-
Восточный фасад.Вид с востока.
-
Восточный фасад.Южная часть фасада.
-
Восточный фасад.Северная часть фасада с пристройкой.
-
Северовосточный угол дома с пристройкой.
-
Северный фасад с пристройкой.
-
Западный фасад.Вид с северо-запада.
-
Западный фасад.Центральная и северная части здания.Вид с юга.
-
Юго-западный угол здания.
-
Южный фасад.Вид с юго-востока.
-
Фрагмент восточного фасада.Дверной и оконный проемы.
-
Фрагмент западного фасада.окно на месте главного входа.
-
Фрагмент западного фасада.Окно южной части дома.
-
Фрагмент интерьера.Учебный класс в северо-западной части здания.
-
Фрагмент интерьера.Учебный класс в северо-западной части здания.
-
Фрагмент интерьера.Учебный класс в южной части здания.
-
Фрагмент интерьера.Учебный класс в юго-западной части здания.
-
План 1-го этажа
-
Генплан
-
План 2-го этажа
Постановлением Островского уездного земского собрания от 4 октября 1900 г. при Островской железнодорожной станции было открыто городское народное училище. Новая школа поначалу разместилась в арендованном здании (снесенный в 2003 г. дом по ул. Освобождения, 113). Открытие земством училищ при железнодорожных станциях во второй половине XIX в. встречается довольно часто. К этому времени по России числилось 177 таких учебных заведений, количество учащихся доходило до 19300 человек. В 1901 г. для размещения нового училища было построено специальное каменное здание, и ученики были переведены в него. В это время в Острове и уезде чувствовалась большая нехватка помещений для размещения учащихся, лишь Островское уездное и реальное училища имели свои отдельные помещения, остальные учебные заведения размещались в арендованных зданиях, денег у земства на новое строительство попросту не было. Возможно предположить, что новое здание для городского училища при железной дороге было выстроено на средства самой железной дороги, т.к. в нем обучались в основном дети железнодорожников. В 1903-1904 гг. Островское городское училище при железнодорожной станции было преобразовано в Железнодорожное двухклассное министерское училище г. Острова. Для Островского земства преобразование училища в министерское было крайне важно, т.к. смешанные училища (земские и министерские) финансировались из двух источников: местного земства и Министерства народного просвещения. А на содержание островского отпускались средства еще и железной дорогой. Городские училища начали открываться в России как городские общеобразовательные школы по Положению Министерства народного просвещения, утвержденному 31 мая 1872 г. Школы эти были предназначены «для городского населения, и, преимущественно для бедной его части». В них принимались дети в возрасте от 7 до 12 лет. Цель их – дать законченное начальное образование детям и «дать им те сведения, которые могут быть полезны в практической жизни». Проект положения был составлен Н.Х. Весселем. Городские училища разделялись на одно-, двух-, трех- и четырехклассные. Во всех них, несмотря на разное количество классов, курс обучения продолжался 6 лет. Деление основывалось не столько на объеме курса, сколько на числе учителей и объеме финансирования училищ. В двухклассных городских училищах курс первого класса продолжался 4 года, учащиеся разделялись в нем на два последовательных отделения, курс второго класса длился 2 года. Положение 31 мая 1872 г. установило классную систему преподавания, то есть каждому штатному учителю поручалось преподавание в его классе всех изучаемых предметов, кроме закона божия, пения и гимнастики. В Островском училище преподавательский состав включал заведующего, законоучителя (священника), трех учителей (два учителя в первом классе и один во втором) и регента. Предметы, изучаемые в училище были: закон божий, чтение и письмо, русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, арифметика, практическая геометрия, география и история отечества с необходимыми сведениями из естественной истории и физики, черчение и рисование, пение, гимнастика. Обучение в училищах было платным. Училище в Острове было закрыто после Октябрьской революции 1917 г. 1 октября 1920 г. в бывшем здании народного училища была открыта Советская школа второй ступени. В конце 30-х гг. школа переименована в железнодорожную школу № 48 Ленинградского округа. До начала 70-х гг. XX в. при школе работал интернат, в котором жили дети железнодорожников из деревень. В 2004 г. железнодорожная школа № 48 была переименована в муниципальную общеобразовательную школу № 8. Через год, осенью 2005 г. школа была закрыта.
Здание расположено в западной части города Острова, рядом с железнодорожным вокзалом. Представляет собой одноэтажную постройку из красного кирпича без подвала. Прямоугольное в плане (16.5м х 32.0м), вытянуто по оси север-юг, восточным фасадом обращено на улицу Освобождения, западным фасадом – в сторону железнодорожных путей. Главным фасадом является восточный, несмотря на то, что он выходит не на улицу, а в сторону двора. Можно предположить, что это связано с обеспечением безопасности учеников, так как здание поставлено очень близко от проезжей части, практически отсутствует тротуар, а также с существующим рельефом местности. Непосредственно у подножия здания начинается сильное повышение земли, которое не позволило отодвинуть постройку в глубь двора. Композиция фасада построена по традиционному принципу трехчастной разбивки по вертикали с выделением центра. Слабо выступающий ризалит (4.5м х 0.25м), завершающийся дугообразным щипцом, является центральным ее ядром. Именно здесь первоначально был парадный вход. Хотя в целом композицию фасада нельзя назвать симметричной, так как центральная ось несколько смещена в сторону севера и количество окон по обе стороны от входа не одинаково. В настоящее время в ризалите находится большое окно, устроенное в позднее время. Судя по закладке в нижней части проема, первоначально здесь была дверь с узкими окнами по бокам, завершающаяся общей фрамугой с лучковой перемычкой. К дверному проему с улицы вел лестничный марш по существующему склону с верхней площадки двора. По обе стороны от ризалита на фасаде идут довольно большие окна с лучковыми перемычками, через которые хорошо освещаются учебные помещения. Оконные проемы расставлены с одинаковым расстоянием друг от друга, что создает четкий и спокойный ритм всего фасада. Все проемы оформлены объемными наличниками, выполненными в кирпиче. Горизонтальное членение фасада представлено лентой гранитного цоколя, узкой линией подоконного карниза, а также завершающего сверху обрез стены широкого венчающего карниза, который составлен из набора западающих и выступающих элементов. Восточный, обращенный в сторону улицы, фасад тоже имеет несложную, почти симметричную композицию. Гладкую плоскость стены прорезают одинаковой формы оконные и один дверной проемы. Центральная часть выделена группой из трех окон, которые поставлены более близко друг от друга. Симметрию нарушает дверной проем, расположенный вместо окна в южной части фасада. Здесь первоначально был дополнительный служебный вход в училище для преподавателей или в жилые помещения директора. Декоративное оформление фасада и форма окон аналогичны западному. Композиция южного, торцового, фасада еще более проста и традиционна. Симметричное ее построение подчеркнуто высоким треугольным кирпичным фронтоном с окном в центре и группой из трех окон в основном объеме дома, поставленными на центральной оси. Декор фасада такой же, как на остальных. Дополнительный элемент – это упрощенный вариант венчающего карниза, обрамляющий обрез фронтона. Южный и северный торцовые фасады предположительно решены одинаково, в настоящее время часть северного фасада закрыта поздней пристройкой, через которую устроен вход в здание. Пристройка одной высоты с первоначальным объемом, имеет односкатную кровлю, поэтому сегодня можно увидеть только кирпичный щипец северного фасада, аналогичный южному. Построение объема здания и его декоративное оформление, на первый взгляд, имеют довольно простое и скромное решение, но в целом постройка выглядит очень изящно с хорошими традиционными пропорциями всех его элементов. Явно построено по проекту профессионального архитектора или по типовому проекту того периода. Крыша над зданием (кроме пристройки) двухскатная, покрыта шифером. Печные трубы не сохранились. Прямоугольный объем внутри дома разделен несколькими продольными и поперечными капитальными стенами. Дальнейшая разбивка на помещения за счет перегородок. На протяжении своего существования здание, хоть и претерпело некоторые перепланировки, но всегда использовалось практически по первоначальному назначению, поэтому и планировка его изменена была незначительно. Можно сказать, что изначально в северной части располагались учебные классы, а южную часть занимали административные помещения (возможно, частично жилые). Высота помещений: 1-го этажа – около 3,5 м Фундамент постройки – ленточный из бутового камня; цоколь – гранитный; наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные; перекрытия – над подвалом – деревянное отепленное; междуэтажные и чердачные – деревянное отепленное; крыша – двухскатная, деревянные стропила; на пристройке –односкатная; кровля – шифер; полы – деревянные дощатые; в пристройке – керамическая плитка; окна – деревянные двойные рамы; двери – деревянные, филенчатые; внутренняя отделка – штукатурка, покраска; потолки – подшивные. Общие габариты в плане: длина –32.0м (с пристройкой -38.5м), ширина –16.5м.
Здание представляет собой интересный образец небольшой общественной постройки учебного назначения конца XIX - начала XX века. Является частью комплекса построек в районе железнодорожной станции Острова и одним из ярких примеров каменной застройки окраины города начала XX века.
Памятная книжка Псковской губернии на 1911 – 1912 годы. Псков, 1910, 174-175
Памятная книжка Псковской губернии на 1913 – 1914 годы. Псков, 1913, 189
Сборник постановлений Островского уездного земства. Псков, 1915, 1273
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.IX. (17). СПб., 1893, 318-319
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.XXXV. (69). СПб., 1902, 119