На первую страницу На первую страницу
2/14
Наименование объекта уточненное
Костел Святой Троицы

Уточненная датировка архитектуры
1855 г.

Адреса уточненные
Псков г./Музейный пер, 6

Категория охраны
не является объектом культурного наследия

Типология
Памятник архитектуры

Документы о принятии под охрану
Отсутствует от 01.01.1111 г. № 000
Монастырь Трех Святителей с Болота Музейный переулок, д. 6

Архитектурные стили
Классицизм и готика

Историческая справка

В начале XIX века община проживающих в Пскове католиков, насчитывающая около ста человек, обратилась к властям с просьбой об открытии в городе костела. В 1803 году, по Высочайшему повелению императора Александра I, католикам Псковской и Новгородской губерний для проведения богослужений разрешено было иметь капеллана. Одновременно было дано распоряжение о передаче католической общине одного из пустующих православных храмов Пскова. Местные епархиальные власти передали католическому приходу церковь бывшего женского монастыря Трех Святителей на Болоте. Средневековый храм располагался в центре небольшого квартала между стеной Окольного города и Поганкиными палатами. Служба в церкви не проводилась с середины XVIII века. Здание пустовало и быстро ветшало. Католики отремонтировали переданный им храм, приспособив его для своих нужд. В 1804 году обновленный храм был заново освящен в честь Святой Троицы. Перестроенное здание бывшего православного храма в новом качестве просуществовало еще пятьдесят лет. К середине XIX века число католиков, проживающих в Пскове, увеличилось до тысячи человек. Существующее здание костела уже не могло вместить всех прихожан. Было принято решение разобрать старый костел и вблизи его построить новое более вместительное церковное здание. Весной 1854 года по проекту инженера А.Яневича было начато строительство нового костела. Первое богослужение во вновь отстроенном храме состоялось 15 августа 1855 года. Храм, по традиции, был освящен в честь Святой Троицы. Он имел два придела (капеллы): правый придел был посвящен Иисусу Христу, левый - деве Марии. В отличие от старого костела, новое здание было поставлено не в глубине квартала, а выходило своим парадным торцовым фасадом на красную линию Поганкина переулка (ныне Музейного пер.). Территория справа от костела в конце XIX века была занята зелеными насаждениями. От улицы церковное домовладение отделял каменный забор. Общие сведения об архитектуре костела дают видовые фотографии конца XIX -начала XX века. Из них следует, что первоначально здание представляло собой прямоугольную в плане постройку с двумя башенными объемами, примыкающими к ней со стороны южного фасада. Между башнями располагался парадный вход в здание. Основной объем храма был перекрыт двухскатной крышей, башенные объемы имели завершение в виде четырехгранных шпилей. Стены базилики прорезали высокие стрельчатые окна, опирающиеся на подоконную тягу. На башенных объемах их заменяли стрельчатые оконные ниши. В оформлении фасадов использовалось сочетание отдельных элементов архитектуры готики и классицизма. В начале 1930-х годов костел был закрыт. Сведения о том, открывался ли костел для богослужения в годы Великой Отечественной войны, не обнаружены. В 1945 году решением Горисполкома от 20 апреля за № 260 здание бывшего костела было передано на баланс тресту «Псковстрой» для восстановления. В 1948 году в реконструированном здании разместилась профтехшкола. Решением областного управления промкооперерации от 2 августа 1952 года за № 1176 здание было передано профтехникуму. Во все последующие годы в нем располагались различные учебные заведения системы профтехобразования. В настоящее время помещения бывшего костела Святой Троицы занимает муниципальное образовательное учреждение начального образования «Псковский учебно-производственный центр.


Основные архитектурные особенности

Здание располагается в историческом центре города Пскова в квартале между улицами Свердлова, Некрасова, переулками Музейным и Комсомольским. Южный торцовый фасад постройки ориентирован вдоль красной линии Музейного переулка. В непосредственной близости от здания находятся «Палаты у Сокольей башни» (ХVII.) и «Палаты Поганкина» (ХVII). Дом каменный, двухэтажный, прямоугольный в плане. Крыша вальмовая. Композиция главного южного фасада симметричная. Боковые части фасада в габаритах бывших башенных объемов выделены раскреповкой. В уровне 1-го этажа углы раскрепованной части оформлены лопатками, опирающимися на штукатурный цоколь. Первоначально лопатки, по-видимому, поддерживали подоконную тягу, ограничивавшую оконные стрельчатые ниши башен. В уровне 2-го этажа углы фасада закреплены штукатурными рустованными лопатками. В центре фасада расположен дверной проем парадного входа в здание и окно лестничной площадки 2-го этажа (результат поздних перестроек). Горизонтальные элементы в композиции фасада представлены ступенчатым штукатурным цоколем, плоским фризом и широким венчающим карнизом с рядом дентикул. Композиции бокового западного фасада сохраняет основные черты постройки середины XIX века. Правая часть, включающая в себя объем юго-западной башни, несколько заглублена по отношению к основной плоскости стены. Углы заглубленной части в уровне 1-го этажа фиксированы лопатками, такими же, как на главном фасаде здания. Между лопатками на оси бывшей стрельчатой ниши расположено высокое прямоугольное окно. Окно 2-го этажа позднее, смещено в сторону центральной части фасада. Левый фланг фасада глухой (под слоем штукатурки проступают очертания первоначального высокого оконного проема стрельчатой формы). В центре фасада на 4-х сохранившихся осях бывших стрельчатых окон в уровне 1 -го и 2-го этажей расположены прямоугольные оконные проемы (поздние). Габариты всех оконных проемов фасада одинаковы в пределах каждого из этажей. Высокие окна 1-го этажа не имеют декора. Близкие по форме к квадрату окна 2-го этажа оформлены простой формы сандриками в виде полочки. Горизонтальные элементы композиции общие для всех частей фасада -штукатурный цоколь, плоский фриз и широкий венчающий карниз с рядом дентикул. Композиция торцового северного фасада искажена поздними перестройками. Горизонтальные элементы те же, что на боковом западном фасаде. Композиция бокового восточного фасада близка к композиции западного фасада. Левая часть фасада (нижний ярус юго-восточной башни) заглублена по отношению к плоскости стены основного объема здания. Углы заглубленной части в уровне 1 -го этажа фиксированы лопатками, такими же, как противоположном фасаде здания. Пространство между лопатками оформлено в виде неглубокой прямоугольной ниши. Над нишей в уровне 2- го этажа - небольшое прямоугольное окно лестничной клетки (позднее). В центральной части фасада в уровне 1 -го и 2-го этажей в ровном ритме на 4-х осях расположены окна, фиксирующие первоначальное местонахождение стрельчатых окон фасада. Форма и габариты оконных проемов центральной части фасада такие же, как на противоположном западном фасаде здания. Однако, в отличие от последних, окна центральной части восточного фасада имеют насыщенный поздний декор. Горизонтальные элементы композиции те же, что на других фасадах здания. В интерьере здания в пределах капитальных стен сохраняются следы планировки середины XIX века. Две поперечные стены - северная и южная - отделяют объемы башен и алтарной части от основного помещения базилики. Два ряда квадратных в плане столбов, первоначально деливших основное помещение базилики на три близких по ширине нефа, включены в интерьер комнат, расположенных по обе стороны от центрального коридора. В настоящее время столбы, отделенные друг от друга поздними перегородками, утратили ту роль, которую первоначально играли в композиции интерьера здания. Высота помещений: 1-го этажа - 3,8 м; 2-го этажа- 3,3 м. Фундамент - ленточный бутовый; стены - бутовые; перегородки - кирпичные, деревянные; стропила и обрешетка - деревянные; кровля - железо; лестницы - каменные; полы - дощатые, керамическая плитка, линолеум; окна - двух-трехстворные; двери -деревянные, металлические; наружная отделка- штукатурка, побелка; внутренняя отделка - обои по штукатурке, окраска. Общие габариты в плане: 17,45 м х 28,10 м.


Общие сведения

Одна из первых эклектичных построек в архитектуре губернского Пскова, в композиции фасадов которой были использованы мотивы архитектуры классицизма и готики. Единственный сохранившийся в городе памятник, связанный с деятельностью католической церкви на территории Псковской губернии.


Предметы особой охраны
- Общие габариты и объемно-пространственная композиция здания, включающая в себя объем базилики и двух примыкающих к ней с южной стороны объемов башен (без утраченных ярусов звона). - Композиция боковых фасадов с обязательным сохранением местоположения оконных проемов, фиксирующих оси первоначальных стрельчатых окон. - Симметрия в композиции главного фасада . - Сохранение раскреповки стен боковых и главного фасадов в габаритах бывших башенных объемов. - Габариты угловых лопаток 1-го этажа бывших башенных объемов. - Горизонтальные элементы композиции - цоколь, гладкий фриз, венчающий карниз с дентикулами. - Материал, конструкция и техника кладки фундаментов и капитальных стен здания. - Высота, уровень уклона, конструкция (двухскатная) крыши - Характер отделки фасадов (штукатурка, побелка). - Планировка в габаритах капитальных стен. Сохранение в центральной части здания двух рядов столбов, первоначально деливших основное пространство базилики на три нефа. Выделение в интерьере двух бывших башенных объемов и объема алтарной части.

Линейные размеры
17,45 м х 28,10 м.

Материалы
камень

Группы документов
1850 - 1900

Комментарий к техническому состоянию
Состояние внешних и внутренних архитектурно- конструктивных элементов памятника: • общее состояние памятника - удовлетворительное; • фундаменты бутовые, ленточные – не обследовались, видимых разрушений нет; • стены бутовые, оштукатурены - состояние удовлетворительное, частичные сколы штукатурки, намокание; • перекрытия железобетонные - состояние удовлетворительное; • крыша вальмовая - по деревянным стропилам – состояние удовлетворительное; • кровля – кровельное железо - состояние – удовлетворительное; • крыльцо каменное – состояние удовлетворительное; • цоколь– состояние удовлетворительное, намокание нижних участков; • отмостка – отсутствует; • водоотвод – отсутствует; • наружный декор – состояние удовлетворительное. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника: • общее состояние памятника - удовлетворительное; • столярные заполнения окон деревянные, окрашены - состояние удовлетворительное; • дверные заполнения: входная дверь металлическая, внутренние двери – деревянные, состояние удовлетворительное; • полы – дощатые, керамическая плитка, линолеум – состояние удовлетворительное, значительная степеньизноса линолеума и половых досок; • потолок – побелка – состояние удовлетворительное, имеются следы намокания; • внутренние лестницы – каменные, окрашены – состояние удовлетворительное; • внутренняя отделка – штукатурка, побелка, окраска - состояние удовлетворительное, • отопление – центральное; • водоснабжение – состояние рабочее; • электроосвещение – состояние рабочее.

Перестройки и утраты
В конце 1940-х годов, в связи с изменением функционального назначения постройки, здание было капитально перестроено. Второй ярус башенных объемов (ярус звона) демонтирован. Открытое пространство перед входом в костел, первоначально располагавшееся между башнями, и сами башни, включены в интерьер здания.Образовавшийся в результате перестроек объем был перекрыт новой крышей. При сохранившейся высоте конька, ранее двухскатная крыша получила две усеченные вальмы, устроенные со стороны торцовых фасадов. В ходе проведенной реконструкции здание костела стало двухэтажным. В объеме бывшей юго-восточной башни была устроена лестничная клетка с парадной лестницей, ведущей на второй этаж. В другом конце здания у северо-восточного угла постройки была оборудована лестничная клетка «черного» входа в здание. Дверной проем «черного» входа устроен из оконного проема в северной алтарной части здания. На обеих лестницах, парадной и «черной», использованы металлические ограждения начала XX века (возможно, демонтированы с «черных» лестниц соседнего здания Мариинской женской гимназии). Слева от лестничной клетки «черного» входа в уровне 1-го этажа расположили туалеты. При разработке интерьера в основном объеме бывшей базилики в уровне обоих этажей была применена коридорная система. Узкий коридор, занявший часть пространства бывшего центрального нефа, соединил парадную и «черную» лестничные клетки здания. Одна из продольных стен коридора примкнула к восточному ряду столбов базилики. По обе стороны коридора расположили комнаты различных габаритов. В интерьеры комнат оказались включены сохранившиеся

Архив
ГАПО 20 1 213 5 1807

ГАПО 20 1 1875 92

ПГИАХМЗ, древлехранилище Псков 12905 (696) План губернского города Пскова с поселенными при нем слободами 1781

ПГОИАХМЗ, древлехранилище Годовикова И.Ф. № 28006/31 Годовиков И.О.. «Краткое историческое обозрение г. Пскова и его древних достопримечательностей с атласом рисунков», Псков, 1866, (рукопись) 1866

ПГОИАХМЗ, древлехранилище Годовикова И.Ф. 28006/31 Годовиков И.О. План г. Пскова 1857 года 1857


Библиография
Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Псков,, 153-154
Левин.Н.Ф. Псков на старых открытках. Костел святой Троицы. газ. "Псковская правда" от 27 июля 1991, Газета "Псковская правда" от 27 июля 1991, 5
Материалы ГП БТИ Псковской области.
Фотоархив ГУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области