На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Здание железнодорожного вокзала

Уточненная датировка архитектуры
1897, 1949 гг.

Адреса уточненные
Дновский район/Дно г, Дно железнодорожный вокзал

Категория охраны
объект культурного наследия регионального значения

Типология
Памятники истории

Документы о принятии под охрану
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка

Вокзал станции Дно пстроен обществом Москово-Виндавской железной дороги в 1897г. на линии Болгое-Псков. Здане вокзала одноэтажное, деревянное. С вокзалом и привокзальной площадью связаны следующие исторические события. Революция 1905 года. 10.11.1905 г. в 14.00 рабочии паровозного депо Дно разгромили телеграф железнодорожного вокзала, прервали связь с соседними станциями и остановили движение поездов на Петроград, Москву, Псков и Витебск. В этот же день в 16-30 на станции были забаррикадированы пути прбывшему из Бологое поезду, так как машинист-штрейбрехер отказался примкнуть к забостовке дновских железнодорожников.Эта забастовка на ст. Дно явилась прямым откликом на расстрел мирной демострации 9 января в Петербурге, забостовкой пролетарской солидарности. Для подавления забастовки Псковский губернатор выслал на ст. Дно карательные войска. Февральская ревалюция 1917г. 1го марта 1917 на вокзал станции Дно был прегражден путь выезда царского поезда на ревалюционный Петроград. В этот день, свободные паровозы , которые могли быть использованы царской охраной для продвижения поезда Николая II были разбиты в тупиках станционных путей. После неудавшейся попытки устроить крушение царскому поезду на станции Полонка, поезд был направлен в Псков, где 2 марта царь Николай IIекся от престола. Корниловский контрреволюционный мятеж 27 августа 1917 года. Железнодорожники станции Дно останавливали эшелоны Корниловских мятежников , рвавшихся к революционному Петрограду. Машинисты Иван Иванович Богданов, Григорий Яковлевич Калевари - члены Дновского ревкома проникли в эшелон корниловцев и распропагандировали солдат. Генерал Балуев- командующий запалным фронтом получил приказ : - "Прочно занять надежными войсками станцию Дно...". На помощь дновским железнодорожникам прибыли на вокзал ревалюционно настроенные части Ревкома западного фронта. На станцию Дно и ближаших перегонах машинисты тушили свои паровозы, оставляя эшелоны врага на глухих полустанках без связи, без водопоя лошадей, без подвоза продовольствия казакам и горцам "Дикой дивизии". Октябрьская социалистическая революция 1917года. 25.10.1917 года, на митинге у привокзальной площади 2 тысячи железнодорожников , крестьян и солдат приняли резолюцию о недоверии временному правительству Керенского и полной передаче власти Советам.


Основные архитектурные особенности

Деревянный одноэтажный вокзал станции Дно, выстроенный в 1897 году, был полностью уничтожен немецко - фашистскими захватчиками в 1897 году, был полностью уничтожен немецко-фашистскими захватчиками в 1944году. В 1949г. взамен временного деревянного барака был построен 2-этажный кирпичный вокзал строительным объемом 799,2 куб.м. общей площадью 1174 кв.м. На здании вокзала мемориальной доски нет. В привокзальном сквере-памятник- обелиск Герою Советского Союза Анастасии Александровне Бисиниек-героине дновского партизанского подполья в периуд Великой Отечественной войны 1941-1945гг. На вокзале сохранен и поныне железнодорожный тупик, история которого следующая.Забрилин получил от Петроградского Совета телеграмму "На станцию Дно следует поезд с императором Николаем II. Примите меры устойству крушения царскому поезду. Этого требует от вас революция". Выполняя требования Петроградского Совета РС и КД, начальник станции И.И.Зубрилин единственный парово, который должен был везти царский поезд в Петроград, направил в тупик, где паровоз был разбит Вагоны царского поезда были задержаны в ожидании другого паровоза. Зубрилин был арестован. От смертной казни его освободила победившая февральская ревалюция. В память о ревалюционере Зубрилине этот ж.д. тупик и нынче называется "Зубрилинским". Таким образом, от старого вокзала сохранились ныне путевые парки по обе стороны станции, привокзальный сквер и "Зубрилинский тупик"


Общие сведения

Значение вокзала и привокзальная площадь используются, кроме прямого назначения, в качестве объектов туристического-экскурсионного показа, как памятное место революционных выступлений рабочих и солдат в 1905-1907 годах.


Прочие физические характеристики
Размер терр. в совр. отводе, га, 0,03
этажность, га, 2 этажа
высота, га, 10 18
Размер терр. в ист. границах, га, 0,03

Материалы
кирпич

Примечание
Археологический культурный слой не исследован

Группы документов
1850 - 1900

Состояние объекта
удовлетворительное

Собственники/Пользователи
балансодержатель
Псковской дирекции по обслуживанию пассажиров