-
г.Псков, ул.Советская. 62 Общежитие инструментального завода. 1957 г. Главный фасад. Фото ноябрь 2006 г.
-
г.Псков, ул.Советская. 62 Общежитие инструментального завода. 1957 г. Дворовый фасад. Фото ноябрь 2006 г.
-
г.Псков, ул.Советская. 62 Общежитие инструментального завода. 1957 г. Фрагмент дворового фасада. Эркер парадной лестницы. Фото ноябрь 2006 г.
-
г.Псков, ул.Советская. 62 Общежитие инструментального завода. 1957 г. Торцовый южный фасад. Фото ноябрь 2006 г.
-
г.Псков, ул.Советская. 62 Общежитие инструментального завода. 1957 г. Фрагмент главного фасада. Окно 1-го этажа. Фото ноябрь 2006 г.
-
г.Псков, ул.Советская. 62 Общежитие инструментального завода. 1957 г. Фрагмент главного фасада. Окно 2-го этажа. Фото ноябрь 2006 г.
-
г.Псков, ул.Советская. 62 Общежитие инструментального завода. 1957 г. Фрагмент интерьера 1-го этажа. Лепные потолочные тяги. Фото ноябрь 2006 г.
-
г.Псков, ул.Советская. 62 Общежитие инструментального завода. 1957 г. Генплан.
1 этаж - магазины
Квартал, в котором располагается постройка, в средневековье находился на территории Окольного города вблизи Великих ворот. С ХV века данный участок принадлежал женскому Старо- Вознесенскому монастырю. Во второй половине ХV века Старое Вознесение было традиционным местом встречи князей и владык при вступлении их в город. Здесь псковичи встречали князя Александра Черторизского (1456 г.), сына великого князя, Юрия Васильевича (1460 или 1461 г.) архиепископов Иону(1469 г.), Геннадия (1486 г.), наместников великого князя Семиона Романовича (1469), Александра Владимировича Ростовского (1496 г.). В 1472году до Старого Вознесения провожали царевну Софью Палеолог, отправлявшуюся в Москву через Новгород(1). Монастырь просуществовал до своего закрытия в 1920- х годах. Ко времени закрытия Вознесенскому женскому монастырю на перекрестке улиц Застенной (ныне Свердлова) и Великолуцкой (ныне Советской) принадлежало два каменных храма, колокольня, каменные жилые корпуса и целый ряд построек хозяйственного назначения. Въезд на территорию монастыря был устроен со стороны улицы Великолуцкой через каменные ворота, находившиеся на месте, которое сейчас занимает дом № 62 по улице Советской. Основная часть монастырских построек до сих пор сохраняется в глубине квартала между улицами Советской и Свердлова. Дом № 62 по улице Советской был построен в 1957 году как общежитие для работников псковского инструментального завода. К 1952 году крупнейшие псковские предприятия достигли довоенной мощности, а объем валовой продукции составил 103 процента довоенного. В местной промышленности, наряду с традиционными перерабатывающими предприятиями, стали появляться заводы, связанные с машиностроением и металлообработкой. Одним из первых в Пскове в 1953 году было начато строительство инструментального завода. Уже в 1958 году инструментальный завод был преобразован в машиностроительный. Основой его продукции стало оборудование для предприятий химической промышленности, изготавливавших искусственное волокно. Для работы на предприятии требовались квалифицированные рабочие и инженерные кадры, которые готовились в Москве и Ленинграде (2). Для их размещения и было построено первое крупное рабочее общежитие на улице Советской. В начале 1960-х годов в комнатах 2-го и 3-го этажей временно размещались студенты и преподаватели исторического и географического факультетов Псковского педагогического института. В 1990-х года общежитие было передано на баланс Домоуправления № 5. Тогда же в часть помещений подвального и первого этажей приспособили под бар и магазин. В настоящее время подвалы не используются и доступ к ним закрыт.
Здание расположено на улице Советской, главным фасадом ориентировано вдоль красной линии улицы. Здание каменное 3-этажное с подвалом, прямоугольное в плане с выступающим трехгранным объемом лестничной клетки в центре дворового фасада. Крыша вальмовая. Архитектурная композиция главного фасада построена на основе центрально- осевой симметрии. Фасад решен в 13 осей. Горизонтальные элементы композиции представлены штукатурным цоколем с кордоном в форме полувала, широким выносом венчающего карниза с модульонами и фризом с поясом иоников. На углах фасада - стены без проемов. Центральная ось акцентирована парадным входом и балконами в уровне 2-го и 3-го этажей. Вход оформлен в виде портала, фланкированного с двух сторон рустованными раскрепованными лопатками. Перед входом широкое каменное крыльцо в 3 ступени. Композицию портала завершает балкон в уровне 2-го этажа здания. На углах балкона установлены прямоугольные блоки-пилоны, в центре и по бокам от которых расположены фигурные балясины. Все элементы балконного ограждения выполнены из бетона. По обе стороны от балконных дверей - узкие одностворчатые оконные проемы, расположенные над лопатками парадного входа. Композиция центральной оси в уровне третьего этажа повторяет композицию второго этажа, однако балконные ограждения здесь заменены более легкими из гнутых металлических прутьев. Подобное оформление характерно для всех остальных балконов здания. Балконы расположены на всех осях главного фасада в уровне 2-го и 3-го этажей, в особом ритмическом порядке, напоминающем шахматный (над оконным проемом находится дверной и наоборот). В уровне 3-го этажа балконные проемы доминируют над оконными. Все окна главного фасада имеют прямоугольную форму. Оформление окон 1-го этажа постройки одинаково на всех четырех фасадах здания. Оконный проем обрамлен профилированным наличником. Подоконная полочка поддерживается двумя кронштейнами в виде валют с листьями аканта. Заглубленное пространство под окном, ограниченное подоконником, кордоном цоколя и кронштейнами, оформлено квадратной филенкой. Оконные проемы 2-го и 3-го этажей имеют одинаковые ступенчатые подоконники с двумя зеркально развернутыми валютами и подвеской - серьгой в виде бутона между ними. Перед всеми окнами в уровне 2-го и 3-го этажей размещены невысокие металлические ограждения для установки цветочных ящиков. Южный торцовый фасад решен в 3 оси. Горизонтальные элементы композиции повторяют горизонтальные элементы уличного фасада. Центральная ось в уровне 2-го и 2-го этажей акцентирована балконами сквозных коридоров. Окна 1-го и 2-го этажей имеют рамочные наличники, окна 3-го - без наличников. Пространство под подоконной полочкой у окон 1-го и 2-го этажей оформлено так же, как и на главном фасаде. Подоконники 3-го этажа имеют по бокам по одной подвеске, по форме напоминающие дентикулы. Со стороны улицы к фасаду примыкает каменный прямоугольный в плане столб въездных ворот во двор (утрачены). Композиция дворового фасада симметрична и решена в 17 осях. Горизонтальные элементы композиции проще, чем трех других фасадах. Венчающий карниз и подкарнизный фриз не имеют лепного декора. Штукатурный цоколь с кордоном в форме полувала, следуя за изменяющимся рельефом участка, понижается в направлении с юга на север. Центральная ось дворового фасада выделена объемом трехгранного эркера. Средняя грань эркера имеет три ряда двухстворчатых окон, боковые грани - узкие одностворчатые окна. Композицию эркера завершают небольшие оконные проемы круглой формы. Подобные же проемы располагаются над вертикалями лестничных клеток на 2-й и 16-й осях фасада. Над входами в подъезды - сандрики в виде полочки. Балконы на дворовом фасаде находятся на осях подъездов и в уровне 3- го этажа основного объема здания. Все окна 2-го и 3-го этажей, расположенные между входами в подъезды, имеют ступенчатые подоконники с металлическими ограждениями для установки цветочных ящиков. Балконные проемы и часть окон 3-го этажа имеют рамочные профилированные наличники. Северный торцовый фасад повторяет композицию южного фасада, за исключением поздней пристройки входа в подвал. Основное поле стены оштукатурено краской охристых тонов. Все элементы декора выделены побелкой. В основу планировки положена коридорная система, наиболее часто используемая в постройках подобного типа. Вестибюль парадного входа с холлами в двух этажах над ним и объем центральной лестницы делят здание на два крыла. Сквозной коридор освещается с обоих торцов здания. По обе стороны коридора располагаются жилые комнаты. Туалеты, ванные и кухни сгруппированы у торцов здания со стороны дворового фасада. Свободная расстановка межкомнатных перегородок определила различные размеры жилых комнат здания. Помещения парадного вестибюля и двух примыкающих к нему комнат понижено по отношению к другим помещениям 1-го этажа (за счет отсутствия в этой части дома подвала). Входы в подвал устроены из боковых лестничных клеток. Лестницы железобетонные двухмаршевые по металлическим открытым косоурам. Лестничные ограждения из металлических сварных прутьев с деревянными точеными поручнями. Вдоль всех капитальных стен идут потолочные тяги с лепным орнаментом "лилии". В интерьере сохраняются деревянные филенчатые двери различного рисунка. Высота помещений: 1-го - 3-го этажей - 2,9 м. Фундаменты - ленточные, бутовые; капитальные стены - кирпичные; перегородки - деревянные, кирпичные; перекрытия - деревянные; крыша - деревянные стропила, железо; полы - дощатые; окна - двойные створные; двери - филенчатые и простые деревянные, металлические; наружная отделка- штукатурка, побелка; внутренняя отделка- штукатурка, побелка, обои. Общие габариты в плане: 55,07 м. х 13,6м
Фиксирует красную линию одной из старейших улиц Пскова. Один из первых образцов рабочего общежития, возведенных в городе в период активизации промышленного производства в конце 1950- начале 1960-х годов. Пример использования отдельных художественно переосмысленных мотивов и композиционных схем архитектуры классицизма в застройке Пскова 1950-х годов.
Материалы ГП БТИ Псковской области.
Псков. Очерки истории. Лениздат. 1971,, с.331- 332