-
Порховский р-он, д.Холомки. Усадьба Гагарина А.Г. "Холомки" . Нач.XX в. Дом главный жилой. 1914 г. Парадный фасад.
-
Порховский р-он, д.Холомки. Усадьба Гагарина А.Г. "Холомки" . Нач.XX в. Дом главный жилой. 1914 г. Парковый фасад.
-
Порховский р-он, д.Холомки. Усадьба Гагарина А.Г. "Холомки" . Нач.XX в. Дом главный жилой. 1914 г. Вид на восточный торец.
-
Порховский р-он, д.Холомки. Усадьба Гагарина А.Г. "Холомки" . Нач.XX в. Дом главный жилой. 1914 г. План подвала.
-
Порховский р-он, д.Холомки. Усадьба Гагарина А.Г. "Холомки" . Нач.XX в. Дом главный жилой. 1914 г. Генплан.
-
Порховский р-он, д.Холомки. Усадьба Гагарина А.Г. "Холомки" . Нач.XX в. Дом главный жилой. 1914 г. План 1-го этажа.
-
Порховский р-он, д.Холомки. Усадьба Гагарина А.Г. "Холомки" . Нач.XX в. Дом главный жилой. 1914 г. План 2-го этажа.
-
Порховский р-он, д.Холомки. Усадьба Гагарина А.Г. "Холомки" . Нач.XX в. Дом главный жилой. 1914 г. Вид на западный торец.
Князь Андрей Григорьевич Гагарин, основатель Петербургского политехнического института, приобрел землю в Холомках у сестры своей жены Елизаветы Дмитриевны Новосильцевой в 1911 г. (1) Проект усадебного дома заказан был выдающемуся русскому архитектору Ивану Александровичу Фомину, который и исполнил его в 1912 г. (3). В июне 1913 г. под руководством князя и при участии трех его сыновей приступили к работам. Строительство велось по проекту архитектора, но без его непосредственного участия, поэтому видны некоторые отступления от первоначального проекта, например, на главном фасаде парадное крыльцо сделано гораздо уже, чем в проекте И.А. Фомина. (3, 4). В июне следующего года дом был готов. (1,2,4). Здание строилось в основном из местного материала. Кирпич покупался у соседних крестьян, а для грандиозного гранитного цоколя взрывались динамитом и затем тесались громадные валуны, которыми были усеяны близлежащие поля. (1). По воспоминаниям супруги князя, Марии Дмитриевны, Андрей Григорьевич вникал во все детали строительства и весь год жил в усадьбе в специально построенном для этого небольшом деревянном флигеле рядом со строящимся домом. (1). Флигель сохранился до настоящего времени, но сейчас он в полуразрушенном состоянии. Помимо усадебного дома тогда же были возведены и хозяйственные постройки. Хозяйственный двор был отнесен от дома и располагался на въезде в усадьбу, в северной ее части. Здесь были выстроены две кирпично - валунных постройки для конюшни, сараев и других хозяйственных нужд. Ныне здесь располагаются конюшни, а часть помещений приспособлены под жилье. К юго-западу от дома был построен погреб и еще одна валунная постройка, позднее в ней размещалась баня. Обе этих постройки сохранились, но после пожара в середине 90-х гг. XX в. баня не восстанавливалась. Через месяц после окончания строительства началась первая мировая война. Осенью 1914 г. в одной половине нового дома супруга Андрея Григорьевича, Мария Дмитриевна Гагарина организовала лазарет для раненых солдат Сибирского полка. Гагарины сами содержали этот лазарет в течение всей войны. (1,2,4). После Октябрьской революции бывший князь получил от Советской власти охранную грамоту на принадлежавший ему дом и летом 1920 г. в нем была создана "колония петроградского Дома искусств" (ее еще называли Порховской колонией художников и литераторов) для поддержания голодающей в Петрограде творческой интеллигенции. За недолгие пять-шесть лет существования колонии в ней побывали многие блистательные художники и писатели России: М. Добужинский, В. Ходасевич, В. Милашевский, О. Мандельштам, К. Чуковский, М. Зощенко, Н. Радлов, И. Замятин и др. Помимо отдыха и занятий художники в 1920 г. организовали большую выставку своих работ в Порхове. Среди участников были А. Бенуа, Ю.Анненков, Б.Григорьев, К.Сомов, С.Судейкин, М. Шагал. (1,5). В конце 20-х годов усадьба была национализирована, и в ней разместился туберкулезный санаторий. Во время Великой Отечественной войны в доме устроили реабилитационный центр для немецких летчиков. После войны и до 1985 г. здесь вновь был санаторий для больных туберкулезом. Позднее некоторое время здесь была устроена база отдыха, а ныне дом пустует. В августе 2000 г. Администрация Псковской области передала усадьбу Холомки в постоянное владение Санкт-Петербургскому техническому университету. (1).
Усадьба Холомки расположена на берегу реки Шелонь, в 15 км от Порхова. Построена возле соснового бора как загородное имение для отдыха. Включает в себя большой ландшафтный парк и часть лесного массива. На территории усадьбы сохранился барский дом, деревянный флигель и часть каменных хозяйственных построек. Историческая планировка территории усадьбы практически утрачена. В северной части усадьбы сохранились развалины двух каменных хозяйственных построек, в юго-восточной части недалеко от дома - остатки погреба и еще одной постройки. Все они были построены из валунов с применением кирпича. Рядом с домом стоит полуразрушенный деревянный флигель. В непосредственной близости от исторических усадебных построек сегодня стоят деревянные барачного типа здания (спальные корпуса бывшего детского санатория). Барский дом является главной постройкой усадьбы, решен как парадный загородный дом. Здание двухэтажное с высоким цокольным этажом, облицованным гранитом, построено из кирпича и оштукатурено. Главным парадным фасадом обращено в сторону усадьбы, противоположным - в парк, который террасами спускается в долину реки Шелонь. Если смотреть на дом со стороны реки, то он стоит на самом возвышенном месте. Решен по типу парадных загородных домов, как единый объем, без традиционных для загородной усадьбы крыльев. Композиционное решение и отделка фасадов выполнены в духе неоклассицизма начала XX века, для которого важнейшим средством эстетической выразительности было применение ордера в виде колонн, пилястр, охватывающих два этажа, симметрия, обработка нижнего этажа рустом, выделение центра. Все фасады здания имеют четкое симметричное построение и трехчастную композицию. Здание имеет два главных фасада - со стороны центральной поляны парковый, но при этом все фасады оформлены как парадные и богато украшены декором. Художественное решение цокольного этажа определяет рисунок гранитной облицовки, которая имитирует кладку стен и оконные перемычки из крупных каменных блоков, за счет чего он выглядит более массивно. Главный северный фасад решен монументально и торжественно. Симметричность композиции подчеркнута четко выделенным центром - входная часть с высокой парадной лестницей и выступающим шестиколонным ионическим портиком на два этажа, завершенным треугольным фронтоном. Стена дома за портиком заглублена и образует широкую террасу-лоджию. На террасу выходят высокие окна и дверь главного входа в здание с арочными завершениями. В уровне второго этажа на колонны опирается балкон с ограждением в виде балюстрады. Заглубленную стену дома украшают прямоугольные пилястры, соответствующие колоннам, с аналогичными ионическими капителями, на которые опирается карниз в виде антаблемента. Боковые части фасада также имеют симметричное трехчастное построение. Центральные окна первого этажа выделены сандриками в виде треугольных фронтончиков, поддерживаемых по краям кронштейнами-модульонами. Приподнятые сандрики визуально удлиняют их высоту и придают более вытянутые пропорции, а расположение проемов строго друг над другом дополняют основные вертикали фасада и подчеркивают четкость его рисунка. Окна первого этажа изначально превосходят по высоте окна второго этажа, что обусловлено функциональным делением помещений на парадные и жилые. Верхний обрез стены и портика венчает развитый классический карниз с сухариками. Со стороны парка фасад дома аналогичен дворовому, но имеет менее деловой и парадный вид. Основным украшением можно считать выступающую полуротонду с открытыми балконами на обоих этажах. Ротонда решена тоже в ионическом ордере, но со спаренными колоннами, поставленными по радиусу. Крыша над ротондой в форме купола. Выход из дома в парк из ротонды украшает дополнительная терраса с гранитными лестницами и ограждением из крупных каменных блоков. В центре террасы вход в подвал, оформленный циркульной аркой в виде грота. Оконные проемы на боковых частях фасада декорированы только подоконными карнизами. Торцовые фасады также имеют трехчастное членение - с центральными, слабо выступающими, ризалитами, увенчанными треугольными фронтонами. Декоративное оформление аналогично главным. Оба торцовых фасада имеют разное функциональное назначение, с чем связано различие в их решении. На восточном фасаде находятся два входа в цокольный этаж. В настоящее время они закрыты поздней пристройкой. Оконные проемы имеются только в плоскости ризалита, центральное окно украшено сандриком, как на главном фасаде. Композиция западного фасада более сложная. С этой стороны располагался подъезд к дому. Поэтому, к фасаду с обеих сторон подходят два пандуса, оформленные гранитными подпорными стенками с полукруглым окном из подвала в центре. Дверной проем входа в здание украшает и защищает от осадков металлический козырек, форма которого навеяна влиянием модерна, что вполне соответствует духу времени постройки дома. Окна расположены по всей плоскости фасада, отсутствие двух оконных проемов заменено нишками. Архитектурный облик сооружения удачно сочетается с окружающим пейзажем. Наличие открытых террас, балконов соответствует функциональному назначению летнего дома для отдыха. Большие окна позволяют осуществить связь с природным окружением. Планировка дома в конструктивной основе симметрична. Несущие стены - продольные. Две капитальные поперечные стены выделяют центральные, парадные помещения. Остальные помещения разделяются, в основном, деревянными перегородками. Состав помещений включает в себя небольшое количество парадных и приемных залов, все они расположены на первом этаже. На втором этаже размещались спальни. Разнообразные служебные помещения находились в цокольном этаже. Историческая планировка дома нарушена закладкой первоначальных проемов и пробивкой новых, разборкой первоначальных и устройством новых внутренних перегородок. Хорошо сохранилась парадная деревянная лестница с широким изогнутым поручнем и точеными балясинами, которая ведет из первого этажа на - второй. Кроме нее в доме имеется еще две лестницы - бетонная с металлическим ограждением соединяет все этажи, начиная с цокольного, и ведет на чердак; металлическая винтовая лестница устроена между первым этажом и подвалом. В перекрытиях первого этажа применены несгораемые конструкции -кирпичные сводики по металлическим балкам. Дом был оборудован водопроводом и канализацией. Фундамент - ленточный из бутового камня, с цокольным этажом; цоколь - облицован гранитными плитами. Наружные и внутренние капитальные стены из кирпича, внутренние перегородки - деревянные оштукатуренные. Перекрытия междуэтажные и чердачное - деревянные, между первым и цокольным этажами - кирпичные сводики по металлическим балкам. Крыша - деревянная стропильная система. Кровля - оцинкованная сталь. Полы - дощатые, паркетные, керамическая плитка. Окна - створчатые с двойными рамами. Двери - филенчатые. Внутренняя отделка - штукатурка, побелка, покраска, потолочные штукатурные карнизы. Флигель. Фундамент - ленточный из бутового камня, с цокольным этажом. Наружные и внутренние капитальные - стены деревянный сруб оштукатурен, внутренние перегородки - деревянные оштукатуренные. Перекрытия - деревянные. Крыша - двухскатная, деревянная стропильная система. Кровля- шифер. Полы - дощатые. Техническое состояние всех конструкций - аварийное. Две каменных хозяйственных постройки в северной части усадьбы. Наружные и внутренние капитальные стены - валунно-кирпичная кладка. Перекрытия - деревянные. Крыши - двухскатная, деревянная стропильная система. Кровли - шифер. Полы - земляные, деревянные. Северная постройка - предположительно конюшня, пустует; южная постройка - половина приспособлена под жилье, половина почти разрушена, крыша отсутствует, стены разрушены. Техническое состояние всех конструкций - плохое, частично аварийное Погреб. Наружные капитальные - валунно-кирпичная кладка. Перекрытие отсутствует. Техническое состояние - аварийное, все конструкции находятся в земле. Каменная хозяйственная постройка в южной части усадьбы. Наружные и внутренние капитальные - валунно-кирпичная кладка. Перекрытия - первоначально деревянные, отсутствуют. Крыши - отсутствует. Полы - отсутствуют. Техническое состояние аварийное. В 1990-е годы была приспособлена под баню и надстроен деревянный верхний этаж, в конце 1990-х годов сгорела.
Усадьба "Холомки" князя А.Г.Гагарина, профессора и первого ректора Петербургского политехнического института, является одним из наиболее интересных исторических и архитектурных памятников Псковской области. Основное внимание привлекает ландшафтный парк и главный дом усадьбы, построенный по проекту известного архитектора И.А.Фомина. Здание, спроектированное знатоком исторических стилей, мастерски владевшим приемами стилизации, является одним из ярких образцов загородных построек начала ХХв.
автор проекта, 1912-1913 гг.
Гагарин А.Г.
владелец с 1911 по конец 1920-х годов
Мандельштам Осип Эмильевич
жил в 1920-е годы
Зощенко Михаил Михайлович
жил в 1920-е годы
Замятин Евгений Иванович
жил в 1920-е годы
Милашевский Владимир Алексеевич.
жил в 1920-1921 гг.
Радлов Николай Эрнестович
жил в 1920-1921 гг.
Чуковский Корней Иванович (Корнейчуков Николай Васильевич)
жил в 1920-1921 гг.
Ходасевич Владислав Фелицианович
жил в 1920-1921 гг.
Добужинский Мстислав Валерианович
жил в 1920-е годы
Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника. М., 1972,, с.1-35
Минкус М., Пекарева Н. Фомин И.А. М., 1953,, с.26-27,116-118
Николаева И.П., Яковлева Е.Л. Усадьба А.Г.Гагарина в Холомках.\\ Материалы научной конференции 21-23 сентября 2001 г. П, с.9-16
Столица и усадьба., 1915 г., № 36-37, с.11-12