На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Дом жилой.

Уточненная датировка архитектуры
1907 г.

Адреса уточненные
Псков г./Вокзальная ул, 34

Категория охраны
объект культурного наследия регионального значения

Типология
Памятники архитектуры

Документы о принятии под охрану
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка

По данным паспорта ГП БТИ, здание было возведено в 1907 году. Однако, на плане расположения зданий станции Псков, датированном 1909 годом, оно обозначено не было. Косвенно это может указывать на то, что первоначально здание не относилось к постройкам, принадлежащим железнодорожному ведомству. Оно располагалось на территории посада в 166 квартале города Пскова в районе Ново-Пановой слободы за полосой отчуждения железной дороги и входило в состав частного обывательского домовладения. Домовладение занимало участок на пересечении ул. Пановой (ныне ул. Стахановской) и ул. Вокзальной . Каменный двухэтажный дом, превосходивший по габаритам другие постройки домовладения, был поставлен на перекрестке улиц, что нашло отражение в архитектурном решении его фасадов. Декоративную отделку получили два уличных фасада здания (восточный и северный). Фасады, обращенные вглубь дворовой территории, остались без отделки. Парадный вход в здание был устроен со стороны ул. Вокзальной, вход на дворовую территорию – со стороны ул. Пановой. На плане 1930 года обозначены две небольшие пристройки, примыкавшие к дворовому фасаду главного дома. Они же зафиксированы и на аэрофотосъемке, выполненной в августе 1943 года. Вероятнее всего, в пристройках размещались дополнительные входы в здание со стороны двора («черный» вход, туалеты «свободного падения», веранда и т.д.). Градостроительная ситуация в жилых кварталах, расположенных напротив железнодорожного пассажирского вокзала, существенно изменилась в послевоенный период в связи с расширением Вокзальной площади и прокладкой трассы ул. Я.Фабрициуса. В начале 1970 годов, после возведения дома № 36 по ул. Вокзальной, участок трассы ул. Стахановской у пересечения ее с ул. Вокзальной был перекрыт и исторический перекресток, зафиксированный планами г. Пскова начала XX века, перестал существовать. Дом № 34 – а, наряду с послевоенными постройками, оказался включенным в рядовую застройку ул. Вокзальной, утратив при этом свое первоначальное градостроительное значение. В послевоенный период дом находился на балансе Псковской дистанции сигнализации и связи Министерства путей сообщения. К 1991 году расположенная в здании телефонная станция была выведена и постройка до 2005 год, оставаясь в ведении ОАО «РЖД» (филиал «Октябрьская железная дорога»), неоднократно меняла функциональное назначение своих помещений. С 2005 года используется в качестве общежития коридорного типа Псковской дистанции гражданских сооружений.


Основные архитектурные особенности

Здание расположено на ул. Вокзальной напротив сквера, разбитого между железнодорожным и автобусным вокзалами. Главный фасад с парадным входом ориентирован вдоль ул. Вокзальной. Здание каменное (известняковая плита, кирпич), двухэтажное, в плане образующее прямоугольную трапецию. Крыша сложной формы (в основе двускатная конструкция с вальмами). Композиция главного восточного фасада решена в 9 осей. На четвертой оси слева расположен парадный вход в здание. Ось парадного входа делит фасад на две неравные части. Правая и левая части фасада отличаются различным ритмом оконных проемов, определяемым шириной межоконных простенков: слева они более узкие, чем справа. Все окна фасада имеют одинаковые габариты, форму и декор в пределах каждого из этажей: в уровне 1-го этажа - профилированные рамочные наличники, опирающиеся на ступенчатый подоконный цоколь, в уровне 2-го этажа - профилированные рамочные наличники с ушками и сандрики в форме полочки. Горизонтальные элементы композиции, помимо ступенчатого цоколя, представлены широким профилированным междуэтажным поясом, фризом с рядом дентикул и венчающим карнизом. Северо-восточный угол здания, ранее обращенный в сторону перекрестка, поэтажно закреплен лопатками. В уровне 1-го этажа они декорированы филенкой, в уровне 2-го этажа- каннелюрами. Северный фасад решен в 4 оси. Композиционный центр отсутствует. Габариты оконных проемов и декор ( наличники, тяги, лопатки) такие же, как на восточном фасаде. Западный дворовый фасад искажен поздними перестройками. Его первоначальная композиция читается недостаточно четко. Наиболее хорошо сохранилась трех-осевая часть фасада, расположенная справа от «черного» входа. Над двумя оконными проемами слева от «черного» входа сохраняется ступенчатая горизонтальная тяга (возможно, след утраченной одноэтажной пристройки). Единственным элементом декора дворового фасада является венчающий карниз и гладкий фриз с рядом сухариков. Карниз с фризом обрываются в начале щипцового завершения левой части фасада. По-видимому, эта часть дворового фасада, после утраты двухэтажной пристройки, подверглась наиболее значительным перестройкам и, в настоящий момент, без проведения дополнительного натурного исследования, плохо поддается реконструкции. Южный фасад также значительно пострадал от неоднократных перестроек. В настоящий момент левая его часть представляет глухую стену, правую прорезают два оконных проема (по одному в уровне каждого из этажей). Габариты окон близки к габаритам первоначальных оконных проемов главного фасада. Декор на фасаде ограничен широкой горизонтальной тягой, являющейся продолжением фриза главного и дворового фасадов. Первоначальная планировка здания фиксируется лишь в пределах капитальных стен. Продольная стена делит пространство дома в направлении север-юг на две примерно равных части. Двумя поперечными стенами выделено пространство лестничной клетки в уровне 1-го и 2-го этажей и примыкающего к ней вестибюля в уровне 1-го этажа. Лестница каменная (бетонная) одномаршевая по закрытым металлическим косоурам. Сохраняется фрагмент кованного лестничного ограждения. Первоначальные габариты помещений и пространственные связи из-за частых внутренних перепланировок здания читаются плохо. На чердаке сохраняются фрагменты первоначальной деревянной конструкции крыши, фиксирующие уровень уклона скатов. Общие габариты в плане: 25,25(23,45) м х 12,9 м. Высота помещений: 1 этажа – 2,42 м. , 2 этажа – 3.0 м ;Фундамент – ленточный бутовый; стены – известняковая плита, кирпич; перекрытия - деревянные; перегородки – кирпичные, дощатые; лестницы – бетонные по металлическим косоурам; крыша- деревянная стропильная система, шифер; наружная отделка – штукатурка, побелка; полы – бетонные, керамическая плитка, деревянные, линолеум; двери – деревянные; отделка помещений- штукатурка, побелка, обои, окраска, керамическая плитка , гипсокартон.


Общие сведения

Единственный сохранившийся образец неоклассицизма начала XX века в застройке Привокзального района г. Пскова. Фиксирует на местности градостроительную ситуацию, сложившуюся в квартале к 1920-м годам и утраченную к 1970-м года.


Группы документов
1900 - 1925

Перестройки и утраты
Наиболее значительные перестройки связаны с разборкой пристроек, примыкавших к зданию со стороны дворового фасада. В результате их демонтажа в левой части фасада были заложены старые дверные и пробиты новые оконные проемы, переложен кирпичный щипец крыши. В правой части фасада частично заложены оконные проемы ( на 2/3 высоты) слева от дверного проема «черного» входа . На северном фасаде заложены отдельные оконные проемы, а один из оконных проемов 2-го этажа за счет растеса в высоту превращен в дверной проем ( пожарный выход). Заменены отдельные элементы деревянной конструкции стропильной системы крыши. Железная кровля заменена шиферной. Частые ремонты и изменения функционального назначения помещений сказались и на внутренней планировке здания. За счет использования легких перегородок, закладки старых проемов и растеса новых она была значительно изменена. К настоящему времени оказались утраченными все первоначальные столярные оконные и дверные заполнения, а также значительная часть ограждения каменной лестницы. Стены (частично потолки) зашиты гипсокартонном, в отделке полов использовано современное покрытие (керамическая плитка линолеум).

Реставрационные работы
Реставрационные работы не проводились.


Архив
РГИА 350 44 540 План расположения путей и зданий на станции Псков I. 1909 год.

ГАПО Р-324 1 386 План г. Пскова 1930 года.


Библиография
Материалы ГП БТИ Псковской области.
«Псковская губерния (Свод оценочно-статистического исследования), Т. X, Вып. IV, Ч. 2, Псков, 1909 г.
Фотоархив ГУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области