В 1902 г. на средства государственной Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги были выстроены на станции Великие Луки железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов /ныне - локомотиво-вагоноремонтный завод - ЛВРЗ/. Мастерские вместе с паровозным депо входили в единый тяговый участок, расположенный на перекрестке двух больших магистралей Николаевской и Москово-Виндаво-Рыбинской. Железнодорожники Великих Лук, составляющие к 1905г. 60% пролетариата Псковской губернии /в мастерских было свыше 2.000 рабочих и служащих/, оказались в быстрине революционных событий. 10 января 1905г. взрывом гневного возмущения и протеста рабочие мастерских ответили на зверский расстрел царскими войсками мирной демонстрации рабочих в Петрограде 9 января. В мастерских и депо начался сбор средств на забастовку. 3 февраля 1905г. рабочие мастерских забастовали. Стачечный комитет выработал 17 пунктов требований к администрации: 8-часовой рабочий день, увеличение заработной платы, безопасности забастовщикам и выдача им зарплаты, организация училищ для детей мастеровых, свобода слова и печати, собраний к союзов. Забастовка продолжалась несколько дней и закончилась лишь тогда, когда требования рабочих были частично удовлетворены. 1 мая 1905 г. в ответ на героическую вооруженную борьбу пролетариата польского города Лодзи железнодорожники Великолукских мастерских на своих митингах приняли решение в знак солидарности с польским пролетариатом присоединиться к решению Всероссийского железнодорожного союза о подготовке к всероссийской политической стачке железнодорожников. Руководил митингом врач железнодорожной больницы Василий Васильевич Булычев. 11 октября 1905 г. началась забастовка рабочих мастерских и узла. 19 октября к рабочим присоединилось 400 учащихся Великолукского технического железнодорожного училища. Свыше тысячи железнодорожников и учащихся вышли на демонстрацию. На красном знамени было написано: "Долой самодержавие!" Манифестанты подверглись нападению полиции и черной сотни, избивались саблями, прикладами, дубинками, сбрасывались с моста в реку, где добивались камнями. 8 декабря 1905г. великолукские мастеровые и паровозники организовали забастовку. Многие рабочие были вооружены. Отпечатаны воззвания с призывом к вооруженной борьбе с царизмом. Делегации рабочих великолукских мастерских выехали на станции Западная Двина, Ржев, Новосокольники, Дно для объединения сил. Железнодорожники разоружали военные комендатуры станций и железнодорожную охрану. Повсеместно было остановлено движение поездов и прервана телеграфная связь. Царское правительство жестоко подавило революционное выступление великолукских железодорожников. Руководители забастовки инженеры-паровозники Кректышев и Курлин, мастер Михайлов, токарь Табачников, слесарь Тимошев, токарь Кузнецов, всего 17 человек, были арестованы.
Главным обществом российских железных дорог на займы французского акционерного общества в 1902 году были построены железнодорожные мастерские в Великих Луках. Мастерские состояли из 14 цехов. Здания из красного кирпича. В Великую Отечественную войну были разрушены. В 1946 году восстановлены в первоначальном виде. В 1958 г. выстроены 4 новых цеха. 14 восстановленных цеха ныне все действующие, представляют одноэтажные здания со стеклянными фонарями, в которых работают цеха действующего завода. Здание реконструировалось с частичные сохранением существующих стен, металлических форм по металлическим прогонам.. Между бывшим инструментальным цехом и литейным произведена пристройка и надстройка существующих стен. Здание в плане имеет неправильную форму, в пределах 40,6 х 30, 36,0 х 56,0 и 56,0 х 28,5 метров с бытовыми помещениями и следующими отделениями производственного характера 1. Чугунолитейное отделение 2. Землеприготовительное отделение 3. Формовочно-заливочное отделение 4. Выбивное отделение стального литья 5. Плавильное отделение 6. Стержневое отделение Стены пристраиваемой части здания выполнены из красного кирпича на сплошном растворе с расшивкой швов. Цоколь на высоту 600 мм отштукатурен цементным раствором. Покрытие выполнено из сборных железобетонных плит по серии ПК-01-83. Кровля из трехслойного рубероидного ковра по утеплителю. Производственные помещения освещены через металлические фонари, оконные проемами и лампами дневного света. Оборудованы элективными системами отопления и вентиляции. В существующих стенах сохранены оконные проемы прямоугольной и сводчатой формы. Корпус ремонта дизельпоездов. До реконструкции здание было в плане в размерах 68,0 х 42,0 метра. После реконструкции здание имеет неправильную форму размером в пределах 384.0 х 72.0 метров. В старых помещениях сохранены металлические колонны, металлические формы. Кровля сохранена из асбофанеры. В новых помещениях применены различные прогрессивные конструкции, изделия и материалы: установлены железобетонные двухветвенные колонны по серии КЭ-01-52. Формы металлические пролетом 24,0 мм. По формам уложены сборные железобетонные плиты по серии ПК-01-111. Кровля из трехслойного рубеноидного ковра по утеплителю В торцах здания стены выполнены из красного кирпича с облицовкой силикатным кирпичем. Продольные стены выполнены из керамзитобетонных панелей. Внутри помещений кладка стен выполнена под затирку швов и окрашена известковым раствором. Для освещения использованы металлические фонари, оконные переплеты ленточные производственного типа, ампы дневного освещения. Помещения оборудованы современными эффективными системами отопления и вентиляции. Из архитектурных решений - применены ступенчатые парапеты, карнизные и парапетные плита. Здание относится ко 2 классу. Высота здания 14.4 метра. Здание тепловозоремонтного цеха в стадии реконструкции. Вместо двух существовавших пролетов строятся три пролета размером в плане 41,58 x 103,1 метров. При строительстве применяются различные прогрессивные конструкции, изделия и материалы. Для освещения использованы металлические фонари по серии ЗЖ-01-126,оконные переплеты производственного типа, лампы дневного света. Помещения предусмотрено оборудовать эффективными системами отопления и вентиляции. Каркас здания выполняется по сборным железобетонным двухветвенным колоннам по серии КЭ-01-32. Кладка стен ведется из кирпича с расшивкой швов. Кладка стен выше цоколя выполняется из отборочного кирпича с чистыми лицевыми поверхностями и гранями. Цокольная часть кладки здания на высоту 600 мм выполняется под штукатурку. Внутренние поверхности кирпичных стен в производственных помещениях возводятся под затирку швов. По сборным железобетонным колоннам укладываются сборные железобетонные формы пролетом 24.0 метра по серии ПК-01-129\68 В качестве перекрытия по формам укладываются сборные железобетонные плиты по серии ПК-01-III. Кровля из трехслойного рубероидного ковра по утеплителю. На отметке 9,24 по сборным железобетонным подкрановым балкам по серии КЭ-01-5О предусмотрен кран грузоподъемностью 5 тонн пролетом 22,5 метра. Из архитектурных решений - предусмотрены ступенчатые парапеты. Здание относится ко 2 классу. Высота здания 14.7 м.
Локомотиво-вагоноремонтный завод - место организованных классовых выступлений рабочих Псковщины, поднявшихся в 1905 г. на политическую борьбу против самодержавия.
ЦГАОР, д.1350,ч.58
ЦГИАЛ, ф.1282, оп.1, д.712, д.36
ЦГИАМ, ф.ДП-00, д.4, ч.50; д.7027