-
Вид на главы с юго-востока
-
Общий вид с востока
-
Общий вид с северо-запада
-
Общий вид с юго-востока
-
Фрагмент интерьера колокольни. Ярус звона.Решетка проема
-
Фрагмент интерьера трапезы.Роспись северной стены.Вид с хоров
-
Фрагмент интерьера храма.Вид на купол
-
Фрагмент интерьера. Вид храма с хоров.
-
Фрагмент интерьера.Перегородка между притвором и трапезой
-
Фрагмент интерьера.Северная стена храма
-
Фрагмент интерьера.Трапеза
-
Фрагмент южного фасада
-
Фрагмент южного фасада.Навершие окна храма
-
Фрагмент южного фасада.Окно трапезы
-
Фрагмент южного фасада.Окно храма
-
генплан
-
план
В 1861-1863 г. в Невеле Витебской губернии (с 1802 г.) было 7 православных церквей, монастырь и одна часовня. (1), а в 1905 г. - церквей каменных в городе две, монастырь один, часовен - 4…" (2). В сборнике "Невельская старина" публикуется фото Троицкой церкви в г. Невеле, датированной 1850-ми годами. Там же сообщается, что практически все памятники архитектуры XVIII - XIX веков, за исключением церкви Святой Троицы, были уничтожены в течение последних семидесяти лет. Документов, освещающих историю строительства церкви Святой Троицы на городском кладбище г. Невеля не имеется. Устные сведения, полученные от матушки Екатерины, вдовы покойного настоятеля храма протоиерея Иоанна (Васильева), исходят от покойного пономаря церкви, бывшего свидетелем строительства храма. По ним храм был построен невельским купцом Жданко на могиле своего отца как часовня примерно в 1853-1862 гг. Нынешний настоятель храма о. Варнава (Баскаков В.М.) сообщил, что часовня была построена благодетелем на могиле родителей и освящена в 1848 г. В 1896 г. к ней с запада была сделана пристройка, включающая трапезу и притвор с колокольней. Склепы под полом храма сохранились, засыпаны песком. Имена архитекторов и художников - авторов росписей интерьера храма неизвестны. С 1957 по 1963 гг. храм не действовал, ключи находились в Горсовете. После 1963 года храм был открыт для службы. Сохранился каменный дом церковного причта, ныне в нем расположено здание автостанции по ул. Комсомольской, 43. Также сохранилась кладбищенская сторожка - маленькое кирпичное здание на углу пл. Коммуны и ул. Октябрьской. В 1957-1963 гг. в ней был магазин, ныне не используется.
Церковь Святой Троицы расположена в ограде кладбища в центральной части города между площадью Коммуны, улицами Комсомольской, Гвардейской и Октябрьской. Рядом на ул. Комсомольской, 43 находится бывшее здание дома причта (ныне перестроено и используется как автостанция). Южнее церкви на территории кладбища находится бывшая сторожка, которая главным фасадом выходит на площадь, ныне не используется. Церковь пятиглавая с колокольней над притвором. Объемная композиция церкви построена по принципу центрально-осевой симметрии и состоит из объема собственно храма, прямоугольного в плане к которому первоначально примыкали два одинаковых объема, прямоугольные в плане: алтарь и притвор. Впоследствии притвор был достроен в западном направлении (от угловых лопаток шов пристройки хорошо читается) и образована трапеза, к которой примыкает прямоугольный в плане притвор с колокольней и открытой папертью. Колокольня состоит из двух невысоких 8-гранных ярусов основания, на которых возвышается ярус звона с четырьмя арочными проемами, ориентированными по сторонам света. Крыши: над храмом 4-х скатная; над алтарем и трапезной - двухскатная; над колокольней - 8-ми скатная шатровая. Композиция западного фасада подчинена осевой симметрии. Углы притвора закреплены рустованными лопатками. Стена увенчана профилированным карнизом. Ярусы колокольни раскрепованы и также увенчаны карнизами. Грани над арочными проемами подчеркнуты фронтончиками. Центральная ось композиции западного фасада отмечена воротами с лучковым завершением и киотом над ними, розеткой в нижнем ярусе колокольни, замковыми камнем арочного проема яруса звона. Боковые фасады имеют высокий штукатурный цоколь. Все объемы, входящие в композицию: притвор с колокольней, трапеза, храм и алтарь увенчаны профилированными карнизами. Низ окон храма подчеркнут простой горизонтальной тягой. Углы закреплены рустованными лопатками. Лопатки объема храма имеют рустовку в виде имитации кладки из крупных камней: верх лопаток украшен небольшими парными пилястрами, между которыми помещены филенки с подвесной арочкой без гирьки. Восточный фасад алтаря имеет треугольный фронтон с полукруглым завершением в виде кокошника, под которым помещены висячие лопатки, имитирующие резные столбы. Разорванное обрамление фронтона "соединено" со "столбиками" дугообразной тягой, имитирующей криволинейный декор завершений стиля барокко. Узкие оконные проемы храма спарены и украшены сложными наличниками с висячими пилястрами, увенчанными сандриками и киотами с полукруглым завершением, по сторонам которых выполнены рельефные штукатурные декоративные композиции в виде голубей на ветках. Над окнами храма еще помещены восьмигранные киоты в профильных наличниках. Окна трапезы оформлены подобны же образом, но без навершия над сандриком. Храм имеет пять луковичных глав на круглых в плане барабанах. Барабан центральной большой главы имеет четыре небольших световых проема по сторонам света. Между ними - прямоугольные ниши. Глухие барабаны малых главок имеют по 8 ниш. Восьмигранные основания барабанов раскрепованы. Сверху барабаны имеют карнизное завершение. Фронтон алтаря и колокольни также увенчаны луковичными главками. Все главы имеют яблоко и однотипные кованые кресты. Планировочная композиция церкви симметрично-осевая с традиционным для православных храмов чередованием притвора, трапезы, храма и алтаря. В северной части притвора выделена стеной узкая кирпичная лестница, ведущая на хоры и колокольню. Притвор соединен с трапезой арочным проемом, забранным остекленной перегородкой. Потолок притвора горизонтальный. Между трапезой и храмом устроен широкий арочный проем; такой же проем соединяет пространство храма и алтаря; в нем установлен иконостас. Высокий объем храма перекрыт куполом, опирающимся на подпружные арки. В интерьере столбы арок оформлены полукруглыми нишами в углах храма; над нишами скошенные стены образуют 8-ми угольное пространство в верхней зоне храма. Все поверхности стен, потолок трапезы и купол храма расписаны по штукатурке крупными изображением святых и сценами на библейские темы. Художественная роспись относится к концу XIX - нач. XX вв. В ярусе звона колокольни сохранились ажурные кованые решетки ограждений в арочных проемах. Высота помещений: притвор - 4,0 м, трапеза - 6,05 м, храм - 10,5 м, алтарь - 6,05 м. Фундаменты ленточные бутовые; стены сложены из кирпича; свод храма и барабаны глав кирпичные; перекрытия трапезы и колокольни по деревянным балкам; крыши по деревянным стропилам, крыты железом. Паперть сложена из блоков красного гранита. Наружная отделка стен: штукатурка, побелка; внутренняя отделка стен, потолков, сводов - штукатурка, художественная роспись; полы - деревянные, окрашенные. Общие габариты в плане: 28,6 х 9,5 м; паперть: 6,8 х 3,1 м.
Единственный сохранившийся в Невеле православный храм на городском кладбище. Является редким и удачным примером трансформации часовни в полноценный объем церкви, в котором отражены приемы архитектуры эклектики 2-й половины XIX века с влиянием классицизма, кирпичного стиля и мотивов декора народного зодчества. Интерьеры имеют интересные по композиции и художественному исполнению росписи стен, потолков и сводов конца XIX - начала XX вв.
Невельская старина. Сборник материалов по истории Невеля XVI - начало XX века. СПб., 1993,, с.4,29,74,77,83
Памятная книжка Витебской губернии на 1864 г., Сементовский А. Невель. с.142-146
Полное географическое описание нашего отечества. Т.IX.СПб., 1905,, с.449-451