 гг.). Эдуард Александрович Гермейер родился в семье псковского купца, выходца из Голландии. Учился в Псковской губернской мужской гимназии, позднее - в Сергиевском реальном училище города Пскова. В 1900 году с отличием закончил Петербургский институт гражданских инженеров. Решением Псковской городской думы от 6 июня 1901 года Гермейер, согласно его прошению, был назначен на вакантную должность псковского городского архитектора. Заказчиком и владельцем дома был Абрам Шимелевич Ильяшев - дантист по профессии, крупный псковский предприниматель, занимавшийся подрядами на строительные работы. Он был главным исполнителем заказов городской управы и других учреждений. Он построил здания отделения Госбанка с флигелем для служащих (ул.Советская, 44 и 44-а), художественно-промышленное училище им.Фан-дер-Флита, интендантские провиантские склады на Крестовском шоссе взамен снесенных при Поганкиных палатах, корпус одиночного заключения при губернской тюрьме, школу на Рижском шоссе, пожарное депо на Великолуцкой, контору электростанции и телефона, 5 лавок Кожевенного ряда Гостиного двора, трамвайный путь от вокзала до Соляных амбаров... Разнообразна и другая предпринимательская деятельность Ильяшева, торговля строительными материалами, электрообрудованием, водопроводные, канализационные, электромонтажные и др.работы, собственный кирпичный завод с 86 рабочими при д.Малая Гоголевка за Корытовом, помещение цирка на Кахановском бульваре. (1). По раскладочной ведомости на 1913 год дом оценивался в 8448 рублей. (2). Кроме каменного трехэтажного дома крытого железом, на участке находились службы смешанные одноэтажные и деревянная дворницкая. Дом был застрахован на 30000 рублей. Имел длину - 13 и ширину - 7 саженей. В доме было 51 большое окно, средних - 12, малых - 8, 6 каменных лестниц, печей голландских изразцовых - 14. В доме был водопровод и ванны. По описи значилось 6 балконов. (3). Здание предназначалось под барские квартиры и уже в конце года заселялось. (4). В Доме Ильяшева 17 октября 1913 года родился Аркадий Моисеевич Гордин. Отец его был крупный купец-лесопромышленник. А.И.Гордин учился в школе № 2 г.Пскова. В 1925 году переехал в Ленинград. В 1935 году окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена. С 1936 года стал издавать свои литературные труды. В 1938-1941 годах руководил редакцией русской литературы Ленинградского отделения учебно-педагогического издательства "Учпедгиз". Участвовал в создании экспозиции музея в Пушкинском заповеднике, где в 1945-1949 года работал заместителем директора по научной части. С 1950 года работал в Ленинграде: преподавал в институте, готовил и издавал книги об известных писателях и поэтах русской литературы, среди которых главное место занимали исследования о поэте А.С.Пушкине. В 1952 году выпустил свой труд "Пушкинский заповедник". В 1957-1963 годах работал зам.директора Пушкинского заповедника по научной работе, главным хранителем Всесоюзного музея им.Пушкина в Ленинграде. Умер и похоронен в Санкт-Петербурге. В июне 1999 года в Пскове на доме, в котором он родился и жил установлена мемориальная доска. (5).
Трехэтажное кирпичное здание расположено на красной линии Октябрьского проспекта. В плане представляет собой прямоугольник с эркером в виде трапеции, к которому в середине дворового северо-восточного фасада примыкает прямоугольная пристройка. Крыша двухскатная. Под северо-восточной половиной дома имеется подвал. Главный, юго-западный фасад имеет симметрично-осевую композицию. На нем применен лепной декор в стиле модерн. На главном фасаде выполнен гранитный цоколь. В центре находится ризалит с парадным входом, двумя балконами, имеющими металлические решетки с геометрическим орнаментом, с остекленными балконными дверьми - на втором и третьем этажах. Главный вход находится в центре ризалита. Дверь двухстворчатая с резным порталом и остеклением - сверху и по бокам портала. Балконная дверь 2-го этажа прямоугольной формы. На 3-м этаже - с полуциркульной остекленной фрамугой. Над последней помещена полукруглая филенка, заполненная мелким лепным орнаментом растительного характера. Над филенкой находится изогнутая по дуге часть карниза, поддерживаемая стилизованными триглифами. Фасадная стена ризалита завершается фигурным аттиком с двумя криволинейными выступами на углах. По бокам юго-западного фасада находятся два одинаковых полукруглых в плане эркера в три окна, проходящих на высоту 2-го и 3-го этажей. Между окнами находятся лопатки с каннелюрами, завершенные сверху лепными розетками, соединенными между собой провисающими гирляндами, а снизу - подобием триглифов с каплями. Снизу консоли эркеров придана полусферическая форма. Под карнизом полусферы, переходящим в междуэтажную тягу, помещен орнамент из крупных листьев. Все окна лицевого фасада прямоугольные, без наличников. На первом этаже под окнами находятся прямоугольные заглубленные филенки с широкой горизонтальной полосой, обработанной под шубу. На прямоугольной перемычке помещен растительный орнамент. В простенках между окнами проходит широкая полоса с горизонтальными бороздками, примерно равная высоте фрамуг, имеющих на 1-м и 2-м этажах мелкую вертикальную расстекловку, характерную для стиля модерн. У окон второго этажа верхняя грань наличников украшена лепкой в виде жгута, перевязанного лентой, а над наличником, между кронштейнами сандриков, - помещен горизонтальный отрезок лавровой ветви. Под окнами второго и третьего этажей помещена П-образная доска с каплями на краях и двумя кругами - на гладком поле. Окна третьего этажа не имеют наличников. Фрамуга имеет расстекловки характерные для модерна, в виде мелких квадратов. Верхняя часть окон обведена окружностями, которые скреплены букетами роз со свисающими стеблями. Верхняя часть фасадной стены и поле окружностей обработаны "под шубу". Фасад завершен выносным карнизом, переходящим на оба эркера и прерывающимся центральным ризалитом. Торцовые северо-западный и юго-восточный фасады представляют собой гладко оштукатуренные глухие стены с треугольным верхом, соответствующим скатам кровли. Юго-западный фасад имеет одинаковые прямоугольные окна без наличников и гладкие стены. Пристройка четырехэтажная, над ризалитом была размещена мансарда с металлической кровлей. (Ныне включена в объем большой мансарды над северо-восточной частью дома). Вход на черную лестницу расположен по центру дворового фасада. Планировка этажей выполнена по симметричной схеме, которая нарушена лишь сквозным проездом в уровне 1-го этажа. В центре композиции находятся лестницы: парадная - со стороны главного фасада и "черная" деревянная в пристройке со стороны двора. Планы этажей, в целом, одинаковы (исключая северо-западную часть 1-го этажа). Пространство дома разделено на 4 части несущей продольной стеной, парадной лестницей и поперечной капитальной стеной в дворовой части плана. Подвал расположен только под частью дома со стороны двора и связан с лестницами. Квартиры имели прихожие из которых были входы в парадную гостиную, коридор жилой зоны и через тамбур в кухню. Парадные комнаты: гостиная, столовая и кабинет были (вероятно) связаны между собой и с коридором жилой зоны. Кухни квартир группировались у центральной поперечной стены со стороны двора в объеме эркера с выходом на "черную" лестницу. Ванные комнаты располагались между кухнями и спальными и имели входы из них через тамбуры, отделявшие ванную от помещения с водогрейным котлом и кухню от прихожей и туалета. Спальни выходили на дворовый фасад. Большая спальная комната граничившая с ванной, имела в уровне 2-го и 3-го этажей балконы (утрачены). Планировка квартир утрачена. Парадная лестница двухмаршевая, со ступенями округлой формы из натурального камня. В кованых ограждениях лестницы использован мотив набегающей волны. На стенах лестничной клетки помещен орнамент в виде стеблей цветов, тянущихся снизу наверх и распускающихся под потолком верхнего этажа. На лестничных площадках полы выложены керамическими глазурованными плитками, составляющими геометрический рисунок. В тамбуре парадного входа сохранились внутренние двери с полотнами, декорированными в стиле модерн. Высота помещений первого этажа - 3.6 м, второго - 3.4 м., третьего - 3.4. м. Фундаменты ленточные бутовые. Наружные, несущие и капитальные внутренние стены из кирпича; перегородки деревянные. Первоначальные перекрытия деревянные. Крыша стропильная деревянная, крыта железом. Отделка наружная и внутренняя - штукатурка с лепниной на главном фасаде и в интерьере парадной лестницы. Лестница по металлическим косоурам с каменными ступенями. Полы на площадках из цветной орнаментальной плитки. Полы деревянные по балкам. Окна двойные створные. Двери филенчатые. Общие габариты в плане: 28.6 х 11.0 м.
Пример крупного доходного дома начала XX века, значительный элементы ансамбля застройки бывшего Кахановского бульвара. Яркий образец стиля модерн с хорошо сохранившимся декоративным оформлением фасада и интерьера парадной лестницы.
заказчик и владелец
Гермейер Эдуард Александрович.
автор проекта
Левин Н.Ф. Гражданин России., \\"Молодой ленинец", 22.12.1989, 09.01.1990 г.
Псковская энциклопедия. 2003 г.
Псковские губернские ведомости, 1874, № 37, 1913 г.
Псковский голос., 3(16) августа 1907 г.