На первую страницу На первую страницу
2/8
Наименование объекта уточненное
Фабрика канатная Г.Ю.Мейера. Заводоуправление

Наименование комплекса
Канатная фабрика Мейера

Уточненная датировка архитектуры
около 1901 г.

Адреса уточненные
Псков г./Леона Поземского ул, 22

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
не является памятником архитектуры

Современное использование
Жилой дом

Документы о принятии под охрану
Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

Историческая справка

Здание заводоуправления льнопрядильной и бичевочной фабрики инженера-технолога немца Генриха Юльевича Мейера построено, вероятно, в 1901 г. Точная дата строительства и автор проекта неизвестны. 27 мая 1900 г. значительная часть фабрики сгорела. Мейер сразу приступил к ее восстановлению, возвел новые постройки, закупил усовершенствованное оборудование. 11 марта 1901 г. состоялось освящение зданий и пуск обновленной фабрики. Рассказывая об этом событии "Псковский городской листок" отметил значительное улучшение и ее внешнего архитектурного вида. Вероятно, имелось ввиду и двухэтажное административное здание фабрики, построенное в живописной манере стиля модерн. На торжестве присутствовал и губернский архитектор гражданский инженер Иосафат Иосифович Данишевский, исполнявший эту должность в 1892-1909 годах. Не исключено, что здание строилось по его проекту. Помещения постройки предназначались для кабинетов служащих управления фабрики. После революции до начала 1970-х годов здание использовалось по первоначальному назначению в качестве заводоуправления шпагатной фабрики им.М.И.Калинина. Впоследствии было приспособлено под семейное общежитие Псковского льнокомбината. Архитектура здания не претерпела значительных изменений, за исключением некоторых перестроек при приспособлении под жилье. В ходе эксплуатации здание не ремонтировалось и доведено до плачевного состояния. После 1977 года изменено очертание проема главного входа, которое первоначально было трапецевидным, а также верхняя фрамуга над дверью. Стены и карнизы фасадов пострадали от влаги из-за неисправностей крыши и водостоков. Лепной декор тамбура главного входа значительно разрушен влагой от протечек крыши. Самодеятельно раскрашен в нехарактерные цвета. В некоторых помещениях имеются поздние легкие перегородки, нарушающие композицию лепного декора потолков. Заложены некоторые дверные проемы. В кабинете управляющего (справа от лестницы) утрачен рельефный фриз на темы труда. Из кабинета управляющего пробит ход в стене ризалита и устроено крыльцо на восточном фасаде. Утрачены отопительные устройства.


Основные архитектурные особенности

Построено в стиле модерн. Свободная объемно-пространственная композиция отвечает градостроительным особенностям участка. Замыкает перспективу ул. О.Кошевого (бывшая Мешковская) и закрепляет крутой поворот ул.Л.Поземского (бывшей Нарвской). Задним фасадом выходит во двор фабрики. Здание каменное двухэтажное с полуподвалом. Объемно-пространствнная композиция асимметрична. Живописная игра объемов рассчитана на выполнение определенных функций в городской среде: башенка-бельведер с высоким шатром и флюгером - основная высотная доминанта - активно работает в перспективе улиц во всех направлениях; центральный ризолит с высоким щипцом и выделенной из объема двухскатной крышей, являясь композиционным центром, отмечает поворот улицы. В композиции объемов и декора главного фасада заключена информация о взаимосвязях и функции помещений интерьера. Активно выделены элементы общественного назначения: большой ризалит (в котором расположен парадный зал) и примыкающий к нему малый ризалит с парадным входом, а также круглая башня лестницы, наполовину выступающая из объема. На втором плане - стена с окнами вестибюля и кабинетов руководителей фабрики. Третий план в уровне второго этажа представляет зону кабинетов сотрудников управления с балконом для рекреации. Различное функциональное назначение помещений подчеркнуто формой и размерами проемов, пластикой карнизов и лепного декора. Наряду с разнообразием форм в решении лепного и резного декора присутствует один объединяющий мотив ~ стилизованный цветок распускающейся розы. Этот мотив встречает входящего на дверных полотнах парадного входа. Форма дверного проема, имевшая первоначально трапецевидное завершение, ныне имеет прямоугольные очертания. Большое окно с полуциркульным завершением обозначает пространство вестибюля. Кабинет управляющего выделен волнообразным карнизом и большим строенным окном с лепными орнаментальными вставками. На большом ризалите центральный зал отмечен крупным прямоугольным окном, а кабинет в мансарде над залом - композицией из трех окон, где центральное высокое окно с французским балкончиком фланкировано двумя узкими щелевидными окнами. Верх их простенков украшен лепными "розами". Верх щипца обработан рельефом, напоминающим фахверк. В центре стены слева от большого ризалита также присутствует мотив "розы", украшающий высокие прямоугольные окна помещения в котором, вероятно, могли располагаться библиотека или музей. В расстекловке оконных заполнений присутствует характерное для модерна мелкое членение верхних оконных фрамуг. В эмоциональном плане вся пространственная композиция объемов фасада напоминает волнообразное движение "океана жизни", подчеркнутое всеми перечисленными выше средствами. Кульминацией этого движения "вихрем", взмывающим ввысь, является башня лестницы, в объеме и декор которой запечатлена тяга к возвышенной романтике. В образе башни выражено вечное стремление к взлету, удерживаемое приземленностью обыденной жизни. Эта тема подчеркнута характером рустовки, имитирующей крупные камни - символы статичности и незыблемости. Вразрез с ними выступает движением вверх по спирали узких окон, освещающих путь подъема к видовой площадке наверху, где сквозь круглые окна открывается вид на восемь сторон света. Формою крыши символизирует парение и готовность к взлету, что очень хорошо выражено высоким шатром и оторванной от стен башни крышей, пространство под которой наполнено воздухом. Ажурный флюгер на тонкой мачте венчает композицию, символизируя полет по воле ветра. Стенки ограждения крыши и печные трубы дополняют впечатление, напоминая оставшихся, тех кто не может взлететь. На уровне тротуара вдоль всего фасада устроен палисадник с ажурными коваными решетками. Боковой юго-восточный фасад одноэтажный имеет утилитарное назначение. Здесь ризалитами выделены "черный" ход в кабинет управляющего и вход на "черную" лестницу. Северо-западным и задним северо-восточным фасадами здание обращено во двор фабрики. Фасады решены строго: центральная стена с прямоугольными окнами имеет по краям два разных по объему ризалита в которых расположены кабинет и "черная лестница". Декоративное оформление стен, кроме венчающего профилированного карниза, отсутствует. На фоне этого аскетичного решения своеобразным "оазисом" выглядит большая двухъярусная терраса. Ее нижний уровень имеет бетонное ограждение с рельефом, имитирующим деревянные решетки и тумбами, на которых установлены стройные чугунные колонны с капителями в виде бутонов лотоса. Колонны поддерживают верхнюю террасу с изящным кованым ограждением, Перекрытие террасы из железобетона. Пол нижнего уровня покрыт мелкой бетонной плиткой, из которой выложен узор в виде? серых и белых ромбов с бордюром. Планировочное решение асимметрично, подчиненно функции и вытекает из объемно-пространственных задач. Полуподвал расположен под юго-восточной частью здания. В него ведут две "черные" лестницы. Планировка подвала соответствует плану вышележащего этажа. Перекрытие железобетонное по металлическим балкам. В плане первого этажа присутствует зонирование помещений продольной несущей стенной на часть кабинетов, связанных с работой с посетителями и заказчиками, и на помещения для работы конторских служащих. Парадный вход решен через небольшие "сени". Ступени лестницы дугообразной в плане формы. Стены разделены на филенки орнаментальными лепными тягами и украшены по верху гирляндами. От потолочной розетки сохранился лишь небольшой фрагмент. Вестибюль освещен с улицы большим окном с полуциркульным верхом. Из него предусмотрены вход в кабинет управляющего, на лестницу во второй этаж и в анфиладу из трех залов, расположенную вдоль главного фасада. Также имеется связь с зоной конторских помещений, расположенных вдоль дворового фасада. В отделке вестибюля представляет интерес деревянный подшивной потолок. Верх стены украшен расписным фризом, имитирующим инкрустацию деревом с растительным орнаментом. Двери со сложными филенками обработаны фигурными резными наличниками. Деревянная лестница имеет резные деревянные перила. Некоторые элемент перил (часть поручня на площадке и деревянные шары венчавшие столбики) утрачены. Полы вестибюля покрыты керамической плиткой с растительным орнаментом белого цвета по серому полю. В бордюре сочетается основной тон цвета терракоты с узором желтого и темно-коричневого цвета. Кабинет управляющего имел обособленный ход в конторскую зону (ныне заложен) с возможностью входа в полуподвал по "черной" лестницею. Стены кабинета по верху имели рельефный фриз на темы труда (утрачены). На потолке сохранилась лепная карнизная тяга и потолочная розетка квадратная в плане. В парадных залах сохранился паркет. На потолках богатые лепные украшения. В большом зале плафон потолка отделан лепниной в виде извивающихся лент и букетов цветов. Композиция с круглой розеткой в центре и диагональными направлениями к карнизным тягам. Следующий небольшой зал также сохранил на потолке богатое лепное убранство с композицией в виде ромба с вогнутыми сторонами. Из большого зала имеется ход в зал, расположенный в зоне конторских помещений, с возможностью выхода на террасу дворового фасада. Второй этаж расположен над частью первого и, в основном повторяет план стен. Во втором этаже располагались кабинеты служащих. Сохранились первоначальные филенчатые двери. Потолки отделаны несложными профилированными тягами. Полы деревянные. Представляет интерес кабинет в мансарде над большим .залом с железобетонным перекрытием трапецевидной в разрезе формы. Из коридора второго этажа устроен выход на небольшую террасу главного фасада с бетонными перилами. Из большого рабочего кабинета конторы имеется выход на террасу со стороны двора. Стены сложены из кирпича, оштукатурены. Перекрытия монолитные железобетонные по металлическим балкам. Крыши с деревянными стропилами, материал кровли - жесть. Общие габариты в плане: 37.8 х 18 м.


Общие сведения

Уникальный для Пскова памятник стиля модерн, сочетающий в себе достоинства градостроительного, архитектурно-художественного и эмоционального плана. Достаточно полно сохранившийся пример фабричного административно-конторского здания начала XX века в Пскове.


Группы документов
1900 - 1925

Состояние объекта
среднее

Реставрационные работы
реставрационные работы не проводились


Собственники/Пользователи
Собственность субъекта Российской Федерации



Персоны
Калинин Михаил Иванович
27 ноября 1922 во время пребывания в Пскове посетил


Библиография
Материалы ГП БТИ Псковской области.
Псковские губернские ведомости, 1874, № 7 1892 г., № 19 1909 г.
Псковский городской листок,, № 4 1900 г., № 20 1901 г.