"Эстонский" период развития города Печоры (Петсери) с 1920 по 1944 гг. стал временем интенсивной застройки и значительных урбанистических преобразований, в результате которых город кардинально изменил свой облик, вместо прежних хижин и пустырей возникли модные здания, улицы и бульвары. Поставленные с разрывами жилые дома - в основном двухэтажные особняки, открытые дворовые пространства, переходящие в уличные перспективы и природные ландшафты создавали новое визуальное ощущение города, кардинально отличавшееся от его сложившейся к началу ХХ в. части (1). Основным "градоформирующим фактором", который определил дальнейшее развитие Петсери, стал катастрофический пожар, 24 мая 1939 г., в котором было уничтожено около половины существовавшей деревянной застройки Печор второй половины Х1Х - начала ХХ веков в районе улиц, примыкавших к западной стороне Рыночной площади (2). Новый генеральный план Петсери был разработан после пожара и утверждён 10 августа 1939 г. (3). Его авторы - архитектор J. Wendach и инженер Pikkor предложили устройство системы центральных площадей, урегулирование уличной сети и включение монастырского ядра в систему визуально-пространственных связей нового центра. Проект разбивки центральных площадей города был частично реализован и сохранил заметную роль в существующей планировочной структуре Печор. Юго-западной частью эспланады является современная площадь Победы. Существенной градоформирующей новацией стала организация новой центральной оси, проложенной через монастырский огород аллеи - ныне начало улицы Мира. Она впервые в истории города связала основную городскую площадь с главной визуальной доминантой монастыря - собором Св. Михаила. Создание генерального плана Петсери 1939 г. в кратчайшие сроки после пожара, явилось наиболее значительным этапом в застройке города 1920 - 1944 годов. Часть заложенных в проекте плана предложений была реализована в 1939 - 1944 годах. В это время сложилась застройка современной площади Победы. Одновременно производилось строительство на современной улице Мира, которая проходила вдоль юго-западной части площади. Ныне здесь сохранилась группа каменных двухэтажных зданий, выполненных в традициях функционализма (1). Дом по ул. Верровской 21 (ныне ул. Мира, 21) был построен как жилой в 1939 г., когда г. Печоры вновь отстраивался после опустошительного пожара 1939 г. Судя по объёмно-планировочному решению, это был 4-х квартирный дом, и, вероятно, предназначался для сдачи квартир внаём. Имя владельца дома неизвестно. По материалам БТИ 1948 - 1960 гг. видно, что дом был построен на участке площадью 1000 м2. Кроме дома на территории двора, располагающегося к юго-западу от дома, находились два сарая, туалет и колодец в центре двора. В доме в 1948 г. был водопровод и электроосвещение, облицованные плиткой голландские печи и большая плита белёная известью. После 1945 г. дом был национализирован. В 1948 г. в нем располагался Городской совет депутатов трудящихся. В 1968 - 1973 гг. в 1-м этаже дома располагался комбинат коммунальных предприятий. В разные годы помещения дома сдавались в аренду организациям; здесь располагались конторы: "Госстрах", отдел статистики, ФОМС, Финуправление и др. В настоящее время в доме в арендуемых помещениях располагаются редакция газеты "Печорская правда" и контора "Росгосстрах".
Дом находится в центральной части г. Печоры. Расположен в ряду строчной застройки улицы Мира, Своим главным фасадом он выходит на ул. Мира и в сторону площади Победы. Дом каменный 2-х этажный с подвалом; в плане прямоугольный; крыша частично 2-х скатная, частично вальмовая. Главный фасад имеет симметрично-осевую композицию. Ось симметрии активно подчеркнута парадным входом, балконом 2-го этажа и небольшим "мезонином" в уровне чердака. Горизонтальные членения фасада представлены лентой штукатурного цоколя, двойной тягой простого прямоугольного профиля над окнами 1-го этажа и в уровне междуэтажного перекрытия, а также венчающим двухступенчатым карнизом. Горизонтали поддержаны также пропорциями широких "лежачих" окон, небольшой ступенчатой тягой над окном 2-го этажа и рядом круглых чердачных окон, расположенных над оконными проёмами. Своеобразный ритм фасаду придаёт трёхчастная расстекловка окон, перекликающаяся с тремя окнами "мезонина". Оригинально решен парадный вход с организацией крыльца между двумя поперечными стенами со скруглёнными углами. Эффект скругления поддержан полукруглым балконом, нависающим над входом и играющим роль зонта. Ступени крыльца в виде бетонных пластин закреплены между скругленными стенами. Здесь в глубине крыльца сохранилась, возможно, подлинная, филёнчатая дверь. Фасадная стена "мезонина" декорирована трёхступенчатыми висячими лопатками. Торцовый юго-восточный фасад решён подобно главному, но без выделения центра композиции и междуэтажной тяги. Северо-западный торцовый фасад глухой, является брандмауэром. Композиция дворового фасада построена по принципу осевой симметрии, которая нарушена отсутствием крайних оконных проёмов на правой половине фасада. Центральная ось подчёркнута проёмом "черного" хода и окнами лестницы. Одна из частей трёхчастной расстекловки окон, применённой на главном и юго-восточном торцовом фасаде, на дворовом фасаде используется как модуль в ширине проёмов: по сторонам от двухчастных лестничных окон расположены узкие одночастные окна туалетов, за ними - двухчастные окна кухонь, и затем - трёхчастное окно жилой комнаты на правой стороне фасада. Здесь также активными элементами композиции являются круглые окна чердака. В планировке этажей нет той строгости и модульности, которая присутствует в решении фасадов. С системой построения фасадов связаны только вестибюль и лестница, расположенные на центральной оси, а также санузлы и кухни по сторонам от лестницы на обоих этажах. Остальные стены и перегородки расставлены свободно и по-разному в левой и правой половине дома, что связано, по-видимому, с отсутствием окон на северо-западной стене. В интерьере входной группы - крыльцо - вестибюль - площадки лестницы - интересный декоративный эффект использован в рисунке мощения пола. На крыльце - один чёрный квадрат в центре на светлом поле и чёрная кайма по периметру; то же, но с пятью квадратами в ряд в вестибюле, и в "шашку" с чёрной каймой по периметру вымощены площадки лестницы. Скругление углов крыльца в вестибюле поддержано формой арки между вестибюлем и лестницей, а далее в поворотах перил лестницы на каждой площадке. Очень необычно и стильно решение перил лестницы с красивым точёным профилем поручней. Высота помещений 1-го этажа - 2,97 м; 2-го этажа - 2,93 м. Фундаменты бутовые ленточные; стены сложены из кирпича; перегородки из кирпича; перекрытия деревянные по балкам; крыша по деревянным стропилам, крыта оцинкованным железом; полы дощатые и плитка; окна двойные створные; двери филёнчатые; наружная отделка - штукатурка, окраска; внутренняя отделка - штукатурка, обои, окраска. Габариты в плане 17,87м х 13,3м.
Дом как памятник градостроительства поддерживает линию застройки аллеи (ныне ул. Мира), являющейся частью градостроительной структуры и архитектурной среды, составляющей наследие "эстонского" периода развития г. Печоры 1920 - 1944 гг. Дом - один из лучших образцов стиля конструктивизм в жилой застройке г. Печоры 1939 -1940 гг., отличающийся простотой и оригинальностью архитектурного решения, тонкой графической проработкой деталей.