На первую страницу На первую страницу
Наименование объекта уточненное
Туалет перронный

Уточненная датировка архитектуры
Последняя четверть XIX в.

Категория охраны
Значимые объекты

Типология
Памятник архитектуры

Историческая справка

Железнодорожную станцию «Псков» открыли для приема поездов в 1859 году. Для ее нормального функционирования был построен поселок с жилыми домами, лечебницей, лавками, паровозным депо, электростанцией, водокачкой и т.д. В 1863 году было завершено возведение одного из самых крупных зданий станции - здания вокзала. По окончании строительных работ в рапорте приемной комиссии, в частности отмечалось, что на вновь построенном вокзале «…не сделано отхожее место для пассажиров третьего класса, его предполагается построить вне вокзала». К концу 1860-х годов туалет был построен. На плане станции Псков, датированном 1869 годом, он отмечен как отдельно стоящее сооружение, расположенное в непосредственной близости к северо-восточному крылу главного здания вокзала (рядом с залом ожидания для пассажиров III класса). По-видимому, постройка носила временный характер, и позднее была заменена ныне существующим каменным зданием. Новый туалет построили на перроне, на значительном отдалении от вокзала (около 40 метров). Между зданием вокзала и туалетом разбили небольшой сквер. Точная дата постройки перронного туалета не установлена. Анализ архитектурных форм и данные архивов позволяют датировать его последней четвертью XIX века. При разработке фасадов перронного туалета были использованы отдельные мотивы, заимствованные из архитектуры построенного ранее главного здания вокзала. Из документов следует, что вокзал был оборудован выгребными ямами с устройством водоснабжения и трубами для сброса нечистот в выгребные колодцы. Можно предположит, что в перронном туалете также использовалась система смывных туалетов. На это указывает и сохранившаяся планировка туалета с выгородками, расположенными вдоль внутренней продольной стены здания. Перронный туалет уже более 100 лет используется по первоначальному назначению, являясь на сегодняшний день самым старым подобным сооружением в городе.


Основные архитектурные особенности

Здание расположено на пассажирском перроне к северо-востоку от главного здания железнодорожного вокзала. Юго-восточный торцовый фасад постройки ориентирован вдоль линии железнодорожного пути, боковые фасады параллельны боковым фасадам главного здания вокзала. Здание одноэтажное, прямоугольное в плане, с двухскатной крышей. Композиция главного торцового фасада симметрична относительно центральной оси. По обе стороны от центра фасада расположены по одному высокому одностворному окну арочной формы. Верхняя полуциркульная часть оконных проемов оформлена широкими висячими наличниками, завершенными сандриками в форме бровки. Подоконное пространство декорировано четырьмя прямоугольными впадинами, каждая из которых выполнена за счет удаления кирпичей вертикального торцового ряда лицевой кирпичной кладки. Горизонтальные элементы композиции представлены ступенчатым цоколем и сложным антаблементом с трехступенчатым венчающим карнизом и фризом, декорированным поребриком. Все детали архитектурного декора фасадов выполнены в технике рельефной кладки. Композиция юго-западного фасада, несмотря на поздние перестройки, сохраняет свои первоначальные черты. Плоскость стены прорезали один дверной и четыре оконных проема (заложенные окна хорошо читаются в интерьере здания). Все проемы располагались в ровном ритме на одинаковом расстоянии друг от друга. Габариты, форма и характер оформления оконных проемов, включая рисунок оконных наличников и геометрический орнамент под окнами в виде прямоугольных впадин, такие же, как на главном фасаде здания (три заложенных окна сохраняют архитектурную отделку). Дверь расположена у правого фланга фасада. Прямоугольный дверной проем вписан в арку. Верхняя полуциркульная часть арки глухая, выполнена в кирпиче. Наличник дверного проема, повторяющий форму наличника окон, частично «перерезает» антаблемент. Рисунок антаблемента и цоколя такие же , как на главном фасаде здания. Северо-западный торцовый фасад первоначально был глухим. С композицией соседних фасадов его объединяли общий цоколь и антаблемент. Композиция северо-западного бокового фасада более чем на половину закрыта поздней пристройкой. Слева у угла здания расположен дверной проем, справа от него узкое арочное окно. Сохранившиеся элементы композиции и декора фасада позволяют сделать предположение о том, что первоначально она повторяла в зеркальном отражении композицию противоположного юго-западного фасада. Планировка здания характерна для построек подобного типа. Продольная капитальная стена делит интерьер на две одинаковых части, изолированные друг от друга (мужская и женская половины). В каждую из частей устроен отдельный вход. Первоначально помещения отапливались дровяной печью. В настоящее время используется система централизованного водяного отопления. Высота помещений - 2,8 м. Фундамент - ленточный бутовый; стены – кирпичные; перегородки – кирпичные; стропила– деревянные; кровля - железо; полы – керамическая плитка; окна – одностворные; двери – одностворные, металлические; наружная отделка- штукатурка, побелка; внутренняя отделка – окраска, керамическая плитка, подвесной потолок. Общие габариты в плане: 8 м х 12,7 м


Общие сведения

Входит в комплекс построек железнодорожной станции Псков. Один из образцов эклектичного направления в архитектуре губернского Пскова, в композиции фасадов которого использованы художественно переработанные мотивы ренессансной и русской средневековой архитектуры. Является самым старым из сохранившихся общественных туалетов г. Пскова.


Предметы особой охраны
1. Общие габариты здания. 2. Местоположение и габариты оконных и дверных проемов (включая заложенные оконные проемы юго-западного фасада) 3. Горизонтальные элементы композиции и архитектурный декор фасадов (фигурные оконные и дверные наличники; сложный антаблемент с трехступенчатым венчающим карнизом и фризом, декорированным поребриком; ступенчатый цоколь; подоконные ниши-впадины) 4. Материал, конструкция и техника кладки фундаментов и стен. 5. Характер отделки фасадов (штукатурка, побелка) 6. Планировка в габаритах капитальных стен.

Группы документов
1850 - 1900

Перестройки и утраты
После Великой Отечественной войны к северо-восточному фасаду туалета было пристроено одноэтажное здание багажного отделения. В результате оказался частично закрыт боковой фасад постройки. На противоположном юго-западном боковом фасаде заложены три оконных проема, расположенные слева от входа. Следы закладок сохраняются в интерьере здания. В ходе последнего капитального ремонта была изменена форма крыши : с вальмовой на двухскатную. Новая конструкция крыши частично закрыла первоначальные профилированные венчающие карнизы торцовых фасадов здания. В интерьере капитальные стены и кирпичные выгородки облицованы керамической плиткой. Потолок подшит (подвесной). Дровяные печи демонтированы. В помещениях установлены чугунные радиаторы водяного отопления. Деревянные дверные полотна заменены металлическими. Пробито небольшое прямоугольное окно на северо-западном торцовом фасаде. Заполнено стеклоблоками.

Реставрационные работы
Реставрационные работы не проводились.


Архив
РГИА(СПб) ф. 350 оп. 44 д. 540 План расположение путей и зданий на станции Псков I (1869, 1909 г.г.)


Библиография
Сб. трудов «Из истории железных дорог Псковского края», Псков,2003, 195