На первую страницу На первую страницу
2/13
Наименование объекта уточненное
Кинотеатр "Октябрь".

Уточненная датировка архитектуры
1958 г.

Адреса уточненные
Псков г./Ленина пл, 3

Категория охраны
выявленный объект культурного наследия

Типология
Памятник архитектуры

Современное использование
Кинотеатр

Историческая справка

Постройки главных административной и торговой площадей Пскова, размещавшихся исторически южнее Кремля, были значительно разрушены в годы войны (1941 - 1945 гг.). В начале 1950-х годов вопрос о застройке центральной площади г. Пскова, названной Советской становился жизнью все острее, однако, сложность и ответственность решения затрудняла принятие вариантов генплана и определение крупных общественных зданий, которые по своим объемам и значению подходили бы для оформления центральной площади города и могли бы замкнуть перспективу с Рижского шоссе. В 1953 г. был проведен конкурс на выбор места для здания Пединститута. В этом конкурсе выявились и стали определенными отдельные градостроительные положения проектирования пространства площади. Определилось место здания Пединститута, замкнувшего перспективу главной магистрали Завеличья - тогдашнего Рижского шоссе (ныне - Рижский проспект). В то время весь рельеф территории площади постепенно понижался к р. Великой; не было Власьевской башни и примыкающих к ней участков стены с воротами - выходом на набережную р. Великой. В низине перед Кремлем стояли только сравнительно невысокие здания Приказной палаты и Консистории. Большинством архитекторов, в том числе и участниками конкурса, площадь решалась закрытой с трех сторон. Четвертая сторона была связана с ответственными и сложными работами по памятникам архитектуры Кремля и Довмонтова города. В 1954 году академиком И.Э.Грабарем было утверждено проектное задание реконструкции Псковского Кремля, которым предусматривалась не только реставрация стен, но и возведение вновь по документальным данным на сохранившемся фундаменте Власьевской башни. Высокие башни, восстановленные стены, Приказная палата и Консистория в сочетании с озеленением могли бы со временем стать ограничением главной городской площади с северной стороны, создающим ни с чем не сравнимую великолепную панораму архитектурных памятников Псковского Кремля. В 1955 г. были заложены фундаменты углового пятиэтажного дома (ныне ул. Советская, № 1/3), вставшего на месте разрушенного во время войны прежнего здания Городской думы (1915 г., арх. Э.А. Гермейер), после революции ставшего Домом Красной Армии. Постепенно, шаг за шагом решался сложный вопрос о главной площади города, но в 1957 году дело приняло совершенно неожиданный оборот. В 1957 г. Псков получил деньги на строительство нового широкоэкранного 2-х зального кинотеатра на 800 мест. Для строительства был выбран типовой проект и псковский областной архитектор А.А. Ларкин определил место его привязки - на Профсоюзной улице, у спуска к р. Великой, примерно против нынешнего здания научной областной библиотеки. Был разработан эскизный проект постройки. Но тогдашний секретарь обкома М.Я. Катунников, который "по идеологическим соображениям", вопреки протестам общественности, решил поставить его на площади, противопоставив Троицкому собору. Тогдашний главный архитектор города с идеей категорически не согласился по сугубо профессиональным мотивам: типовой проект не предусматривал, что здание будет обозреваться со всех сторон, оно предназначалось для постановки в квартале. Главного архитектора уволили и обязали Ларкина привязать здание там, где оно стоит сейчас. (1) 16 мая 1957 г. вышло Решение Псковского Горисполкома о разрешении строительства на Советской площади кинотеатра Псковской конторой кинофикации. (3) Проект пришлось основательно переработать, так как однофасадное здание оказалось теперь просматриваемым со всех сторон, в том числе и с западного, выходящего на реку фасада. Ларкин, по мере возможности, стремился учесть это при переработке фасадов. Выходы из залов были перенесены на задний фасад. Декоративные фонари тоже явились попыткой как-то украсить обозреваемые со всех сторон глухие плоскости. Но самым тяжелым последствием строительства кинотеатра стало то, что из-за устройства высокой насыпи под его массивны объем, в яме оказались и Приказная палата и построенная на сохранившихся фундаментах Власьевская башня; был изменен исторически сложившийся рельеф одной их самых старых площадей города. Оказалась в значительной степени закрыта панорама Псковского Кремля. (1) Проект был согласован с Областным отделом по делам архитектуры от 9 декабря 1957 г. за № 361. (3) Стройка велась ускоренными темпами: чертежи приходилось выдавать "по ходу", нарушая все правила. Ларкин, который вынужден был вести строительство, работал под большим давлением со стороны местной администрации. (1) Проект был зарегистрирован Государственным Архитектурно-строительным контролем от 9 июня 1958 г. за № 22, когда здание уже было построено. (3) А.А. Ларкин очень тяжело переживал сложившуюся ситуацию. К тому же в журнале "Архитектура СССР" появилась статья, где вся вина за сделанное возлагалась на Ларкина. Вскоре он тяжело заболел - сдало сердце, и попал в больницу, а когда выписался, узнал, что уволен с должности начальника Областного отдела по делам архитектуры (2). 5 марта 1958 года после двух перенесенных инфарктов, на 46-м году жизни Алексей Афанасьевич Ларкин умер. Ушел из жизни талантливый архитектор, много и честно потрудившийся над восстановлением памятников и послевоенной застройкой Пскова. На доме, где он жил, лишь спустя 40 лет установили мемориальную доску. По поводу здания кинотеатра, находившегося в собственности Областного отдела кинофикации, и на строительство которого было затрачено 1 867 600 рублей (3), долгое время областные и городские руководители, включая первого секретаря обкома КПСС, говорили: "Снесем".(1) Генпланом Пскова 1973 г. здание также было приговорено к сносу; в Проекте зон охраны исторического центра г. Пскова, выполненном в 1991 году институтом "Ленгипрогор", кинотеатр "Октябрь" был признан диссонирующим объектом, подлежащим сносу. Однако, жизнь показала, что исправить эту градостроительную ошибку пока не представляется возможным. В январе 2003 г. здание кинотеатра на 25 лет сдали в аренду фирме "Белая Русь плюс" и клубу "Супер". (3)


Основные архитектурные особенности

Здание кинотеатра находится в историческом центре г. Пскова. Занимает северо-западный угол центральной городской площади им. В.И. Ленина. Оно расположено у пересечения трех крупных городских магистралей, соединяющих центр города с Запсковьем и Завеличьем. - ул. Л. Поземского, переходящей в ул. Советскую и Рижского проспекта. Поставлено на насыпном холме и заслоняет своим внушительным объемом часть панорамы Кремля - Власьевскую башню, крепостную стену и здание Приказной палаты. Главным восточным фасадом здание выходит на ул. Л. Поземского, южным боковым фасадом развернуто к Рижскому проспекту, западный задний фасад обращен к реке Великой, а северный боковой фасад к кремлевской стене и Приказной палате. Здание каменное, состоит из двух объемов прямоугольных в плане: 2-х этажного с вальмовой крышей и двухсветного с двухскатной крышей; под каждым из этих объемов имеется подвал. Объемно-пространственная композиция здания построена по принципу центрально-осевой симметрии. Композиция главного фасада также решена в осевой симметрии в 5 осях. Архитектурная композиция главного фасада напоминает структуру трехпролетной триумфальной арки с мощными пилонами. Центральная часть решена с двумя крупными лопатками, с полукруглыми в плане выемками в центре, на высоту двух этажей, между которыми размещены широкие оконные проемы; "пилоны" флангов решены с двумя лопатками и ложными окнами, низ которых оформлен профилированной полочкой и филенкой. Центральная ось фасада выделена слабо - только проемом парадного входа, который первоначально был заполнен двумя филенчатыми остекленными двойными полотнами (утрачены); по сторонам парадного входа в уровне 1-го этажа устроены парные оконные проемы в декоративном обрамлении: окна 1-го этажа украшены сверху филенками с гирляндами, а простенок между ними - филенчатой пилястрой "ионического" ордера; композиция увенчана фризом с дентикулами. Все это несколько утяжеляет нижний этаж, по сравнению с верхним, где расположены одинаковые большие трехстворчатые окна с фрамугами, имеющими мелкую расстекловку (распространенную в модерне) и профилированную подоконную полку, а также трехчастные филенки под окнами. Горизонтальными элементами композиции являются штукатурный цоколь с кордоном в виде полки прямоугольного сечения и сложнопрофильное венчание, имитирующее антаблемент, состоящий из профилированной тяги - "архитрава"; "фриза" с поясом дентикул и карниза, поддерживаемого литыми бетонными кронштейнами, украшенными листьями аканта. Плоскость лопаток имеет рустовку, имитирующую каменную кладку из крупных блоков. Боковые фасады решены одинаково, композиционно разделены на две части, фиксирующие двухэтажное и двухсветное пространство интерьеров. Двухэтажная часть решена асимметрично и отражает функциональное зонирование внутренних помещений габаритами и формой оконных проемов. Асимметричным центром композиции здесь выступает вертикаль с входом и окном служебной лестницы, которая делит композицию на две части, решенные различно: слева участок стены с окнами, справа - лопатки на высоту 2-х этажей; между ними устроены ниши, в которых размещены оконные проемы. Слева вверху два небольших шестигранных окна, ранее освещавших служебные туалеты 2-го этажа. Под этими окнами расположено большое трехстворчатое окно, освещающее фойе 1-го этажа перед входами в зрительные залы; под ним - два окна подвала. Правую часть фасада занимают большие окна с фрамугами, освещающие фойе 2-го этажа, под ними трехстворчатые окна, освещающие туалеты для посетителей и кабинеты администрации. Под этими оконными проемами первого этажа имеются филенки, оформленные фигурными кронштейнами, поддерживающими подоконные полки. Окна подвала и шестигранные окна туалетов имеют профилированное обрамление. Горизонтальные элементы композиции этой части фасада такие же, как на главном фасаде. Двухсветная часть боковых фасадов значительно ниже и решена композиционно нейтрально, по сравнению с двухэтажной частью. Она равномерно расчленена лопатками, между которыми устроены крупные ложные окна с профилированными подоконными полками и филенками в нижней части. Цоколь такой же, как на главном фасаде, а профилированный карниз намного проще. Поверхности стен и лопаток фасада рустованы, как на главном фасаде. Над ложными окнами двухсветной части имеется рустовка, имитирующая прямую каменную перемычку. Западный задний фасад решен по симметрично-осевой схеме. Он построен в 5 осях с тремя крупными лопатками, обозначенными на всю высоту фасада и в тимпане фронтона, завершающего композицию. Ось симметрии закреплена средней лопаткой со спаренными проемами выходов из зрительных залов. В тимпане фронтона ось подчеркнута нишей с лучковым верхом и профилированным обрамлением. Внутри ниши помещены решетки для забора воздуха, под которыми помещены волюты. Между лопатками огромные ниши сверху украшены гирляндами и круглыми розетками с изображением серпа и молота и пятиконечных звезд. Над этим лепным фризом в тимпане фронтона помещены круглые отверстия слуховых окон. В нижней части крайних лопаток имеются выходы из зрительных залов. Все дверные проемы выходов отмечены прямыми сандриками. Цоколь и венчающий карниз такие же, как на двухсветной части боковых фасадов. Планировочная композиция решена также в системе центрально-осевой симметрии и соответствует структуре фасадов. Парадный вход с большой площадкой крыльца, с тремя направлениями движения. На углах площадки на ступенчатых постаментах установлены фонари с чугунными орнаментированными стволами и белыми матовыми шаровидными плафонами. Парадный вход с тамбуром (утрачен) ведет в кассовый вестибюль, по сторонами которого расположены кассы и помещения администрации. Во втором вестибюле в центре - широкая лестница, ведущая в фойе перед зрительными залами, по сторонам которой симметрично расположены две лестницы, ведущие в фойе 2-го этажа. По сторонам вестибюля под лестницами - входы в туалеты. За туалетами расположены служебные лестницы с входами из фойе 1-го этажа и с улицы. Фойе первого этажа длинное, освещено с торцов большими окнами, из него устроены 4 входа в два зрительных зала. У противоположной стены зрительных залов расположены эстрады (первоначально полукруглые, одна из них утрачена, другая переделана), над которыми были установлены экраны. За экранами имелись воздуховоды, подававшие воздух из подвала в зал, а между ними - небольшие помещения (вероятно, венткамеры; ныне эти пространства переделаны в туалеты). В этой же стене устроены по два выхода из залов на улицу. В уровне 2-го этажа расположено большое фойе с помещениями буфетов по сторонам; в пространство вестибюля и фойе 1-го этажа это фойе выходит балконом. Между служебными лестницами и зрительными залами над фойе 1-го этажа расположены кинопроекционные. В подвале под двухэтажной частью располагались мастерские и хозяйственные помещения с входом из вестибюля 1-го этажа и со служебной лестницы. Под двухсветной частью располагались венткамеры и каналы для транспортировки и подогрева воздуха. В интерьере вестибюля и фойе 2-го этажа сохранились ограждения центральной лестницы с балясником и широкими точеными перилами. Это же ограждение применено на балконе фойе 2-го этажа. В интерьере фойе 2-го этажа сохранились сложнопрофилированные карнизы потолков с орнаментом из листьев лотоса и лепной декор несущих балок перекрытия и столбов каркаса, состоящий из каннелюр и круглых розеток с орнаментом в виде цветка. Капители столбов украшены пояском растительного орнамента. На потолке фойе и над лестницей помещены розетки с растительным орнаментом, из центра которых опускались светильники (не сохранились). Карнизы потолков со сложным профилем сохранились в служебной лестничной клетке. Здесь также сохранились ограждения лестниц с элементами геометрического орнамента и деревянными точеными перилами. Лестницы со сборными бетонными ступенями по открытым металлическим косоурам. В интерьерах служебных лестниц сохранились первоначальные батареи отопления. В интерьерах зрительных залов частично сохранилось первоначальное убранство: в южном зале - потолок, украшенный профилированными деревянными рейками и с первоначальными вентиляционными решетками. Здесь сохранились падуги потолка и каннелированная верхняя часть стены зала, отделенная от нижней части стены широкой профилированной тягой. Портал сцены оформлен гирляндой. В северном зале также сохранилась часть первоначального убранства: гирлянда на портале, карнизная тяга и каннелированный верх стены; эстрада переделана по образцу первоначальной, но слегка выдвинута вперед. Высота помещений подвала - 3,37 м; 1-го этажа (фойе) - 3,16 м; 2-го этажа (фойе) - 5,11 м. Фундаменты бутовые столбчатые; стены кирпичные; перегородки кирпичные и дощатые; перекрытия деревянные отепленные; крыша - деревянная стропильная система; кровля - железо; полы - дощатые, паркетные, метлахская плитка; окна двойные створные; двери филенчатые; внутренняя отделка - штукатурка, побелка, окраска; наружная отделка - штукатурка, окраска. Общие габариты в плане: 26,9 х 46,7 м.


Общие сведения

Памятник грубейшей градостроительной ошибки конца 1950-х годов, совершенной по идеологическим мотивам, вопреки здравому смыслу, желанию автора проекта и всей культурной общественности г. Пскова. Последний проект выдающегося псковского архитектора А.А. Ларкина, поднявшего из руин и построившего заново большую часть зданий г. Пскова конца 1950-х гг. Первый и единственный в Пскове двухзальный широкоэкранный кинотеатр, отражающий приемы архитектуры формального историзма конца 1950-х годов.


Предметы особой охраны
1. Объемно-пространственная композиция. 2. Архитектурная композиция фасадов; габариты и размещение оконных и дверных проемов, ниш, расстекловка оконных переплетов. 3. Декор фасадов: профили карнизов, тяг, сандриков, обрамления проемов; капители и базы пилястр, гирлянды, кронштейны; рустовка стен и т.д. 4. Планировочная композиция этажей. 5. Декор интерьеров: профили тяг и реек обшивки потолка, каннелированный верх стен, форма эстрады, форма и обрамление вентрешеток потолка зрительных залов. Лепной декор потолка фойе 2-го этажа и потолка над лестницей; балюстрада ограждения и перила парадной лестницы; карнизы потолков служебных лестниц; ограждения и перила служебной лестницы и т.д. 6. Конструкции оснований, фундаментов, стен. 7. Конструкции гранитных ступеней крыльца парадного входа. 8. Конструкции и декор фонарей у парадного входа в здание.

Линейные размеры
26,9 х 46,7 м

Группы документов
после 1950

Состояние объекта
удовлетворительное

Комментарий к техническому состоянию
Ныне здание имеет частичные незначительные изменения на фасадах и частичные изменения в планировке внутренних помещений, а также в убранстве интерьеров. В основном, диссонанс в восприятие архитектуры фасадов вносит самовольная замена заполнений окон без учета первоначальной расстекловки на современные пакеты из металлопластика, никак не сочетающиеся с архитектурой здания кинотеатра. Так заменена часть окон на южном боковом, восточном главном и северном боковом фасадах. На главном фасаде появились новые стеклянные двери, заменившие прежние филенчатые дверные полотна. Филенчатые дверные заполнения служебных входов на боковых фасадах заменены на глухие железные двери, поставленные заподлицо с фасадной стеной. На южном боковом фасаде окна подвала слева от служебного входа заложены, а такие же окна на северном фасаде потеряли профилированное обрамление. На северном боковом фасаде над ступенями служебного входа устроен поздний зонт. На площадке парадного крыльца появилось мощение из современной бетонной "брусчатки". Первоначально ступени и площадки в чередовании доходили до проезжей части улицы. Ныне благоустройство перед зданием переделано. У южной стены кинотеатра устроен поздний навес из легких металлических конструкций для сезонного кафе. На лопатках северного фасада в уровне 1-го этажа появились поздние вентрешетки, имеются места отбитой штукатурки. В здании имеются подвижки несущих конструкций, в результате которых образовались значительные трещины в месте примыкания входной 2-хэтажной части и зальной двухсветной части, стоящих на подвале. В начале 2000-х годов были проведены работы по укреплению фундаментов, трещины законсервированы. В интерьерах подвала, 1-го и 2-го этажей произведены частичные перепланировки помещений, а также внесено чуждое архитектурному стилю здания оформление интерьеров. Выполненное без участия специалистов, оно воспринимается случайными фрагментами и разрушает целостное восприятие интерьеров входной части и фойе, каковым оно было первоначально. Паркетные полы фойе утрачены. В зрительных залах заменена обшивка стен и потолка, а в северном зале заменен весь потолок. К настоящему времени демонтировано оборудование системы отопления и вентиляции, располагавшееся в помещениях подвала, откуда свежий и подогретый воздух нагнетался мощными насосами в зрительные залы. Подогрев воздуха происходил от больших тэнов, располагавшихся в подвале у западной стены залов. По словам очевидцев, это оборудование производило много шума, мешавшего просмотру фильмов. Демонтированы также тамбуры, которые были при входе в зрительные залы. В фойе 2-го этажа устроено позднее окно в подсобное помещение между кинопроекционными и металлическая лестница в это помещение.

Собственники/Пользователи
муниципальная



Библиография
Каган-Розенцвейг М.Л. Записки строителя. Псков, 2001,, с.49-52
Материалы ГП БТИ Псковской области.