На первую страницу На первую страницу
2/11
Наименование объекта уточненное
Банк Государственный Российской Империи. Псковское отделение

Уточненная датировка архитектуры
1910 г.

Адреса уточненные
Псков г./Советская ул, 44

Категория охраны
не является объектом культурного наследия

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Музыкальная школа

Документы о принятии под охрану
Отсутствует от 01.01.1111 г. № 000

Историческая справка

Государственный банк России был создан по указу императора Александра II от 31 мая 1860 года (все даты по старому стилю). Псковское отделение Госбанка открыло свои действия через пять лет - 8 сентября 1865 года. Благодаря содействию губернатора графа К. И. Палена помещение для него отвели в Губернских присутственных местах. Однако с расширением деятельности банка там ему стало тесно, и с 1870-х годов отделение снима-ло помещение в частных домах. Четверть века, до постройки собственного здания, оно размещалось в двухэтажном каменном доме на углу улиц Архангельской (Ленина) и Гу-бернаторской (Некрасова), последними владельцами которого были купцы Дервины (ныне это дом № 17 по ул. Ленина напротив Дома Советов и Кутузовского сада). Занимаемые отделением банка три квартиры в этом доме, из которых в одной на втором этаже жил управляющий отделением, совершенно не удовлетворяли потребностям банка. 13 ноября 1888 года "Псковский городской листок" высказал предположение, что в следующем году будет строиться собственный дом для помещения банка и ещё один - под квартиры для семи семей служащих. Однако тогда надежды не оправдались. 9 июня 1891 года управляющий отделением через ту же газету просил домовладельцев города предлагать в наём свои дома для размещения банка, но подходящих предложений не по-лучил. 15 февраля 1895 года Городская дума отклонила его ходатайство об отводе места под постройку дома в центре города (на Торговой площади или в Кутузовском саду). 9 сентября 1897 года газета поместила объявление банка о желании купить у домовладель-цев пустопорожнее место или здание с участком. Поиски приемлемых вариантов продол-жались ещё пять лет. Только в 1902 году купец Дементий Боговский продал Госбанку за 30 тыс. руб. южную часть своего обширного домовладения на юго-восточном углу Вели-колуцкой и Пушкинской улиц с домом, в котором находился мебельный магазин Василье-ва. Его хозяин был вынужден поместить в "Псковском городском листке" от 25 сентября 1902 года объявление о распродаже всего товара со скидкой в 25 %. Однако он явно пото-ропился, т. к. строительство не начиналось ещё 6 лет. Проект по заказу Госбанка России делал, очевидно, столичный архитектор (фами-лия неизвестна), и по нему строились аналогичные здания также в других губернских го-родах. Кредит на расходы по строительству в 135 тыс. руб. удалось получить от столично-го начальства лишь в 1908 году. 7 июня на заседании учётного комитета отделения Гос-банка избрали строительную комиссию, а для технического контроля за ходом работ ре-шили пригласить городского архитектора Эдуарда Гермейера. 25 июня через газету "Псковская жизнь" заказчик объявил о вызове лиц, желающих принять на себя подряд на постройку здания и служб. Его без торгов сдали за 127 тыс. руб. городскому голове А. А. Агапову, купцам Е. П. Карузину и А. Ш. Ильяшеву, занимавшимся и строительными ра-ботами. Разборка старого здания, рытьё глубокого котлована и укладка бутового фунда-мента производилась с сентября того же года. Торжество закладки здания состоялось 3 мая 1909 года в присутствии 60 высших чиновников во главе с губернатором графом Ад-лербергом, которых затем угостили званым обедом, на что подрядчики потратили тысячу рублей. Одновременно с главным зданием, выходившим фасадом на Великолуцкую ули-цу, во дворе строился трёхэтажный флигель с квартирами для служащих банка. Их стали заселять уже в сентябре 1910 г., когда в служебных помещениях банка еще завершались отделочные работы. Клиентов банка через газеты "Псковская жизнь" и "Псковский го-лос" заранее известили, что 21-22 октября в связи с переездом в новое помещение их об-служивать не будут. С 23 октября отделение Госбанка и находящаяся при нем сберкасса стали производить свои операции в собственном помещении на Великолуцкой улице. Только 8 ноября в новом здании отслужили молебен, устроили праздничный обед с мно-гочисленными тостами и пожеланиями долголетия (2). Это здание бывшего Псковского отделения Госбанка действительно благополучно простояло почти век, однако банковские операции совершались в нем лишь 7 лет и 4 ме-сяца. Перед немецкой оккупацией 1918 г. ценности банка вывезли, но их значительную часть разграбили около станции Торошино. Деятельность банка в это время не возобнов-лялась, а в здании разместилась немецкая комендатура (8). В начале 1920-х гг., до восста-новления здания бывшего кадетского корпуса и превращения его в Дом Советов, здесь по адресу ул.Великолуцкая, 50 находились Губфинотдел и контора государственного страхо-вания, а во флигеле - Губздравотдел, швейная починочная мастерская и т.д. (4). С переез-дом губернских учреждений в Дом Советов, переименованием улиц и уточнением нуме-рации домов здание получило новый адрес: улица Советская, дом №44. В 1930-е гг. в нем размещался Рабочий клуб, окружной Совет профсоюзов и некоторые отраслевые проф-союзы, а к 1940 г. - профсоюз и клуб Госторговли (5). Ещё до окончания войны, с января 1945 г., Псковская строительная контора при-ступила к ремонту здания на ул. Советской, 44 с приспособлением под кинотеатр. В нем смонтировали две стационарные звуковые киноустановки, так что кинотеатр имел два за-ла: большой и малый (6). Решением Горисполкома от 2 апреля 1945 г. кинотеатру при-своили название "Родина" (7). В декабре 1945 г. завершился послевоенный ремонт Дома Советов, и по решению облисполкома от 24 декабря 1945 г. "О размещении областных организаций в связи с переездом Облисполкома и Обкома ВКП(б) в Дом Советов" (ГА-ПО, ф.Р-903, оп.1, д.78, л.537) из дома №44 по Советской ул. выехали несколько учрежде-ний, временно размещавшихся там. Впрочем, некоторые учреждения продолжали рабо-тать в дворовом флигеле. В 1950-е гг. в доме № 44 по Советской улице вместе с кинотеат-ром "Родина" находилась детская музыкальная школа, а в 1960-е гг., после постройки на главной площади города кинотеатра "Октябрь", оказавшийся лишним кинотеатр "Роди-на" был ликвидирован. С появлением в городе других музыкальных школ оставшаяся в д.№ 44 музыкальная школа получила № 1 и имя композитора Н.А. Римского-Корсакова.


Основные архитектурные особенности

Здание банка находится в историческом центре Пскова, на одной из центральных улиц - ул. Советской (бывшей Великолуцкой). Главный фасад выходит на "красную" ли-нию. Северный боковой фасад является брандмауэром; южный боковой фасад выходит на небольшой озелененный участок, имеющий каменную ограду по "красной" линии. В ог-раде имеется проем ворот у южного фасада банка. Проем калитки, расположенный в сред-ней части ограды - поздний. Здание каменное, двухэтажное с полуподвалом под всем объемом; крыши двух-скатные. Объемно-пространственная композиция в определенной степени обусловлена су-ществовавшими границами участка, а также функциональным назначением внутреннего пространства. Здание выглядит составленным из несколько повышенного центрального объема прямоугольного в плане, который несет в себе информацию об основных помеще-ниях банка - пространствах операционного зала, и двух боковых объемов трапециевидных в плане, связанных с парадным входом для клиентов (слева) и служебных помещений (справа). Композиция главного фасада трехчастная, близкая к симметричной. Симметрия на-рушена смещением парадного входа на левый фланг, а также наличием здесь архитектур-но обработанного торца северной брандмауэрной стены, западающей относительно плос-кости стены левого фланга фасада. Широкий центральный ризалит, решенный в семи осях, имеет второй этаж несколько повышенный относительно флангов. Он также решен в системе симметрии: края ризалита в уровне второго этажа иллюзорно представлены в ви-де "портиков", лопатками, рустованными под кладку из каменных блоков, креповками фриза и карниза, а также маленькими треугольными фронтонами с дентикулами в тимпане на фоне небольших прямых аттиков, соответствующих по ширине лопаткам. Простенки между "портиками" оформлены филенками с полосками меандра в уровне верха окон второго этажа. Центр композиции обозначен в уровне крыши большим центральным ат-тиком, равным по ширине трем оконным проемам с четырьмя простенками, что также подчеркнуто креповкой венчающего карниза. Уровень операционного зала второго этажа обозначен уширением оконных проемов и введением фрамуг, завершенных "лежачей" аркой, опирающейся на маленькие колонки. Фланги фасада решены в трех осях, в едином контексте, однако левый фланг вы-ступает как ведущий, благодаря парадному входу, достаточно активно выделенному ими-тацией портика, образованного двумя рустованными лопатками и прямым сандриком. Над ним помещен люнет с фрамугой, отмеченный имитацией веерного замка и рустовкой. Общие горизонтальные направления композиции фасада заданы лентой штукатур-ного цоколя с отливом; тягой над окнами полуподвала, состоящей из двух полочек прямо-угольного профиля - узкой, более выступающей, и широкой; междуэтажной тягой, орна-ментированной меандром; четким ритмом оконных проемов полуподвала, первого и вто-рого этажей, имеющих общую высоту по горизонтали на ризалите и флангах. Активной горизонталью выступает также череда декоративных филенок под окна-ми второго этажа, которая проходит по флангам фасада и по ризалиту, прерываясь на его крайних лопатках. Это неслучайное прерывание подчеркивает активную горизонталь ри-залита в уровне перемычки между окнами и фрамугами, и тонко выделяет ризалит, под-черкивая его особенную роль в композиции. Это главенство усиливают четкая профили-рованная тяга над фрамугами и венчающий карниз ризалита и флангов. На ризалите фриз имеет более насыщенный, чем на флангах, декор из элементов классицизма - листьев ака-нита, триглифов с каплями, иоников, дентикул, филенок и т.д., стилизованных в духе мо-дерна, графически продолжающий до карниза "лопатки" и придающий им иллюзорный вид капителей. На флангах фасада нет фризовой части, но масса примененных здесь элементов (включая оконные обрамления с веерными замками, композиции из листьев аканта, фраг-менты тяг с меандром, дентикулы под карнизом) создает зрительное впечатление "сжато-го" фриза, подчеркивая тем самым высоту и значимость ризалита. Над крыльями сохра-нились фигурные столбики (их декор утрачен) и ажурные решетки ограждения крыши с орнаментом модерна. Информация о назначении внутренних помещений заложена также в размерах и форме оконных проемов и их оформлении: низкие окна полуподвала зрительно "придав-ливаются" крупной для них имитацией лучковой перемычки. Стройность окон 1-го слу-жебного этажа ризалита и флангов зрительно увеличивается веерным замком сверху и де-коративной фигурной композицией с каплями и "бутонами" снизу. Окна ризалита второго этажа, вмещающего операционный зал, шире и кажутся выше и значительнее за счет фра-муг. Расстекловка окон, играющая большую роль в композициях модерна, здесь посте-пенно усложняется кверху, получает трехчастное развитие в верхних фрамугах окон пер-вого этажа и фрамугах ризалита второго этажа, и только одна фрамуга, расположенная на центральной оси второго этажа имеет вместо двух вертикальных горбыльков круг - един-ственный элемент на фасаде, фиксирующий его центральную ось. Активную роль в обозначении иерархии элементов композиции фасада играет рус-товка простенков и лопаток, различная по размерам, рисунку и глубине руста. На про-стенках первого этажа сохранились отверстия для забора воздуха действующей и ныне системы вентиляции. Вторым по значению является южный боковой фасад, который благодаря своему развороту, хорошо обозревается с улицы. Он имеет по краям два ризалита разных по габа-ритам, вносу и оформлению, так как они выполняют разные информационные функции: западный ризалит визуально воспринимается как продолжение главного фасада, на его фоне воспринимались ажурные полотна ворот (утрачены), внутри в угловых помещениях располагались, вероятнее всего (по аналогии с планом земского банка) хранилища. Оче-видно, всем этим обусловлено то, что ризалит оформлен крупным рустом, как правый фланг главного фасада и имеет те же тяги в уровне перекрытий полуподвала и 1-го этажа. В уровне 2-го этажа края ризалита оформлены рустованными лопатками с декоративными элементами в верхней части, такими же, как на флангах главного фасада. Ризалит не имеет оконных проемов. Средняя часть фасада в 6-ти осях и крайний узкий ризалит с входом в "черную" лестницу, отнесены к дворовым фасадам. Плоскость стен здесь гладко оштука-турена, а из декора имеются междуэтажные тяги, венчающий карниз, рамочные профили-рованные обрамления окон 1 и 2 этажей и лучковые перемычки над окнами полуподвала. Ризалит лестницы уже не имеет тяги в уровне перекрытия полуподвала. Такое же скромное оформление имеют все восточные и северный фасады, выходя-щие во двор. Их композиционное решение является следствием функциональной органи-зации внутреннего пространства: левый южный ризалит большого выноса с глухой вос-точной стеной "черной" лестницы противостоит слабо выраженному правому северному узкому ризалиту главной парадной лестницы. Эти ризалиты ниже центральной части так же, как фланги главного фасада, так как являются их пространственным продолжением. На северном ризалите имеется самое большое окно, освещающее парадную лестницу. Оно имеет оригинальную расстекловку, характерную для модерна с мелкой графичной разбив-кой верхней части. Оконные проемы средней повышенной части фасада разбиты анало-гично главному фасаду, и несут информацию о внутреннем пространстве с залами для клиентов в 1-м и 2-м этажах. Планировочная композиция четко функциональная и соответствует пространствен-но-декоративной композиции фасадов. В габаритах несущих и капитальных стен она оди-накова в полуподвале и этажах, состоит из прямоугольной в плане средней части и двух боковых частей трапециевидных в плане, слегка сдвинутых относительно центральной части, образующей ризалит главного фасада. Центральная часть разделена продольной несущей стеной на две половины; в северной части продолжение этой стены сдвинуто восточнее и является опорой для большой парадной лестницы, а в южной части находится на оси центральной продольной стены; западнее в боковых частях устроены еще несущие стены в продольном направлении; в южной части наружная восточная стена имеет про-должение; в северной части парой поперечных стен выделена лестница парадного входа; в южной части вдоль восточной стены устроена клетка "черной" лестницы. В полуподва-ле в центральной и южной частях большие помещения были разделены на комнаты лег-кими перегородками. Вход в полуподвал был организован со стороны двора, а также под парадной лестницей и из "черной" лестницы. В первом этаже северная часть занята лестницами и парадным вестибюлем. В цен-тральной части с восточной стороны расположен зал, а с западной - кабинеты управляю-щего банком и руководящего персонала. Юго-западный угол занимает помещение с коробовым сводом и распалубками над оконными проемами. Восточнее этого помещения имеется небольшая комната (такая пара помещений есть на всех трех уровнях). Вероятно, это были специально укрепленные кла-довые для денег и ценностей, а при них - комнаты охраны. Между ними и "черной" лест-ницей на 2-м и 3-м этажах устроены служебные комнаты и коридор, разделенные легкими перегородками. Среднюю часть второго этажа занимает большой операционный зал, со-стоявший из двух частей: восточная часть - для клиентов банка, а западная - для сотруд-ников. Они были разделены перегородкой с прилавком и стеклом с окошками для клиен-тов. Обе эти части операционного зала связаны широкими дверными проемами с помеще-ниями северной и южной частей и парадной лестницей. Наиболее насыщенное декоративное убранство стен и потолков сосредоточено в зоне для клиентов: в помещении лестницы парадного входа, вестибюле, в объеме большой парадной лестницы и в операционном зале. В кабинетах руководящих чиновников банка и залах 1 и 2 этажей имеются потолки, украшенные лепными композициями геометрическо-го и растительного орнамента. Коридор при кабинетах западной стороны центральной части имеет профилированные потолочные карнизы с падугами. Мотивы композиций де-кора частично заимствованы из классицизма и интерпретированы в духе модерна. Часть помещений имеет декор, свойственный модерну. В помещении лестницы парадного входа и парадном вестибюле в декоре стен использованы мотивы классицизма, примененные в композиции декора главного фасада: рустовка стен, филенки, меандр, фриз из листьев аканта, триглифы с каплями, а также всевозможные профили в тягах и карнизах. Наряду с этими элементами использованы орнаментальные композиции модерна в помещении ле-стницы парадного входа и в объеме большой парадной лестницы. Люнет над парадным входом сохранил подлинное деревянное заполнение фрамуги с волнообразной линией нижней обвязки на которой сохранились фрагменты декора мо-дерна в виде круглых накладок по углам. Наиболее пышную отделку имеет операционный зал. Для него первоначально были характерны прозрачность большого зального помещения, повышенная освещенность с запада и востока, наибольшая высота помещений. Зал разделен на две пространственные зоны мощной балкой перекрытия, соответствующей продольной несущей стене. Балка опирается на четыре столба. Этим делением обусловлен несколько различный подход к оформлению потолков и стен в пространственных зонах, имеющих разную функцию. Композиция декора обеих зон одинакова по структуре и графически связана с расположе-нием столбов, декор которых повторен на простенках наружных стен, а плафоны разделе-ны тягами на три части, решенные симметрично и оформленные филенками. Верхняя часть стены обнесена одинаковыми карнизными тягами с дентикулами и падугами по всему периметру и по сторонам центральной балки. На плафоне в центре ка-ждой филенки помещена розетка для люстры. Дверные проемы в капитальных стенах оформлены в виде порталов в духе модерна и имеют одинаковые дверные полотна с рез-ным растительным орнаментом, который повторен на дверях всех основных помещений и залов 1 и 2 этажей. На плафонах и стенах использованы одинаковые элементы. Так же как на фасаде, здесь применяется широкий набор элементов классицизма, стилизованных в духе модерна: филенки; различные тяги - профилированные в виде гирлянд, меандра и т.д.; дентикулы, капли, венки, розетки. Они органично и виртуозно вписаны в декоратив-ную композицию, выдержанную в целом в духе модерна. Наибольшая насыщенность декора наблюдается в восточной части в зоне клиентов банка, в западной части в зоне для сотрудников банка оформление потолка несколько проще. Полы в залах были паркетные, уложены в "елку"; в основных кабинетах - фигур-ный паркет; в остальных помещениях дощатые и цементные. Площадки лестницы парадного входа, полы вестибюля и площадки большой па-радной лестницы выложены цветной мозаичной цементной плиткой с одинаковым гео-метрическим орнаментом и бордюром в виде меандра. Перила парадной лестницы ажурные кованые, с растительным орнаментом в духе модерна, с точеными поручнями; ступени из дикого камня - известняка по металлическим косоурам. Низ площадок обработан тягами. Перила служебной и "черной" лестниц одинаковые кованые из квадратных в плане стержней и полосы, ступени из камня-известняка по металлическим косоурам. Низ пло-щадок "черной" лестницы обработан рустом. При входе в неё из двора устроен тамбур. На дверях в операционном зале и в малом зале первого этажа сохранились дверные ручки изогнутой формы из латуни (в количестве 8 штук); на дверях кабинетов 1-го и 2-го этажей - тоже латунные граненые прямые дверные ручки (в количестве 6 штук). Имеются еще две одиночных ручки - деревянная точеная на металлических держателях (одна) и литая с орнаментом металлическая (одна) на дверях кабинетов второго этажа. В здании действует первоначальная система вентиляции. Во многих помещениях и в коридорах имеются вентиляционные решетки-жалюзи, штампованные из тонкой жести со звездчатым рисунком отверстий и с полукруглыми рычажками устройства для закры-вания выхода в вентканал. Высота помещений в полуподвале - 2,8 м; в 1-м этаже - 3,7 м; в боковых частях 2-го этажа - 3,95 м; в центральной части в операционном зале - 5,4 м. Фундаменты - бутовые ленточные; стены - кирпичные; перегородки - дощатые (поздние - кирпичные); перекрытия подвала - кирпичные сводики по двутавровым метал-лическим балкам; перекрытия 1 и 2-го этажей - по деревянным балкам отепленные; кры-ша по деревянным стропилам, крыта железом; полы - паркет, цементная плитка, дощатые (позже - линолеум по доскам и паркету), цементные; окна - глухие и створные в 2 пере-плета; двери - филенчатые и с резным орнаментом; отделка - штукатурка, архитектурная лепнина, окраска. Общие габариты в плане: 40,0 м х 26,8 м.


Общие сведения

Один из лучших в Пскове образцов банковского здания, отражающий черты ретро-спективизма и модерна в русской архитектуре конца 1-го десятилетия ХХ в. Его облик отличается монументальностью и гармоничной уравновешенностью и соединяет в себе черты представительности и стабильности, выраженные приемами архи-тектуры классицизма и неудержимого стремления к новому, более прогрессивному, к по-вседневной красоте повседневной жизни путем переработки исторического наследия классицизма творческими методами модерна. В его объемно-пространственной композиции и декоре фасадов и интерьеров от-ражены характерные для модерна приемы четкой взаимосвязи всех архитектурно-художественных построений с функциональными требованиями. Виртуозное владение искусством декоративной орнаментации создает возможность выразительной передачи информации об особенностях и глубинной взаимосвязи внешнего облика здания с задача-ми его внутреннего пространства. Единственный в Пскове памятник архитектуры модерна, сохранивший до наших дней первоначальную гармоничную целостность объемно-пространственного решения и декора фасадов и интерьеров.


Предметы особой охраны
1. Объемно-пространственное решение здания банка в целом. 2. Фасады: 2.1. композиционное и архитектурно-декоративное решение. 2.2. расположение, форма, габариты проемов; 2.3. материал заполнения оконных проемов (дерево); 2.4. расстекловка оконных заполнений; 2.5. материал фасадной поверхности; 2.6. первоначальный колер фасадной поверхности (устанавливается в процессе рестав-рации); 2.7. декоративные элементы лицевого, боковых и дворового фасадов: фронтоны, кар-низы, карнизные тяги, штукатурные наличники декоративно оформленные пере-мычки оконных проемов, лепные декоративные элементы; рустовка; портал па-радного входа, аттики, столбики и решетки на крыше. 3. Габариты помещений полуподвала в пределах несущих и капитальных стен; конфигу-рация помещений; капитальные стены, основания и фундаменты; конструкции пере-крытий; кирпичные своды по металлическим балкам; расположение, форма и размеры дверных проемов в подлинных капитальных стенах. 4. Габариты помещений 1-го и 2-го этажей и их конфигурация; капитальные стены, под-линные перегородки; расположение, форма, размеры оконных и дверных проемов; конструкции, ступени и ограждения парадной и "черной" лестниц; своды с распалуб-ками и металлическими связями в помещениях кладовых ценностей. 5. Декоративное оформление помещений 1-го и 2-го этажей: 5.1. лепные карнизные потолочные тяги; 5.2. фигурная обработка углов дверных проемов; 5.3. лепной орнаментальный декор стен, потолков; 5.4. покрытие пола и лестничных площадок из каменной цветной орнаментальной плитки; 5.5. рисунок и материал паркета; 5.6. металлические штампованные решетки воздуховодов; 5.7. подлинные филенчатые и орнаментированные дверные полотна с подлинными коробками, навесами и латунными дверными ручками; 5.8. фрамуги; 5.9. остекленные проемы в стенах. 6. Материал и конструкция фундаментов, подлинных стен, перекрытий.

Линейные размеры
40.0 х 26.8 м

Группы документов
1900 - 1925

Состояние объекта
удовлетворительное

Комментарий к техническому состоянию
Территория участка, которую первоначально занимал банк, ныне почти не измене-на. Из построек, принадлежавших банку, сохранился только трехэтажный флигель, где жили служащие банка. Флигель переоборудован в диспансер. Ограда сохранилась частич-но южнее здания и въездных ворот, от которых осталась только часть пристенного креп-ления ворот с подставами для полотен, имитировавшего столбик; верхняя часть его с кро-велькой утрачена. Утрачен и другой столб ворот, который был квадратный в плане с 4-х скатной крышкой; рустован по штукатурке. Утрачены кованые ажурные полотна ворот. Изменения фасадов незначительны. Небольшая часть цоколя под окнами полупод-вала скрыта под асфальтом; утрачены полотна дверей парадного входа. При ремонтах крыши утрачена часть архитектурного убранства аттика, на котором было помещено название банка (утрачено); утрачен лепной декор столбиков ограждения крыши; утрачены все печные трубы и слуховые окна по южному фасаду; форма крыши, очевидно, изменена; утрачена система организованного водостока и, как следствие этого, , на большей части протяженности выносного карниза утрачен профиль, карниз зашит же-стью. На дворовом фасаде имеется поздний навес над входом в полуподвал; на северном ризалите - закрытая ныне дверь - след приспособления под кинотеатр в 1945 г. На боко-вом южном фасаде заложено одно окно полуподвала слева от входа в "черную" лестницу; дверное полотно входа в неё утрачено. На северной брандмауэрной стене имеется расте-санный оконный проем коридора полуподвала. Окраска фасадов не соответствует первоначальной. На открытках около 1910 г. лепной декор фасада выглядит несколько темнее стен. Орнаментальный декор фасада по-крыт многослойным набелом и утратил четкость изображения. На левом фланге главного фасада справа от парадного входа сбита часть декоративной штукатурки и декоративная перемычка над окном полуподвала. Во внутреннем пространстве имеются более серьезные перепланировки и передел-ки, связанные с неоднократным изменением функции. В подвале убраны легкие перегородки в западной и южной частях и вместо них сделано множество кирпичных перегородок для устройства музыкальных классов. В про-дольной несущей стене растесано два дверных проема. Лестница с первого этажа в подвал ремонтная, подлинная лестница, которая была в этом месте, не сохранилась. В первом этаже в помещении лестницы парадного входа застроены витражи, через которые освещалась лестница из соседних помещений. В западной части кабинет, выходящий на главный фасад, разделен легкими перего-родками на три помещения в начале 1990-х гг. В южной части также появилось несколько легких перегородок. Во втором этаже, при приспособлениях под музыкальную школу, помещение над лестницей парадного входа разделено легкими перегородками на две комнаты и коридор; поставлена печь. Подлинная печь у продольной стены и брандмауэра утрачена. Переделки в операционном зале банка были проведены в 1945 г. при устройстве кинотеатра. Зал был разгорожен легкой перегородкой между опорных столбов - часть, предназначавшаяся для клиентов банка, стала служить фойе, а часть, где размещались сотрудники банка, стала зрительным залом. Это деление сохраняется и ныне. У столбов в 1946 г. еще существова-ли печи, от одной из которых, на столбе сохранилась дверца отверстия для чистки дымо-хода; на другом столбе - след от такой же дверцы (печи не сохранились). Ныне все печи убраны, кроме одной поздней в северо-западном угловом помеще-нии. Дверные полотна с резным орнаментом в проемах, ведущих ныне из фойе в концерт-ный зал, перенесены сюда из других помещений. Часть лепного декора стен закрашена масляной краской с утратой рельефности изображения. Часть заполнений дверных и оконных проемов утрачена. В операционном зале, в части для клиентов (ныне - фойе) подлинный парке, уложенный в "елку" накрыт сверху поздним паркетом. В части опера-ционного зала для служащих подлинный паркет в "елку" закрашен масляной краской. В помещении кабинета 1-го этажа (ныне кабинет директора) подлинный фигурный паркет закрашен масляной краской. Большая часть полов накрыта линолеумом по паркетным и дощатым полам. В подвале заменено покрытие полов при ремонтах. Часть подлинных дверных ручек и фурнитуры утрачена. Цветные витражи в помещениях парадного входа, парадной лестницы и в операци-онном зале второго этажа поздние.

Реставрационные работы
реставрационные работы не проводились


Собственники/Пользователи
муниципальная



Персоны
Агапов А.А.
подрядчик на строительство

Карузин Е.П.
подрядчик на строительство

Гермейер Эдуард Александрович.
осуществлял контроль за строительством

Ильяшев Абрам Шимелевич
подрядчик на строительство


Библиография
ГАПО, ф.Р-2, оп.3, д.10, л.3; ф.Р-903, оп.1, д.78, л.537
Левин Н.Ф. Личный архив, историческая справка
Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Псков,, вып.1 с.74
Материалы ГП БТИ Псковской области.
Псковская правда., 06.01.1945 г.
Псковский вестник, 1918 г. № 20, 45
Псковский городской листок,
Псковский справочник 1923 г., с.6,16,32,66