На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Дом жилой

Адреса уточненные
Псков г./Октябрьский пр-кт, 40

Категория охраны
выявленный объект культурного наследия

Историческая справка

Дом № 40 по Октябрьскому проспекту (тогда Пролетарскому бульвару), на углу ул. Гражданской построен в 1952 - 1953 годах. (2) трестом "Горжилкоммунстрой" (1). Дата сдачи дома - 1955 г., приведенная М.Л. Каган-Розенцвейгом (1), представляется ошибочной, т.к. во всех других источниках указывается дата - 1953 г. Чертежи дома в деле БТИ также выполнены в 1953 г. (6) Автор проекта - Алексей Афанасьевич Ларкин в это время был главным архитектором проектной мастерской "Псковоблпроект" (3). Им было разработано индивидуальное решение фасадов дома с применением типовых жилых секций. По воспоминаниям инженера М.Л. Каган-Розенцвейга, Ларкин трижды заново переделывал фасады дома, чтобы добиться простого и сдержанного решения. "Отступив от ставшей традиционной во Пскове окраски карнизов в белый цвет и покрасив его более интенсивным тоном цвета окраски всего фасада, архитектор Ларкин добился того, что простой и радостный фасад жилого дома стал еще более свежим… его светло-коричневая окраска, контрастирующая с зеленью деревьев, нравилась всем" (1). Все лепные элементы декора разработаны автором проекта (2). В 1-м этаже предусмотрены помещения предприятия общественного питания - диетическая столовая (ныне кафе "Черская") и детский сад - ясли. Ныне часть квартир 1-го этажа используются как офисы. Проект этого дома был еще раз переделан автором и применен при постройке жилого дома № 7 по ул. Ленина в 1954 - 1956 гг. В доме № 40 по Октябрьскому проспекту в 1953 г. семья Ларкиных получила квартиру, в которой до сих пор живет вдова архитектора Л.Н. Ларкина. Мемориальная доска в память архитектора Алексея Афанасьевича Ларкина, работавшего в Пскове с 1946 года, была установлена на главном фасаде дома лишь 40 лет спустя после его смерти в 1996 году. В этом доме жили и работали известные в Пскове архитекторы-реставраторы Борис Степанович Скобельцын и Всеволод Петрович Смирнов, в память которых на фасаде дома также установлены мемориальные доски в 1996 и 1997 г.г. Ларкин Алексей Афанасьевич. (17 марта 1912, д. Степаново Рязанской губ. - 2 марта 1958, Псков) Архитектор, восстанавливал послевоенный Псков. Окончил Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (1936) и АХ (1939). В годы Вов воевал на Дальнем Востоке. В 1946 г. приехал в разрушенный Псков, поступил на работу в архитектурно-планировочную мастерскую при гл. архитекторе города начальником, затем гл. архитектором мастерской. С 1951 г. - гл. архитектор "Облпроекта". С 1955 г. - начальник отдела по делам архитектуры Псковской области. Успешно решал творческую задачу сохранения баланса между новой застройкой и древней архитектурой в исторической части города. Творчество А.А. Ларкина определило облик центра Пскова. Под его руководством была осуществлена реконструкция Пролетарского бульвара и Октябрьской улицы (с 1959 г. Октябрьский проспект), ул. Некрасова, Гоголя, Ленина, Вокзальной. Ларкин - руководитель восстановления зданий в центре города: кинотеатра "Победа", драмтеатра им. А.С. Пушкина, корпуса ПГП на ул. Советской, школ № 1,11. Им был реконструирован Дом Советов - проект портика с колоннами гл. вода (1948). Ларкин - автор проектов крупных общественных зданий - Дома профсоюзов по ул. Советской, здания горисполкома (гор. Администрация), Дома политпросвещения (корпус ПГПИ) по ул. Некрасова, а также жилых домов на Октябрьском проспекте № 10, 14, 19, 29 (повторен на Рижском пр., 14) № 40 (повторен на ул. Ленина,7), углового дома по ул. Советской, 1 (магазин "Малыш". Строительство кинотеатра "Октябрь", навязанное архитектору, сыграло в его жизни трагическую роль (1958). Занимался худ. творчеством: графика, резьба по дереву, скульптура. Член Союза архитекторов с 1948 г. На доме, где жил Ларкин (Октябрьский пр., 40) установлена мемориальная доска (1998). Скобельцын Борис Степанович. (30 апреля 1921, Санкт-Петербург - 13 ноября 1995, Псков). архитектор-реставратор, художник-фотограф, Почетный гражданин Пскова (1995) Фронтовик, воевал в истребительном авиационном корпусе, дошел до Берлина. После демобилизации учился в Ленинградском инженерно-строительном институте. В Псков приехал в 1955 г. для работы в Псковской спец. науч.- реставрационной производственной мастерской. Автор проектов реставрации памятников архитектуры в Пскове и области: часовни на Мироносицком кладбище, прясла стены вдоль р. Великой от Власьевской башни до ул. Профсоюзной, церкви Николы со Усохи (интерьеры), церкви Николы в с. Устье Псковского района. Руководил консервационными и противоаварийными работами с частичной реставрацией на объектах Крыпецкого монастыря, церкви Рождества Богородицы в Порхове, трапезной церкви с колокольней в д. Малы Печорского района. Вел работы по реставрации крепости в Порхове и противоаварийные и реставрационные работы в бывшей усадьбе Строгановых в Волышове. С нач. 1960-х гг. активно занимался художественной фотографией. Прошли выставки в Пскове, Арзамасе, Москве, Ленинграде. Работы хранятся во многих музеях страны. Издал фотоальбомы по архитектуре Пскова и Новгорода. На доме (Октябрьский пр., 40), где жил Б.С. Скобельцын, установлена мемориальная доска (1996) Смирнов Всеволод Петрович. (2 апреля 1922, Удомельский р-н Тверской губ. - 21 января 1996, Псков). Архитектор-реставратор, художник. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (1949) и АХ (1955). В Псков приехал в 1955. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской науч.- реставрационной мастерской, главным архитектором и директором. В соавторстве с В.А. Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, св. Николы Чудотворца в г. Острове и в с. Пустое Воскресение. В 1950-1960-х гг. (совместно с М.И. Семеновым) провел реставрацию стен и башен Псково-Печерского монастыря. С 1967 г. Смирнов посвятил себя возрождению кузнечной ковки. Его работы: прапоры на башнях Псковского кремля и Печерского монастыря, 23 декоративные композиции для зданий Пскова, СПб, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. Автор монументальных произведений: памятник на могиле Неизвестного солдата (1974), памятник "Партизанская слава" (1984) на пл. Победы в Пскове и др. Участник ВОВ, дошел до Берлина. Участник выставок произведений живописи и графики в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии, пять из них - персональные. Член Союза архитекторов и Союза художников. В 1996 г. принято решение об организации музея архитектора Смирнова В.П. по ул. К. Либкнехта, 16. на доме, где жил Смирнов В.П. установлена мемориальная доска (1997).


Основные архитектурные особенности

Дом расположен на Октябрьском проспекте на пересечении с ул. Гражданской. Представляет собой каменную "Г"-образную в плане 4-х этажную с подвалом постройку с вальмовой крышей, крытой шифером, примыкающую вплотную к 5-ти этажному дому по ул. Гражданской. Главным протяженным фасадом дом выходит на "красную" линию Октябрьского проспекта. Архитектурная композиция фасада решена в 19 осях на основе осевой симметрии. Все композиция фасада разделена на две части относительно центральной оси, решенной нейтрально. Ведущую роль в композиции фасада играют центральные оси каждой из двух половин фасада. Они выделены в первом этаже неглубокими ризалитами с парадными входами (в кафе и детский сад), оформленными в виде портала широким профилированным наличником и крупным сандриком. В уровне 2 и 3 этажей - имитацией ризалита с двумя рустованными пилястрами, увенчанными профилированным карнизом, широким профилированным обрамлением проемов окна 2-го этажа и балконной двери 3-го этажа, и балконом между пилястрами в уровне 3-го этажа; в уровне 4-го этажа ось подчеркнута декором окна - лучковым сандриком и профилированным обрамлением с "ушками", имитирующими кронштейны для сандрика; верхняя часть решена с разорванным венчающим карнизом, где ось отмечена слуховым окном с восьмигранным перспективным обрамлением, и венчающим всю вертикальную композицию фигурным аттиком со сложнопрофильным карнизом. По сторонам этих центральных осей через две оси выделены второстепенные оси, подчеркнутые балконами в уровне 3 и 4 этажей и оформлением балконной двери 4-го этажа прямым сандриком и обрамлением с "ушками", как на основной оси. В центре фасада две второстепенные оси и аналогично оформленная центральная ось фасада создают своеобразный композиционный центр, заполняющий центральную часть фасада. Углы фасада закреплены рустованными лопатками в уровне трех верхних этажей. Горизонтальные составляющие композиции фасада представлены цоколем с профилированным кордоном; фактурной рустовкой стены 1-го этажа, венчание которой выполнено в виде гладкого фриза и профилированной карнизной тяги в уровне подоконников окон 2-го этажа; пунктирной горизонталью из прямых сандриков, венчающих оконные проемы 2-го этажа, а также профилированным венчающим карнизом большого выноса с множеством фигурных кронштейнов, играющих роль дентикул, и квадратных цветочных розеток. (При ближайшем рассмотрении эти кронштейны также напоминают триглифы, а розетки - метопы). Оконные проемы 1-го этажа сверху отмечены крупными имитациями замковых камней; под окнами - филенки, по сторонам которых помещены кронштейны (подобные кронштейнам венчающего карниза) "поддерживающие" профилированный подоконник. Под частью окон правой стороны фасада эти композиции имеют спаренные кронштейны. Все окна вышележащих этажей имеют профилированные подоконники и обрамление усложняющееся в зависимости от их роли в композиции фасада. Балконы из армированного бетона с литыми фигурными деталями: кронштейнами с торцами консольных балок, оформленными филенками, ограждением с балясником и горизонтальными элементами с карнизным профилем. В декоративном оформлении фасада большую роль играют лепные орнаментальные элементы, усиливающие звучание декора на главных осях фасада: гирлянды из лавровых листьев, увитые лентами; композитные капители с волютами и листьями, и пятиконечными звездами - дань военно-патриотической теме; а также ленты иоников под карнизами в уровне 4-го этажа и на аттиках. Парадный вход в помещение сада - яслей сохранил подлинные филенчатые дверные полотна. Боковой северо-восточный фасад, выходящий на ул. Гражданскую решен в 6 осях, также с делением на две части и выделением двух ведущих осей на фасаде. Эти оси оформлены аналогично второстепенным осям главного фасада. Основные элементы композиции такие же, как на главном фасаде. Юго-западный торец имеет только одну ось с оконными проемами, приближенную к левому углу. Углы фасада также оформлены рустованными лопатками, которые охватывают оде стороны угла и переходят на дворовый фасад. Дворовые фасады решены по упрощенному варианту, где лестничные клетки отмечены неглубокими ризалитами на всю высоту, из декора имеются угловые рустованные лопатки, карнизная тяга под окнами 2-го этажа, венчающий карниз (без кронштейнов), филенки под окнами и профилированные подоконники. Ограждение крыши выполнено из металлических профилей, сварное с орнаментом в виде квадратов и диагоналей. Планировочная композиция составлена из одной угловой и трех рядовых жилых секций с лестницами и сблокированными санузлами и кухнями со стороны двора. В квартирах, выходящих на главный фасад, кухни и санузлы не блокируются с соседними квартирами. В рядовых секциях находятся 2-х комнатные квартиры, а в угловой 3-х и 4-х комнатные. В первом этаже в угловой секции расположено кафе, а в противоположном торце - детский сад - ясли; средняя часть занята квартирами, как на вышележащих этажах. В подвале часть помещений используется как подсобные для кафе, часть помещений оборудована в качестве укрытий гражданской обороны; часть помещений разгорожена на сараи для квартир. Входы в подвал организованы из лестничных клеток и один из двора в угловую секцию. Внутренние входы со двора в лестничные клетки сохранили первоначальные филенчатые однопольные дверные полотна. Такие же полотна были и на всех входах в квартиры. Лестницы железобетонные по открытым металлическим косоурам. Перила лестниц сохранили первоначальные чугунные литые орнаментальные элементы ограждения и деревянный точеный поручень. В части интерьеров квартир и в помещениях сада - ясель сохранились потолочные карнизы в виде падуг и слабо выраженного рельефа. Высота помещений: подвала - 2,15 м; 1-го этажа - 2,95 м; 2-го этажа - 3,00 м; 3-го 2,95 м; 4-го - 3,00 м. Фундаменты ленточные из бутового камня; стены кирпичные; перегородки деревянные; перекрытия чердачное, междуэтажные и подвальное - деревянные отепленные; крыша - деревянная стропильная система; кровля - шифер; полы дощатые; окна - двойные створные; двери филенчатые, отделка внутренняя - штукатурка, побелка, окраска, обои; отделка наружная - штукатурка, окраска. Общие габариты в плане: 71,10 м х 19,00 м; ширина корпуса - 14,05 м.


Общие сведения

Один из наиболее ярких примеров творческого подхода архитектора к решению задачи сочетания индивидуального решения фасадов и принципов типового проектирования в послевоенном восстановлении г. Пскова в 1950-х годах. Отражает приемы формального историзма, характерного для архитектуры СССР в 1930 - 1950-е годы. Исторически связан с жизнью и творчеством псковских архитекторов А.А. Ларкина, В.П. Смирнова, Б.С. Скобельцына.


Предметы особой охраны
Объемно-пространственная композиция дома. Планировочная композиция дома. Архитектурная композиция фасадов. Элементы декора фасадов. Конструкции фундаментов и стен. Габариты дверных и оконных проемов. Расстекловка оконных и балконных проемов. Филенчатые дверные полотна парадного входа в сад-ясли и внутренних дверей лестничных клеток.

Линейные размеры
71,10 м х 19,00 м; ширина корпуса - 14,05 м.

Состояние объекта
среднее

Комментарий к техническому состоянию
Дом в процессе эксплуатации претерпел некоторые изменения. В 1992 г. к северо-западному торцу были пристроены лоджии в связи со строительством на соседнем участке 5-этажного жилого дома. Окна северо-западного фасада переделаны в двери. В 2000 г. внесены частичные изменения в северо-восточный и юго-восточный фасады: из оконного проема (2-го от угла) сделана дверь, окно (1-е от угла) увеличено по высоте до кордона цоколя. Окна и дверь получили заполнения из металлопластика без сохранения первоначальной расстекловки. Часть оконных заполнений вышележащих этажей также получили новые заполнения из металлопластика с нарушением расстекловки и цвета переплетов. Переделан вход в подвал со стороны двора в часть, занимаемую кафе. Над входами в подъезды со стороны двора установлены поздние зонты. На дворовом фасаде утрачена большая часть профилированного венчающего карниза. В 1-м этаже в интерьерах несколько раз переделана планировка, в кафе и детском саду (к которому добавлена квартира № 24) разобрана часть прежних перегородок, добавлены новые. В квартирах убраны дровяные колонки-титаны, поставлены газовые колонки. В детском саду разобраны кирпичные плиты, заменены на электропечь и две газовые плиты. В интерьерах частично утрачены лепные карнизы потолков, а также первоначальные дверные заполнения. Первоначальная окраска фасадов не сохранилась

Собственники/Пользователи
муниципальная