-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Общий вид с запада. Фото 2006 г.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Общий вид с северо-востока. Фото 2006 г.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Северо-западный фасад. Фото 2006 г.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Юго-восточный фасад. Фото 2006 г.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Фрагмент интерьера 1-го этажа. Парадная лестница. Фото 2006 г.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. План 2-го этажа.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Фрагмент интерьера подвала. Печь. Фото 2006 г.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Один из кнопочных выключателей 1-го этажа. Фото 2006 г.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Генплан.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. План подвала.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. План 1-го этажа.
-
Псковская обл., г.Печоры, ул.Гагарина,д.14 Дом пастора. 1939 г. Фрагмент интерьера 1-го этажа. Камин в кабинете пастора. Фото 2006 г.
Освоение пустовавшей территории северной части г. Печоры в районе улиц Va-baduse (ныне - Свободы), Kastani (ныне - Каштановая) начато с 1920 г., когда г. Печоры вошел в состав независимой Эстонии и стал называться Петсери (Petseri). Этот период стал временем интенсивной застройки и значительных урбанистических преобразований, в результате которых город кардинально изменил свой облик. Были реализованы новый градостроительные приемы, близкие популярным в те годы идеям создания "города-сада". Здесь возник новый общественный центр; разбит городской сквер, представитель-ные общественные здания поставлены среди зелени с отступом от "красной линии". Ор-ганизация нового общественного центра, удаленного от торгово-монастырского ядра го-рода XIX в., имела важное перспективное значение. Этим решением был определен даль-нейший путь формирования нового "эстонского" города, который складывался практиче-ски независимо от центральной "русской" части. Вблизи нового общественного центра сформировался участок, занятый лютеран-скими культовыми постройками - своеобразный противовес православному монастыр-скому ядру. В 1926 г. была открыта каменная кирха Св. Петра, рядом - двухэтажная на-чальная церковная школа. Кирха строилась с 1923 по 1926 гг. по проекту инженера-архитектора Потсегаева (6). Краснокирпичное базиликальное здание кирхи с высокой двухскатной крышей, массивной прямоугольной башней с восьмигранным завершением и шпилем являлось основной высотной доминантой "эстонского" центра. Северо-западнее кирхи в 1937-1939 гг. был построен дом пастора, двухэтажный, каменный с черепичной крышей в модном стиле функционализма. Автор проекта дома пастора архитектор Wen-dach и районный инспектор инженер Pikkor (2). Дата - 1932 г. и строительный материал - дерево, приведенные в Кадастре (4), указаны ошибочно. Рядом с кирхой и общественными сооружениями сложилась зона престижной жи-лой застройки. Вдоль улиц Kiriku (ныне - Гагарина) и Vaksali (ныне - Ленина), в глубине участков между улицами Tanav и Kooli (ныне - Школьная и Садовый пер.) располага-лись двухэтажные особняки. Поставленные с разрывами жилые дома, открытые дворовые пространства, переходящие в уличные перспективы и природные ландшафты, создавали новое визуальное ощущение города, кардинально отличавшееся от его сложившейся к на-чалу ХХ в. части (1). В ряду застройки ул. Kiriku (ныне - Гагарина) дом пастора кирхи Св. Петра играет связующую роль между представительными общественными сооружениями и сравни-тельно небольшим объемом жилых домов. Дом пастора служил одновременно и центром общественной жизни местной лютеранской общины. В залах 1-го и 2-го этажей проходи-ли собрания прихода, проводились беседы и занятия с прихожанами, работала воскресная школа. В большом зале 2-го этажа проводился обряд конфирмации (6). В доме в помеще-ниях 1-го этажа находились: тамбур при входе, холл у лестницы, гардероб и санузлы; вдоль главного фасада: комната ожидания, канцелярия, кабинет-приемная соединялся с покоями пастора Александра Хинно - угловой кабинет с камином. Из него было 2 хода в помещения со стороны двора: холл с выходом к кирхе и лестницей на 2-й этаж; столовая, соединявшаяся с "черной" лестницей и кухней с помещением для прислуги и кладовой. В уровне 2-го этажа были спальни пастора и его семьи. Здесь же в юго-восточной торце бы-ла ванная комната. Квартира пастора имела выход на "черную" лестницу, по другую сто-рону которой были комнаты служителей кирхи, соединявшиеся с холлом 2-го этажа при входе с лестницы. Здесь вдоль главного фасада располагался большой парадный зал с вы-сокими окнами. В 1945 г. Постановлением Печерского Горсовета от 07.08. 1945 г. дом пастора был передан в собственность Военного Министерства для жилья офицерского состава. В 1950-1952 гг. дом был передан Печерскому Горвоенкомату.
Дом находится в северо-восточной части г. Печоры. Входит в состав комплекса по-строек кирхи Св. Петра. Расположен на западной части большого участка изначально принадлежавшего кирхе, а ныне разделенного на 4 части. Расположен вдоль "красной" линии ул. Гагарина с небольшим отступом от неё вглубь участка. Дом каменный двухэтажный с подвалом под частью здания; в плане прямоуголь-ный с полукруглым в плане эркером; крыша с четырьмя крутыми скатами, плавно перехо-дящими в полицы. На конек крыши выходят три дымовые трубы трапециевидной формы. Архитектурная композиция решена в духе функционализма с мотивами ретроспективиз-ма, отраженными в форме крыши, эркере лестницы, парной арке лоджии парадного входа. Композиция главного фасада асимметрична. Парадный вход расположен слева, в лоджии, оформленной двумя полуциркульными арками с круглой в плане колонной по центру лоджии. Окна, различные по размеру и форме, несут информацию о назначении внутренних пространств: пять высоких оконных проемов над лоджией относятся к боль-шому парадному залу 2-го этажа. Справа от них - два небольших окна жилой зоны, над которыми - два круглых чердачных окна; небольшие окна 1-го этажа справа от лоджии относятся к жилым помещениям. Фасад увенчан выносной плитой с большим свесом крыши. На стене под плитой пропущена тяга в виде полувала. В лоджии сохранился керамический пол в черно-белую "шашку". Северо-западный торцовый фасад с крупным полукруглым эркером лестницы так-же решен асимметрично. Слева от эркера в уровне 1-го этажа и подвала - по три неболь-ших квадратных окошка. Эркер имеет пять удлиненных окон в уровне 2-го этажа. Юго-восточный торцовый фасад, обращенный к кирхе, некогда имел вход в жилую группу помещений дома. Вход был расположен в правой части под балконом; это был дверной проем с маленькими квадратными окнами по сторонам. Балкон консольный (пер-воначально слева был столбик, поддерживавший балконную плиту) расположен ассимет-рично справа; балконное ограждение легкое металлическое с простым чередованием вер-тикальных стержней. На балкон выходят двери и два маленьких окна служебных помеще-ний. Северо-восточный дворовый фасад выглядит ближе к симметричной композиции из-за большого растесанного окна в 1-м этаже. Первоначально здесь были два узких окна, освещавших лестничный холл. Окна жилых комнат широкие трехчастные; по центру фа-сада - вход на "черную" лестницу и окна лестницы. В правом углу фасада устроено по-нижение рельефа и въезд в подвал в помещение гаража. Свес крыши с полувалом венчает торцовые и дворовый фасады. Планировочная композиция сугубо функциональна, построена на четком зонирова-нии парадной, жилой и служебной частей дома. Планы 1-го и 2-го этажей одинаковы в габаритах несущих стен. Несущая продоль-ная стена, начиненная дымоходами проходит на всю высоту, делит объем на две равные части. На улицу к парадному входу ориентированы парадный холл с лестницей в эркере; зал (вероятно, был предназначен в проекте играть роль большой столовой, но при строи-тельстве был разгорожен на канцелярию и кабинет-приемную) и кабинет в покоях пасто-ра, соединенные анфиладой; во двор ориентирована группа служебных помещений, сан-узел, связанный с парадным холлом и кухня, связанная со столовой и имеющая выход на "черную" лестницу. К кабинету примыкают столовая, также имеющая выход на "чер-ную" лестницу", и во входной холл со стороны кирхи. Вход в большой парадный зал 2-го этажа с полукруглой лестницы через небольшой холл. К холлу со двора примыкали два жилых помещения, имевших выход на черную лестницу. Подвал расположен со стороны двора. Он связан с верхними этажами "черной" ле-стницей и имеет въездные ворота в гараж со двора. В интерьерах сохранились первоначальные печи, а в кабинете - камин. В помеще-нии зала сохранились потолочные карнизы с падугой. Лестничные холлы имеют полы из керамической плитки черной и белой: в парадных холлах 1 и 2 этажей пол выложен ков-ровой композицией с белой каймой и черной серединой; при входе на "черную" лестницу пол выложен "в шашку", как в лоджии входа. В парадных залах и кабинете сохранился паркет. В кабинете сохранился подлинный облицованный зеленой глазурованной плиткой камин с кованой железной решеткой, а в "столовой" - печь облицованная зеленой кера-мической глазурованной плиткой. Первоначальная печь в железном кожухе сохранилась в подвале. В помещениях 2-го этажа сохранились кнопочные электровыключатели. Высота помещений подвала - 2,1 м; 1-го этажа - 2,85 м; жилых помещений 2-го этажа - 2,95 м; парадного зала 2-го этажа - 3,95 м. Фундаменты и стены подвала - бутовые, ленточные, стены - из кирпича.; перекры-тие над подвалом - бетонное по металлическим балкам; междуэтажные и чердачное пере-крытия - деревянные; крыша - по деревянным стропилам крыта черепицей, затем жестью, ныне шифером; лестницы - железобетонные с каменными тесаными проступями по ме-таллическими косоурам; арки и столб парадного входа - бетонные; полы - паркет, кера-мическая плитка, дощатые; окна - двойные, створные; двери - филенчатые; отделка - штукатурка, окраска, обои; перила лестниц и балкона из металлопрофиля с точеными по-ручнями. Общие габариты в плане - 23,30 м х 11,65 м.
Дом пастора является частью градостроительной структуры и архитектурной сре-ды, составляющей наследие "эстонского" периода развития г. Печоры 1920-1944 гг. Неотъемлемый элемент в составе комплекса построек кирхи св. Петра. Играет свя-зующую роль между общественными зданиями и жилой застройкой эстонской части г. Печоры 1920-1940-х гг. Хорошо сохранившийся образец функционализма с мотивами ретроспективизма, характерных для архитектуры Эстонии во 2-й пол. 1930-х гг.
01.03.2013