-
Боковой северо-западный фасад. Общий вид.
-
Генплан
-
Главный фасад корпуса, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта. общий вид.
-
Главный фасад корпуса, ориентированного вдоль ул. Металлистов и боковой северо-восточный фасад. Общий вид.
-
Главный фасад корпуса, ориентированного вдоль ул. Металлистов. Общий вид.
-
Главный фасад крыла, ориентированного вдоль Октябрьского пр. Левый ризалит. Декоративное лепное панно между окнами 2-го и 3-го этажа.
-
Главный фасад крыла, ориентированного вдоль Октябрьского пр. Фрагмент.
-
Главный фасад крыла, ориентированного вдоль Октябрьского пр. Фрагмент. Окно 2-го этажа. Оформление подоконной ниши.
-
Главный фасад крыла, ориентированного вдоль Октябрьского пр.Фрагмент фасада между левым и центральным ризалитам.
-
Главный фасад крыла, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта. Балкон центрального ризалита. Фрагмент кованогоограждения.
-
Главный фасад крыла, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта. Фрагмент. Центральный ризалит
-
Главный фасад крыла, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта.Фрагмент. Левый ризалит.
-
Главный фасад крыла, ориентированного вдоль ул. Металлистов. Междуэтажная тяга и подоконная ниша 3-го этажа.
-
Главный фасад крыля, ориентированного вдоль Октябрьского пр.Фрагмент. Окно 3-го этажа центрального ризалита.
-
Главный фасад. Фрагмент. Угловой ризалит
-
Дворовый фасад. Общий вид
-
Дворовый фасад. Общий вид.
-
Дворовый фасад. Фрагмент. Крыло, ориентированное вдоль Октябрьскогопр.
-
Дворовый фасад. Фрагмент. Перекрытие двора-колодца
-
Интерьер черной лестницы. Фрагмент. Верхняя междуэтажная площадка перед входом на чердак.
-
Интерьер черной лестницы. Фрагмент. Перекрытие помещения тамбура.
-
Общий вид со стороны перекрестка Октябрьского пр. и ул.Металлистов
-
ориентированный вдоль Октябрьского пр. Фрагмент. Балкон 3-го этажа.
-
Парадная лестница. Фрагмент лестничного марша и площадки 2-го этажа.
-
План 1-го этажа
-
План 2-го этажа
-
План 3-го этажа
-
План подвала
-
Псков. Дом инженера Станкевича. Видовая открытка начала ХХ века. Копия
-
Псков.Кохановский бульвар. Видовая открытка начала ХХ века. Копия.
В 1876 году псковской городской Думой был утвержден план застройки городского места на шоссе от Сергиевских ворот до линии железной дороги. Предполагалось заменить существовавшую здесь бревенчатую посадскую застройку каменными обывательскими домами. В сентябре 1898 года псковский губернский инженер Станкевич Г.Ф. купил на перекрестке Кохановского бульвара (ныне Октябрьский проспект) и ул. Пановой (ныне ул. Металлистов) участок земли площадью 325 саженей для строительства собственного доходного дома. К окончанию строительного сезона 1904 года имущество Станкевича Г.Ф. было перевезено из съемной квартиры в собственный дом на Кохановском бульваре. Известно, что в 1906 году часть помещений в доме Станкевича Г.Ф. занимало губернское акцизное Управление. С начала второго десятилетия XX века в доме разместилась аптека «Кахановская», принадлежавшая провизору И.П. Розенбергу. К середине второго десятилетия XX века Станкевич Г.Ф. продал дом. В документах 1915 года здание уже фигурирует как дом «бывший Станкевича, ныне Карамышева». В 1917 году дом покупают в совместную собственность В.Г.Гродзинский и И.Ш. Изразлит. Из страховых документов, составленных в 1917 году, следует, что дом был каменным 3-х этажным, крыт железом. Длина крыла здания по Кохановскому бульвару равнялась 20 саженям, по ул.Пановой -13 саженям. Ширина и высота обоих крыльев была одинаковой: ширина - 8 саженей , высота - 7,5 саженей. В доме насчитывалось: печей голландских изразцовых - 27, русских- 8, круглых в железных чехлах - 16. Основную часть помещений дома сдавали под жилье. Исходя из того, что в здании ко времени его постройки были установлены 6 плит для приготовления пищи, столько же ватерклозетов, ванн и раковин, можно предположить, что первоначально в доме насчитывалось 6 квартир. Собственный доходный дом был не первой постройкой Станкевича Г.Ф. в Пскове. В 1902 году по его проекту было построено здание банка псковского уездного земства. (Октябрьский пр. Отдельные декоративные мотивы, примененные в фасадной отделке банка, были использованы Станкевичем Г.Ф. и при проектировании собственного доходного дома. Однако, в отличие от здания банка, фасады которого решались в неоренессансном стиле, в новой работе архитектор обратился к стилю модерн. Асимметрия, усложненная ритмика фасадов, новый декор резко выделяли дом Станкевича из архитектурной среды города начала XX века. Не случайно, «дом инженера Станкевича» вскоре после его постройки был запечатлен на нескольких видовых открытках, рекламирующих наиболее яркие достопримечательности дореволюционного Пскова. Композиция фасадов дома во многом определялась его местоположением. Угол постройки, обращенный в сторону перекрестка, был акцентирован цилиндрическим эркером. Башнеобразный объем эркера завершался витым шпилем, значительно возвышающимся над венчающим карнизом постройки. В завершении ризалитов использовались аттики с горизонтальными лепными барельефами. В уровне 2-го этажа эркер и примыкающие к нему ризалиты были композиционно объединены одним большим балконом. Ажурные кованые ограждения балкона контрастировали с поддерживавшими его мощными фигурными кронштейнами. Эркер был главной вертикальной доминантой в композиции здания. Роль дополнительных вертикалей играли разновеликие ризалиты обоих парадных фасадов, завершенные высокими аттиками. В настоящее время 1-й этаж здания занимает магазин женской одежды, аптека, мебельный магазин и ателье по пошиву одежды. В подвале под крылом, ориентированным вдоль ул. Металлистов, расположена мастерская по ремонту обуви. Станкевич Герард - Клеменс Фортунатовым - гражданский инженер. Выпускник Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров. Более 25 лет проработал на различных должностях в строительном отделении Псковского губернского правления. По его проектам в Пскове были построены: доходный дом Шпаковской, 1897 г.( ул. Ленина, 8), здание банка Общества взаимного кредита Псковского уездного земства, 1902 г.( Октябрьский пр.,8), доходный дом Сафьянщикова И.А., 1912 г. (Октябрьский пр., 18) и другие здания. Один из лучших архитекторов, работавших в Пскове в конце XIX - начале XX веков.
Дом находится в центральной части города Пскова на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Металлистов. Здание имеет два главных фасада. Парадный вход устроен со стороны Октябрьского проспекта. Дом каменный трехэтажный с подвалом под частью здания. В плане близок к «Г"- образному. Крыша вальмовая. Композиция юго-западного фасада, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта, асимметрична. Три разновеликих ризалита разбивают плоскость фасада на несколько частей. Каждый из ризалитов решен в одну ось и первоначально был завершен аттиком (сохранился лишь аттик левого ризалита). Композиция каждого из ризалитов самостоятельна. Центральный ризалит в уровне 1-го этажа имеет видимое расширение в нижней части, напоминающее пилон. Дверной проем парадного входа, расположенный в центральном ризалите, сохраняет лучковое завершение. В уровне 2-х верхних этажей углы ризалита закреплены рустованными лопатками, опирающимися на широкий междуэтажный пояс. В уровне междуэтажного пояса над парадным входом в здание располагается балкон. Габариты балконного дверного проема с примыкающими к нему одностворными оконными проемами повторяют габариты дверного проема парадного входа в здание. Балконное ограждение кованное, с повторяющимся мотивом кольца и пересекающим его по вертикали стебля растения со стилизованными листьями и небольшим цветком. В уровне 3-го этажа над балконом расположено окно, по форме напоминающее греческую букву «2» (омега). Оконный проем имеет рамочный профилированный наличник с замковым камнем. Подоконное пространство занимает ниша с профилированным наружным подоконником и расположенным под ним барельефным изображением четырех цветков розы. Плоскость стены по бокам от окна и над ним оформлена лепниной с мелким растительным орнаментом. На рустованных лопатках по обе стороны от окна расположены вертикальные лепные композиции, изображающие ветку пальмы, обвитую в основании лентой и имеющую в завершении маскарон в виде женской головки. Заглубленные части фасада, расположенные по обе стороны от центрального ризалита, имеют одинаковую композицию. Каждая из них построена в 3 осях. На каждой из осей расположены вытянутые по вертикали прямоугольные оконные проемы. Габариты окон одинаковы для всех этажей этой части фасада. В уровне 3-го этажа на центральной оси композиции расположен небольшой балкон. Пространство между оконными проемами оформлено рустованными лопатками, охватывающими два верхних этажа фасада. Лопатки имеют завершение в виде лепной зеркальной композиции из крупных листьев растения (кукурузы ?). Оконные проемы 1-го этажа оформлены штукатурным рустом и стилизованным веерным замком, центральный камень которого декорирован барельефом с растительным орнаментом. Подоконное пространство до уровня цоколя решено в виде неглубокой прямоугольной ниши, по ширине равной ширине окна. В верхней части ниши расположен широкий профилированный наружный подоконник (использован в оформлении всех подоконных ниш уличных фасадов). Подобным же образом - с использованием рустовки, замкового камня, подоконных ниш с наружными профилированными подоконниками - оформлены все оконные проемы уличных фасадов 1-го этажа здания. Оконные проемы 2-го и 3-го этажей не имеют наличников. Главную роль в их оформлении играет декор подоконных ниш с включенными в них лепными барельефами: с изображением женских головок в окружении стилизованных цветков лотоса в уровне 2-го этажа и с изображением стилизованного цветка розы в уровне 3-го этажа. Левый ризалит, самый узкий на фасаде, сохраняет высокий аттик, прорезанный трехчастным «оконным» проемом с лучковым завершением. Первый этаж ризалита в нижней части имеет небольшое трапециевидное расширение. В уровне 1-го этажа ризалита расположен прямоугольный оконный проем. Он оформлен так же, как все остальные оконные проемы 1-го этажа уличных фасадов. От двух верхних этажей 1-й этаж отделен широким междуэтажным поясом. Плоскость стены в уровне 2-х верхних этажей оформлена ленточным рустом. Узкий оконный проем 2-го этажа не имеет наличника. Пространство между окном и междуэтажным поясом оформлено гладкой нишей с профилированным наружным подоконником. Прямоугольный оконный проем 3-го этажа шире других окон ризалита. В его оформлении использован замковый камень и барельеф с изображением цветка розы в подоконной нише. Между подоконной нишей 3-го этажа и оконным проемом 2-го этажа расположено декоративное лепное панно со стилизованным изображением букета ирисов в центре. Часть фасада, расположенная у западного угла дома, имеет самостоятельную композицию, решенную в одну ось. В уровне 1-го этажа плоскость стены прорезает широкий прямоугольный оконный проем, оформленный так же как другие оконные проемы 1-го этажа. Над ним в уровне 2-го этажа находится балкон. По обе стороны от балконной двери расположены одностворные оконные проемы. Окна отделены от дверного проема узкими простенками- стойками. Подобные стойки использованы в оформлении трехчастного оконного проема 3-го этажа. Окно 3-го этажа имеет лучковое завершение. В декоре этой части фасада использованы мотивы, характерные для оформления центрального ризалита: рисунок кованого балконного ограждения, рустованные лопатки в уровне 2-х верхних этажей с расположенными на них лепными вертикальными композициями с мотивом пальмовой ветви и маскарона, лепнина над окном 3-го этажа, подоконная ниша с лепным барельефом и т.д. Правый ризалит фасада является частью композиции южного углового объема здания. В уровне 1-го этажа его прорезают два близко расположенных друг к другу одностворных оконных проема, оформленных рустом. Над ними в уровне 2-го и 3-го этажей находятся по одному широкому прямоугольному оконному проему. Углы ризалита в уровне двух верхних этажей закреплены рустованными лопатками, оформленными барельефами, повторяющими барельефы на лопатках центрального ризалита. Под окном 2-го этажа - широкий профилированный наружный подоконник, под окном 3-го этажа -ниша с барельефным изображением двух цветков розы. В завершении оконного проема 3-го этажа использован замковый камень. с растительным орнаментом. Подоконное пространство до уровня цоколя решено в виде неглубокой прямоугольной ниши, по ширине равной ширине окна. В верхней части ниши расположен широкий профилированный наружный подоконник (использован в оформлении всех подоконных ниш уличных фасадов). Подобным же образом - с использованием рустовки, замкового камня, подоконных ниш с наружными профилированными подоконниками - оформлены все оконные проемы уличных фасадов 1-го этажа здания. Оконные проемы 2-го и 3-го этажей не имеют наличников. Главную роль в их оформлении играет декор подоконных ниш с включенными в них лепными барельефами: с изображением женских головок в окружении стилизованных цветков лотоса в уровне 2-го этажа и с изображением стилизованного цветка розы в уровне 3-го этажа. Левый ризалит, самый узкий на фасаде, сохраняет высокий аттик, прорезанный трехчастным «оконным» проемом с лучковым завершением. Первый этаж ризалита в нижней части имеет небольшое трапециевидное расширение. В уровне 1-го этажа ризалита расположен прямоугольный оконный проем. Он оформлен так же, как все остальные оконные проемы 1-го этажа уличных фасадов. От двух верхних этажей 1-й этаж отделен широким междуэтажным поясом. Плоскость стены в уровне 2-х верхних этажей оформлена ленточным рустом. Узкий оконный проем 2-го этажа не имеет наличника. Пространство между окном и междуэтажным поясом оформлено гладкой нишей с профилированным наружным подоконником. Прямоугольный оконный проем 3-го этажа шире других окон ризалита. В его оформлении использован замковый камень и барельеф с изображением цветка розы в подоконной нише. Между подоконной нишей 3-го этажа и оконным проемом 2-го этажа расположено декоративное лепное панно со стилизованным изображением букета ирисов в центре. Часть фасада, расположенная у западного угла дома, имеет самостоятельную композицию, решенную в одну ось. В уровне 1-го этажа плоскость стены прорезает широкий прямоугольный оконный проем, оформленный так же как другие оконные проемы 1-го этажа. Над ним в уровне 2-го этажа находится балкон. По обе стороны от балконной двери расположены одностворные оконные проемы. Окна отделены от дверного проема узкими простенками- стойками. Подобные стойки использованы в оформлении трехчастного оконного проема 3-го этажа. Окно 3-го этажа имеет лучковое завершение. В декоре этой части фасада использованы мотивы, характерные для оформления центрального ризалита: рисунок кованого балконного ограждения, рустованные лопатки в уровне 2-х верхних этажей с расположенными на них лепными вертикальными композициями с мотивом пальмовой ветви и маскарона, лепнина над окном 3-го этажа, подоконная ниша с лепным барельефом и т.д. Правый ризалит фасада является частью композиции южного углового объема здания. В уровне 1-го этажа его прорезают два близко расположенных друг к другу одностворных оконных проема, оформленных рустом. Над ними в уровне 2-го и 3-го этажей находятся по одному широкому прямоугольному оконному проему. Углы ризалита в уровне двух верхних этажей закреплены рустованными лопатками, оформленными барельефами, повторяющими барельефы на лопатках центрального ризалита. Под окном 2-го этажа - широкий профилированный наружный подоконник, под окном 3-го этажа -ниша с барельефным изображением двух цветков розы. В завершении оконного проема 3-го этажа использован замковый камень. Угол здания, ранее занимаемый эркером, скошен. Решен в одну ось. Благодаря повторяющимся элементам декора, в настоящее время он объединяет оба уличных фасада здания в единое композиционное целое. Композиция юго-восточного фасада, ориентированного вдоль улицы Металлистов, близка к симметричной. Состоит из трех частей. На флангах фасада расположены ризалиты, по 2 оси каждый. Левый ризалит является частью композиции, оформлявший угол здания и сохраняет декор, характерный для правого ризалита юго-западного фасада. Исключение составляют оконные проемы 2-го этажа, в подоконных нишах которых расположены лепные барельефы с изображением женских головок в окружении цветков лотоса. Композиция правого ризалита обнаруживает близость к композиции левого ризалиты юго-западного фасада. В уровне 1-го этажа ризалит имеет трапециевидное расширение в нижней части. Плоскость стены в уровне 2-х верхних этажей, отделенных от 1-го этажа широким гладким междуэтажным поясом, оформлена ленточным рустом. Подоконные ниши 2-го этажа декорированы профилированными наружными подоконниками. Оформление подоконных ниш 3-го этажа дополнено барельефами с изображением цветков розы. Аттик в завершении ризалита по рисунку близок к сохранившемуся аттику левого ризалита фасада парадного входа в здание. Между двумя ризалитами юго-восточного фасада расположена 3-х осевая композиция, повторяющая одну из композиций, расположенных по обе стороны от центрального ризалита юго-западного фасада. Габариты оконных проемов центральной части юго-восточного фасада характерны для всех окон данного фасада. Все части уличных фасадов имеют общие горизонтальные элементы композиции: низкий ступенчатый цоколь и венчающий карниз с модульонами. Кроме того, к горизонтальным элементам композиции относятся широкий фриз (применен на заглубленных частях фасадов и не использован на ризалитах) и междуэтажный пояс под окнами 3-го этажа, прерываемый вертикалями лопаток (отсутствует на левом ризалите юго-западного фасада и правом ризалите юго-восточного фасада). Большинство горизонтальных элементов богато декорированы лепниной. Междуэтажный пояс оформлен цветочной лепной гирляндой, обвитой лентой. По широкому фризу «разбросаны» ветки с мелкими цветами. Модульоны декорированы стилизованными листьями аканта. В отличие от построек предыдущего периода, все элементы лепного декора выделены более темным цветом, чем цвет основной плоскости фасада. Композиция бокового северо-восточного фасада состоит из двух частей. Правая часть фасада несколько шире левой и значительно выдвинута вперед. Обе части решены в одну ось, которой соответствует ряд одинаковых оконных проемов, не имеющих декоративного оформления. Горизонтальные элементы фасада ограничены низким цоколем и ступенчатым венчающим карнизом. Дворовый фасад дома складывается из трех основных частей, каждой из которых соответствует отдельный «черный» вход в здание. Композиция каждой из частей строится на ритме оконных проемов, включающих в себя окна междуэтажных лестничных клеток и окна жилых этажей здания. На дворовом фасаде крыла, ориентированного вдоль ул.Металлистов, вход находится на крайней оси слева. Над входом - окна лестничной клетки. Справа от входа на двух осях расположены близко отстоящие друг от друга двухстворные окна жилых помещений. На крайней оси справа фасад прорезают узкие одностворные оконные проемы. Такие же оконные проемы расположены по 4 осям в глубокой нише, расположенной на стыке двух дворовых фасадов. Эта узкая ниша в форме цилиндра, повторявшая в плане габариты эркера главного фасада, призвана была играть роль небольшого двора-колодца, освещавшего помещения, примыкавшие к внутреннему углу дворового фасада. Композиция дворового фасада крыла, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта, складывается из двух частей. Правая часть в 3 оси решена в виде ризалита, выдвинутого в сторону дворовой территории. Вход в подъезд расположен на крайней оси слева. Справа от него по двум осям плоскость стены прорезают близко расположенные друг к другу окна квартир. Левая заглубленная часть фасада решена в 4 оси. Вход также находится на крайней оси слева. Справа от него по 3 осям расположены окна квартир. Окна лестничных клеток, за исключением окон верхней междуэтажной лестничной площадки, по высоте превышают остальные окна дворового фасада. Декор на дворовом фасаде отсутствует. Горизонтальные элементы представлены низким цоколем и профилированным венчающим карнизом. Боковой северо-западный фасад решен в 2 оси. Габариты оконных проемов, расположенных на каждой из осей, повторяют габариты основных окон дворового фасада. Декор отсутствует. Горизонтальные элементы композиции те же, что на дворовом фасаде. Планировка дома сохранилась в габаритах капитальных стен. Помещение парадного вестибюля, расположенного на 1-м этаже в центре юго-западного фасада, соединялось с помещением парадной лестницы. Последняя примыкала к дворовому фасаду здания. На каждую из лестничных клеток парадной лестницы в уровне 2-го и 3-го этажей выходили по две квартиры. Парадные помещения квартир располагались вдоль уличных фасадов. Со стороны дворовых фасадов были расположены хозяйственные помещения и комнаты прислуги. К дворовым фасадам здания примыкали и объемы лестничных клеток «черных» входов в здание. На лестничную клетку «черной» лестницы в пределах каждого из этажей выходила дверь одной квартиры. Все лестницы в доме каменные, положенные на металлические закрытые косоуры. Ограждения деревянные из точеных балясин с деревянными поручнями. Под зданием находятся два подвала, не связанные друг с другом. Вход в помещения подвалов был устроен из лестничных клеток «черных» входов (заложены). Сохранилось первоначальное перекрытие помещений подвала кирпичными сводиками по металлическим балкам. Такие же сводики использованы в качестве междуэтажных перекрытий на «черной» лестнице со стороны северо-восточного бокового фасада. Высота помещений: подвала - 2,15 м; 1-3 этажей - 3,9 м. Фундамент - бутовый ленточный; стены - кирпич; перегородки - кирпичные, дощатые; перекрытия - деревянные; крыша - шифер; полы - линолеум, плитка, дощатые; двери - деревянные филенчатые, железные; окна - одно-двух- трех-створные. Общие габариты в плане: крыло по Октябрьскому пр. - 40,6 м х 16, 9 м крыло по ул. Металлистов - Дом жилой доходный Станкевича Г.Ф.
Дом имеет важное градостроительное значение, закрепляя перекресток Октябрьского проспекта и улицы Металлистов. Пример крупного доходного дома с большими комфортабельными квартирами в застройке дореволюционного Пскова. Яркий образец стиля модерн архитектуре Пскова. Одна из лучших авторских работ*псковского губернского инженера Станкевича Г.Ф.
ЦГИАЛ ф. 611 оп. 1 д. 231 152
ГАЛО ф. 50 оп.1 д. 845 л. 4
ГАПО ф. 50 оп. 380 л. 1 об.- 2
Кремлев Б. Древний и настоящий г.Псков. Путеводитель по г.Пскову и его окрестностям... СПб., 1906,, 28
Материалы ГП БТИ Псковской области.
Новикова Н.Н. Прибалтийское влияние в архитектуре Пскова второй половины XIX - начала XX века., Сб. «Псков в российской и европейской истории» М., т. 2, 409
Памятная книжка Псковской губернии на 1911 – 1912 годы. Псков, 1910, 152
«Псков на старых открытках», Псков, 2004, 128-129