-
г.Псков, ул.Советская, 60 Усадьба городская. Главный дом. 1902 г. Фото 2004 г. Фрагмент интерьера лестницы. Столбы парадной арки в уровне 1-го этажа.
-
г.Псков, ул.Советская, 60 Усадьба городская. Главный дом. 1902 г. Фото 2004 г. Зонт парадного подъезда.
-
г.Псков, ул.Советская, 60 Усадьба городская. Главный дом. 1902 г. Генплан.
-
г.Псков, ул.Советская, 60 Усадьба городская. Главный дом. 1902 г. Фото 2004 г. Фрагмент главного фасада. Центральный узкий ризалит в уровне 2-го этажа.
-
г.Псков, ул.Советская, 60 Усадьба городская. Главный дом. 1902 г. Фото 2004 г. Общий вид с запада.
-
г.Псков, ул.Советская, 60 Усадьба городская. Главный дом. 1902 г. Фото 2004 г. Общий вид с севера.
-
г.Псков, ул.Советская, 60 Усадьба городская. Главный дом. 1902 г. План этажей.
Участок по улице Великолуцкой (ныне ул.Советская), занятый двухэтажным каменным домом, двухэтажным каменным флигелем и двумя одноэтажными каменными хозяйственными флигелями, являлся смежным с территорией Старовознесенского монастыря. Дом и флигели построены в 1902 г. Архитектор неизвестен. Владелец усадьбы не установлен. По устным сведениям дом и флигели принадлежали Старовознесенскому монастырю. Монастырь владел земельными угодьями в Псковском уезде, в городе ему принадлежали 2 каменных дома с флигелем и лавкой. Общая оценка домовладения, которое приносило доход, составляла с 1905 г, по 1913 г, 12952 рубля и не изменялась в течение этого периода. Двухэтажный каменный дом и двухэтажный каменный Флигель сдавались внаем, причем квартиры в домах были достаточно дорогие, судя по социальному составу горожан, снимавших их - купцы, дворяне, чиновники . Во время Великой Отечественной войны дом и флигель были частично разрушены, В 1947-1949 гг. дом и флигель восстановлены трестом "Псковстрой". В 1952 г, в доме находилась администрация треста "Псковстрой", а двухэтажный и одноэтажный флигели использовались под ведомственное жилье. В это время на территории двора находился главный дом, двухэтажный каменный флигель, к которому был пристроен одноэтажный каменный флигель, крытый гонтом. С северо-востока двор замыкался длинным одноэтажным каменным бывшим хозяйственным флигелем, крытым щепой. С северо-запада двор был огражден каменной стеной, а со стороны улицы каменной стеной с воротами и калиткой. Впоследствии, около 1965 года дом и флигели переданы в Горжилуправление. Хозяйственный флигель и каменная северо-западная стена ограды разобраны в конце 1970-х годов, жилой одноэтажный флигель разобран в начале 1990-х годов.
Дом городской усадьбы расположен в ряду застройки ул.Советской. Главный Фасад выходит на "красную" линию улицы. Дом двухэтажный каменный с двухэтажной пристройкой со стороны двора. Дом в плане близок к трапеции; пристройка сложная в плане. Крыша над домом двухскатная с вальмой с юго-восточной стороны, над пристройкой - вальмовые крыши. Главный юго-западный фасад имеет декор в духе поздней эклектики конца XIX в. Архитектурная композиция фасада осевая с широким двухступенчатым ризалитом в центре и двумя ризалитами на флангах. В декоре фасада использованы стилизованные элементы декора классицизма, ренессанса и "кирпичного" стиля. Усложненная пластика фасада организована в 11-ти осях. Центральная и крайние оси подчеркнуты узкими неглубокими ризалитами. Средний узкий ризалит выступает на плоскости широкого неглубокого ризалита" решенного на 3 оси. В уровне 1-го этажа все ризалиты выделены горизонтальной рустовкой. Прямоугольные оконные проемы решены без обрамлений. Уровень 2-го "парадного" жилого этажа имеет обилие декоративных элементов, подчеркивающих иерархию вертикальных композиционных акцентов. Ведущая роль среднего узкого ризалита, обозначающего центральную ось композиции, подчеркнута проемом парадного входа и широким арочным окном, В уровне 2-го этажа он выделен сложнопрофилированными филенчатыми лопатками, увенчанными стилизованными "капителями". Ризалит имеет сложнопрофилированное .завершение, имитирующее антамблемент, украшенный крупными дентикулами и связанный "замковым камнем" с обрамлением арочного окна. Широкий ризалит, являющийся фоном для центрального узкого ризалита, украшен узкими арочными окнами и выделен по краям рустовкой, имитирующей каменные блоки. Крайние ризалиты в уровне 2-го этажа решены подобно центральному узкому ризалиту, но арочное окно такое же узкое, как на широком центральном ризалите; сложнопрофилированная лопатка фиксирует только углы дома, а другая лопатка заменена узкой лопаткой, стилизованной под ионическую полуколонну, В промежутках между ризалитами применены прямоугольные окна, имеющие профилированное обрамление в уровне 1-го этажа, а в уровне 2-го этажа окна увенчаны прямыми сандриками со стилизованными "кронштейнами", захватывающими профиль сандрика и украшенные снизу "каплями", Вся композиция фасада объединена по горизонтали профилированными тягами: подоконной в уровне 1-го этажа; междуэтажной и подоконной в уровне 2-го этажа, между которыми имеется ряд фигурных профилированных Филенок под каждым окном, а также профилированной тягой, проходящей по всему фасаду под карнизом, и играющей роль завершения в композиции ризалитов. Интересным мотивом, объединяющим все оконные проемы 2-го этажа, является профилированная тяга, проходящая в уровне верхних фрамуг и обрамляющая верхние части арочных и прямоугольных окон. Нижние части оконных обрамлений "поддерживающих" эту тягу, имитируют колонки, ствол которых выполнен как филенчатая лопатка, увенчанные стилизованной "капителью" с орнаментальным "крестом", характерным для "кирпичного" стиля. Фасад увенчан сложнопрофилированным карнизом большого выноса, под плитой которого пропущена профилированная тяга. Над парадным входом имеется двухскатный кованый зонт на ажурных кронштейнах, орнаментированный завитками. Юго-восточный торцовый и северо-восточный дворовый фасады дома и пристройки декорированы только по 2-му этажу междуэтажной и подоконной профилированными тягами и сложнопрофилированным венчающим карнизом с профилем, отличным от профиля карниза главного фасада. Окна 2-го этажа юго-восточного торцового фасада, просматриваемые над высокой каменной оградой с воротами украшены прямыми сандриками, но оставлены без обрамлений. Остальные окна всех дворовых фасадов не имеют украшений. Северо-западные фасады пристройки и северо-восточная часть фасада дома, выходившая в глухой угол двора к каменной ограде (утрачена), имеют только венчающий карниз. Юго-западный торец, выходящий на соседний участок, не имеет декора. На него выходят кирпичные решетки вентиляционной системы, Планировка 1-го и 2-го этажей одинакова. Планировочная композиция дома в пределах сохранившихся несущих стен представляет трехчастную систему плана, где узкая центральная часть включает парадную лестницу и коридоры, связывающие дом с пристройкой; по сторонам от центральной части располагались квартиры. Высота помещений 1-го этажа - 3,4 м; 2-го этажа - 3.85 м. Планировка квартир, которая была организована легкими деревянными перегородками, утрачена при реконструкции 1947-1949 гг. Планировка дворовой пристройки сохранилась и представляет группу из пяти небольших помещений, вероятно, ванных и клозетов, разделенных по коридорам. Место устройства "черной" лестницы не прочитывается, В центральной части и в лестничной клетке сохранились перекрытия кирпичными сводиками по железным двутавровым балкам. Парадная лестница выполнена по металлическим косоурам из бетона. Перила первоначальные не сохранились. Из убранства интерьера в лестничной клетке в уровне 1-го этажа сохранились два квадратных в плане столба парадной арки, проем заложен, верх арки не сохранился. Сохранившиеся внутренние филенчатые двери парадного входа относятся к реконструкции 1947-1949 гг. Фундаменты бутовые ленточные; стены из кирпича; перегородки деревянные; перекрытия по деревянным балкам и по железным балкам кирпичными сводами; стены снаружи и изнутри оштукатурены. Общие габариты в плане: дом - 28,2 х 19, 5 м; пристройка -12.3 х 7,5 м.
Дом является весьма важным объектом для характеристики стилевых направлений в архитектуре г.Пскова в XIX веке; представляет редкий для Пскова образец фасада в "эклектическом" стиле, характерном для архитектуры поздней эклектики последней трети XIX века. Пример уравновешенной архитектурной композиции, творчески созданной с применением отдельных композиционных приемов и стилизованных элементов декора ренессанса, классицизма, "кирпичного" стиля.
Псковские губернские ведомости, 1874, 1903, 1906, 1910, 1913 гг.