На первую страницу На первую страницу
2/11
Наименование объекта уточненное
Церковь Троицы

Уточненная датировка архитектуры
1558-1577

Адреса уточненные
Гдовский район/Доможирка д

Категория охраны
объект культурного наследия федерального значения

Типология
Памятники архитектуры

Современное использование
Действующая церковь

Документы о принятии под охрану
Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка

Письменные источники не содержат прямых упоминаний об истории создания, заказчиках, и строителях церкви Троицы в с. Доможирка. В псковских летописях, в связи с событиями Ливонской войны 1558 г., упоминаются близкие к Доможирке населенные пункты - Козлов Брод (Козлов Берег) и Скамья. Подробное освещение летописями военных событий 1558 г. на побережье Чудского озера, на р. Нарове, и отсутствие при этом упоминания о селе Доможирка, дают основание предполагать, что до возведения Троицкой церкви его не существовало. Церковь Троицы могла быть построена в период между июнем 1558 и 1577 годами; на этот период указывает надпись на колоколе, отлитом для Троицкой церкви в Доможирке: "Года 7 - 5 (?) июля в день лит сей колокол живоначальной Троице и вознесению Пречистой Девы и святой мученицы Прасковьи по прозванию Пятница в Доможирке в правление царя и господина Великого князя Ивана Васильевича всея Руси повелением слуги Божия Ждана Андреевича Вешнякова. А делал мастер Логин Семенов сын". (1) По надписи на колоколе год его создания точно не устанавливается, но по ряду косвенных сведений о деятельности мастера Логина Семенова, колокол мог быть отлит в 1558, 1567 или 1577 гг. к вновь построенной или уже существующей церкви Троицы. Имя воеводы Ждана Вешнякова упоминается также в Никоновской летописи под 1558г., в связи с взятием укрепленного городка Сыренска (6 июня 1558г.) объединенным войском Ивана IV: "А в Сыренску государь оставити велел Павла Заболоцкого да Ждана Вешнякова, а с ними детей боярских да стрельцов, и нарядом и всеми крепостьми устроити велел" (3), и за август 7066 (1558) г: "Того же месяца писали к царю и великому князю из Лаюса-города Павел Заболоцкой да Ждан Вешняков: шли оне из Сыренска по государеву велению к Ракобору". (3) В Писцовых книгах под 1627 г. записано: "село Доможирка у Чюцкого озера, а в селе церковь каменная во имя Святые Великомученицы Парсковеи от войны немецких людей стоит бес пения не освящена"". (4) Запись вновь свидетельствует о статусе Доможирки как о владельческой усадьбе с церковью, заброшенной в Смутное время, как и многие порубежные населенные пункты северо-запада. Владельцы села на этот период не выявлены. Сведений о селе Доможирка, его владельцах и церкви Троицы в XVII-XVIIIвв. не выявлено. На протяжении XIXв. в церкви производились ремонтно-строительные работы, но церковные документы, в которых они фиксировались, были уничтожены в пожаре 1900г. О строительных работах XIXв. известно из книги П.П.Покрышкина "Церкви псковского типа XV-XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове", изданной в 1907г. По сведениям Покрышкина в 1822 г. к древнему притвору церкви была пристроена трехъярусная колокольня со шпилем (5), опиравшаяся своей восточной стеной на западную стену притвора (6). Судя по фотографиям храма, сделанным Покрышкиным до пожара 1900 г., в это же время древние восьмискатные покрытия были заменены на четырехскатное (четверик) и трехскатные (приделы). Косвенным подтверждением того, что строительные работы продолжались до 1841г., является сообщение об освящении престолов Доможирской церкви: "Антиминс Троицкого престола освящен митрополитом Ионою 1841 г. августа 24. Антиминс в приделе Параскевы освящен Венедиктом 1835 г. декабря 7-го". Пожар 1900 г. "уничтожил все деревянные части церкви: крыши, весь внутренний церковный наряд и архив". (5) В результате пожара обнажились голосники, находящиеся в кладке центрального купола. Вероятно, пожар повлиял на состояние несущих конструкций церкви, т.к. было принято решение о разборке купола и пары восточных столбов (?) (5). В 1901 г. гражданский инженер П. Трофимов, видимо, по заказу церковнослужителей, составил "План на перестройку Доможирской Троицкой церкви Гдовского уезда". (7) и к лету 1906г. церковь была отремонтирована. Четверик и приделы вновь оштукатурены, завершены новыми карнизами под четырехскатную (на четверике) и двухскатную кровли (на приделах), возведена южная кирпичная стена галереи придела Параскевы Пятницы, поставлен новый деревянный граненый (восьмигранный) купол над четвериком. Летом 1906 г., когда Троицкий храм в Доможирке вновь посетил П.П. Покрышкин, иконостаса в Троицком храме еще не было. После 1917 г., Троицкий храм в Доможирке был закрыт (точная дата закрытия не выявлена). В 1955 г., в сводах четверика зафиксированы поперечные трещины, на своде Никольского придела выросли деревья. (8) К 1965 г. памятник находился в аварийном состоянии. В 1965-1972 гг. псковскими реставраторами под руководством М.И. Семенова были проведены исследовательские и реставрационные работы, здание было выведено из аварийного состояния, ему были возвращены первоначальные формы. 14 декабря 1999 г. Троицкая церковь в Доможирке была передана в ведение Псковской епархии Русской Православной Церкви. В 2001-2003гг. начаты ремонтные работы, связанные с приспособлением здания к богослужениям: заново покрыты четверик, приделы и притвор, оштукатурены интерьеры и фасады, выполнена гидроизоляция фундаментов, понижен на 70 см. грунт и по периметру храма сделана цементная отмостка.


Основные архитектурные особенности

Церковь Троицы расположена на восточном берегу Чудского озера, в 25 км к северу от Гдова. На территории бывшего села Доможирка находится несколько современных крестьянских усадеб; к северо-западу от церкви сохранились фундаменты строений двора церковного причта. Церковь поставлена в 350м. от берега озера, на пологом склоне побережья, являясь главной доминантой окружающего ландшафта. Церковь в плане симметричная; объемно-пространственная композиция состоит из кубического, одноглавого, трехапсидного четверика, дополненного двумя боковыми придельными храмами - северным (Никольским) и южным (во имя Параскевы Пятницы). С запада к приделам примыкает закрытая галерея, охватывающая часть северного, южного и западный фасад четверика. Композиция завершена двухпролетной звонницей на столбах, поставленной над западным входом в притвор. Основной четверик имеет восьмискатное покрытие; завершен крупным каменным барабаном с луковичной главой, покрытой осиновым лемехом и увенчанной железным кованым крестом. Южный придел, одноапсидный и одноглавый, имеет сложное пятискатное покрытие. Южный и восточный фасады крыты традиционно на два ската, западный фасад покрыт односкатной кровлей, примыкающей с севера к стене основного четверика, а с юга этот же скат является половиной покрытия фасада придела. Южный придел продолжен небольшим западным притвором (выделен повышенным объемом), асимметрично покрытым на два ската кровлей, примыкающей к западному скату кровли придельной церкви. С запада притвор продолжен галереей с односкатным покрытием. Апсида придела значительно выступает из объема четверика. Северный придел, также одноапсидный и одноглавый, покрыт на восемь скатов. К западной стене придела примыкает галерея с односкатным покрытием. Апсида северного придела также значительно выступает из объема четверика, как и южная. Оба придела имеют широкие, равные по высоте барабаны, завершенные луковичными главками с лемеховым покрытием, увенчанные одинаковыми коваными крестами. Композиционным центром западного фасада является двухпролетная звонница, расположенная по оси западной стены притвора, над главным входом. Звонница представляет собой сооружение из двух мощных столбов, квадратных в сечении и скругленных в средней части, соединенных двумя арками. Южный пролет, более широкий, предназначен для большого колокола, северный - узкий, для малых колокольчиков-подзвонков. Пролеты звонницы покрыты щипцовыми кровельками. Основание звонницы оформлено в виде парадного входа в храм. Дверной проем выделен арочным ступенчатым порталом, фланкированным по сторонам столбами, заглубленными в стены. Над дверным проемом расположены три глубоких арочных киота. Входная группа обрамлена широкой аркой, отделившей выступ стеновой массы верхних частей (плоскости стены, объемы столбов) звонницы от нижней, более дробной композиции. Церковь и приделы имеют несколько типов наружных оконных и дверных проемов. Основной тип проемов нижнего яруса церкви: алтарных апсид, приделов и галереи, - прямоугольные, с арочным завершением, обрамленным снаружи четвертью, снаружи декорированы широкими плоскими наличниками. Проемы более узкие, простые прямоугольные, обрамленные заглубленной четвертью, расположены в верхних членениях северного и южного фасадов приделов; еще более узкие - в алтарных апсидах основного четверика, в жертвеннике и диаконнике. Третий тип проемов - щелевидные стрельчатые, с четвертью и треугольной бровкой с плечиками, оформляет окна главного барабана. Подобные уменьшенные окна, но без бровок, прорезают стены малых барабанов приделов. Арочные и прямоугольные широкие проемы четверика (по одному на каждом фасаде, кроме восточного), заложенные после реставрации, обозначены на фасадах в виде ниш. Фасады основного четверика расчленены плоскими лопатками, стянутыми по сторонам двухчастными ползучими арочками, а в центре - широкой трехчастной аркой. В центре северного и южного фасадов устроены малые ступенчатые киоты. Лопатки на фасадах имеют выраженное основание, начинаются выше уровня крыш алтарных апсид и галерей. На северном фасаде лопатками выделена широкая западная часть четверика; на южном фасаде лопатки расположены более равномерно. Фасад приделов имеют членения, подобные основному четверику, с незначительными нюансами. Так, ползучие арочки северного фасада - одночастные, оконный проем жертвенника устроен на северном фасаде, а у южного придела - проем диаконника выходит на восточный фасад. Притвор южного придела имеет заложенный (при реставрации) южный дверной проем, обрамленный в верхней части широкой трехчастной ступенчатой аркой и киотом, по подобию оформления центрального входа в храм. Верхние части алтарных апсид, большого и малых барабанов декорированы традиционными орнаментальными поясками из двух рядов поребрика и ряда бегунца между ними; на барабанах пояски дополнены одним рядом ступенчатых арочных нишек, выступающих в виде карниза в завершении барабанов. Выступы трех центральных апсид декорированы трехчастными валиковыми разводами. Интерьер основного четверика четырехстолпный, крестовокупольный, со ступенчато повышенными подпружными арками. Угловые компартименты второго яруса закрыты стенами, в западной части устроены сводчатые палатки с алтарными нишами. Юго-западная палатка имеет щелевидный оконный проем. Входы в палатки устроены из западного рукава четверика, в виде узких арочных дверных проемов. Пара западных столбов имеет скругление в нижнем ярусе; пара восточных - прямоугольные в сечении, под иконостас. Входы в жертвенник и диаконник оформлены узкими арочными проемами. В алтаре устроена низкая скамья-синтрон, над которой расположено три оконных проема, с глубокими откосами (верхние и нижние - ступенчатые) и крестовидными завершениями. В жертвеннике и диаконнике устроено по одному щелевидному оконному проему. Световой барабан прорезан шестью щелевидными оконными проемами с глубокими откосами и сложными крестовидными замками. Простенки барабана сложены из рядов известняковой плиты и рядов глиняных голосников, открытых в интерьер (реставрация по аналогии с первоначальной конструкцией стен барабана); в основании свода вложено два ряда голосников. Из интерьера четверика устроено три арочных дверных проема, ведущие в галерею, к придельным храмам. Интерьеры приделов однотипны по конструкциям, представляют собой четверики, перекрытые полуцилиндрическими сводами, прорезанными в направлении С-Ю ступенчато повышенными, взаимно-перпендикулярными подпружными арочками, несущими малые световые барабаны. Глубокие алтарные апсиды имеют скамьи-синтроны и по одному центральному оконному проему с крестовидными завершениями. В северном приделе устроен щелевидный оконный проем жертвенника, выходящий на северный фасад четверика, в южном - проем диаконника, выходящий на восточный фасад. Галерея перекрыта полуцилиндрическими сводами. Главный вход в четверик из притвора оформлен в виде ступенчатого арочного портала с нишей-киотом над ним. Церковь сложена из местной известняковой плиты на известково-песчаном растворе. Фундаменты ленточные, стены обмазаны известковым раствором, побелены. В кладке барабанов использованы глиняные кувшины-голосники, расположенные правильными перемежающимися рядами. Габариты: Основной четверик: 10.6 х 14.5 х 24.0м (h) Приделы: 8.6 х 6.0 х 15.0м (h) План с приделами: 21.5 х 20.5м


Общие сведения

Церковь Троицы в с. Доможирка - выдающийся памятник псковской школы зодчества второй половины XVIв. В композиции здания ярко выражены симметрия основных объемов четверика, приделов и звонницы, их тонко найденные пропорциональные соотношения. Малые формы проемов, ниш, декора, при большом разнообразии, соподчинены общей композиции, выстроены на сочетаниях четкого линейного рисунка и пластики, с учетом светотеневых особенностей. Интерьеры отличаются гармоничными пропорциями, сложной пространственной композицией и мощными конструкциями. В архитектурном облике церкви Троицы сочетаются достижения псковской традиционной школы зодчества XV в. и творчески освоенные приемы московской архитектурной школы первой половины XVI в.


Предметы особой охраны
Градостроительная охрана. Местоположение церкви в природном ландшафте; Земельный участок в его документированных исторических границах (в соответствии с Межевым планом участка 1782г.). Местоположение усадьбы причта в ее исторических границах. Охрана архитектурной композиции: а. Объемно-пространственные параметры церкви (длина, ширина, высота), включая подземные конструкции (фундаменты). б. Архитектурный декор церкви: Тип известковой обмазки, ступенчатые детали, наличники, четверти, откосы, крестчатые замки, ниши, открытые голосники, тип орнаментальных поясков, покрытие глав (лемех), колер. в. Интерьер церкви: расположение и конструкции оконных и дверных проемов; капитальные продольные и поперечные стены; плитяные полы; отметки первоначальной высоты проемов и арок. г. Конструкции здания: капитальные наружные и внутренние стены, подпружные арки и арки перекрытий, своды барабанов. д. Строительный материал здания: первоначальные известняковая плита, раствор, слои фасадной и внутренней обмазки здания.

Линейные размеры
21.5 х 20.5м

Группы документов
1500 - 1600

Состояние объекта
хорошее

Комментарий к техническому состоянию
Церковь имеет следующую строительную периодизацию: I период - 1558-1577гг. - время строительства церкви. II период - 1822-1841гг. - перестройка церкви: возведение колокольни, изменение типа покрытий четверика и приделов (с восьмискатных на четырех и трехскатные). III период - 1901-1906гг. - перестройка завершений четверика: разборка древнего барабана, замена его на деревянный восьмигранный. IV период - 1965-1972гг. - научное исследование и реставрация здания. Укрепление несущих конструкций. Восстановление первоначальных архитектурных форм. V период - 2001-2007гг. - ремонт и приспособление церкви к богослужениям. Вертикальная гидроизоляция фундаментов, наружная отмостка, косметический ремонт фасадов и интерьеров (штукатурка, побелка), замена кровли, устройство иконостасов, столярные заполнения дверных и оконных проемов.

Реставрационные работы
реставрация


Собственники/Пользователи
Гос. собственность



Библиография
Арне Т. Русские колокола в шведских церквах. // Новгородский исторический сборник. 1999.
Покрышкин П.П. Церкви Псковского типа XV-XVI стол. по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове.\\ Известия археологической комиссии. Вып.22. СПб., 1907.
Седов Вл.В. Церковь Преображения в Колпино.// Археология и история Пскова и Псковской земли. 1992. Псков, 1992.
Трофимов К. Материалы для истории и археологии Гдова и его уезда. Доможирский погост., // С.-Петербургский Земский вестник. - 1909. - Декабрь.
ЦГИА, Ф.256, оп.26, д.415, л.2-10