-
Главный вход. Северо-восточный фасад.
-
Главный вход. Северо–восточный фасад.
-
Главный и боковой фасады. Общий вид с севера.
-
Боковой и северо-западный фасад. Общий вид.
-
Боковой северо-западный фасад. Общий вид с запада.
-
Дворовый юго-западный фасад. Общий вид с запада.
-
Дворовый юго-западный фасад. Общий вид с юга.
-
Боковой юго-восточный фасад. Общий вид с востока.
-
Фрагмент дворового и юго-восточного фасадов. Вид с востока.
-
Боковой юго-восточный фасад. Боковой вход в здание.
-
Портик главного входа. Дверь бокового тамбура.
-
Фрагмент бокового северо-западного фасада. Окно.
-
Фрагмент интерьера. Зрительный зал. Вид в сторону сцены.
-
Фрагмент интерьера. Зрительный зал. Вид в сторону кинопроекционной.
-
Фрагмент интерьера. Вид из двусветного фойе в сторону центрального вестибюля.
-
Фрагмент интерьера центрального вестибюля. Лестница на 2-й этаж.
-
Фрагмент интерьера. Балкон и междуэтажная лестница центрального вестибюля.
-
Фрагмент интерьера. Балкон 2-го этажа центрального вестибюля.
-
Фрагмент интерьера 2-го этажа центрального вестибюля. Световой проем перед окнами центрального входа.
-
Фрагмент интерьера центрального вестибюля. Валюты междуоконных стоек наддверным проемом парадного входа.
-
Общий вид здания с северной стороны. Фотография 1944 года. Копия.
-
генплпн
-
Интерьер 2-го этажа центрального вестибюля. Световой проем перед тамбуром центрального входа в здание. Фотография 1946 года. Копия.
-
план 1-го этажа
-
план 2-го этажа
Накануне революции 1917 года в городе Пскове работало пять кинотеатров: «Модерн», «Марс», «Художественный», «Рекорд» и «Аврора». Все они располагались в центральной части города и принадлежали частным лицам. Дореволюционные кинотеатры имели небольшие габариты и предназначались для просмотра «немых» кинофильмов. К середине 1930-х годов в связи со значительным ростом городского населения возникла необходимость в новом вместительном современно оборудованном звуковом кинотеатре. Решение о его строительстве было принято трестом «Ленгоскино» в сентябре 1935 года. На эти цели было выделено 1800 тысяч рублей. Строительство должно было вестись на основе типового проекта, разработанного проектным бюро Совета кинофикации при Комитете по делам искусств при СНК СССР под руководством московского архитектора В.П.Калмыкова. В 1930-х годах по проектам этого архитектора были построены кинотеатры в Москве, Симферополе, Смоленске, Мурманске, Кирове, Бишкеке, Энгельсе и других городах СССР. Результатом накопленного в 1930-х годах опыта строительства кинотеатров стала книга Калмыкова В.П. «Архитектура и проектирование кинотеатров», изданная в 1941 году в издательстве Академии архитектуры СССР. Привязку типового проекта к местным условиям и архитектурное решение фасадов нового кинотеатра поручалось разработать проектному бюро при Псковском горсовете. Местом для возведения кинотеатра был выбран перекресток ул. Кузнецкой и Пролетарского бульвара (ныне Октябрьский пр.), где до этого времени размещался дореволюционный кинотеатр «Аврора». Строительные работы начались в мае 1936 года с разборки деревянного здания старого кинотеатра. Так как выбранный участок был низким и сырым, перед началом строительства пришлось сделать дополнительную подсыпку грунта. В сентябре 1936 года заложили фундаменты нового здания. К весне 1938 года завершили основные строительные работы. В мае того же года на объект приезжал автор проекта Калмыков В.П.. Кинотеатр был сдан в эксплуатацию в июне 1938 года. В том же году напротив кинотеатра было построено трехэтажное здание гостиницы «Октябрьской» (сохранилось). Обе постройки оформили въезд в историческую часть города с восточной стороны и послужили толчком для включения в городскую черту посадских территорий, расположенных между железнодорожным вокзалом и крепостной стеной Окольного города. Ядром нового кинотеатра стал зрительный зал на пятьсот мест. Вокруг него на первом этаже размещалось двухсветное фойе со сценой, вестибюль и гардероб. На втором располагались помещения, предназначенные, прежде всего для «культурного обслуживания» населения: буфет, читальня, детская комната, радиостудия и служебные помещения. После открытия, кинотеатр получил название «Пограничник», что подчеркивало особое значение города Пскова накануне ВОВ. В ходе Великой Отечественной войны все кинотеатры Пскова были разрушены. После окончания военных действий было принято решение о восстановлении лишь одного кинотеатра – «Пограничника». Проект восстановления, разработанный псковским архитектором А.Ларкиным, предусматривал сохранение первоначального фасадного решения постройки и реконструкцию интерьеров, почти полностью утраченных в годы войны. Была заново благоустроена прилегающая к зданию территория. Вдоль боковых фасадов кинотеатра разбили небольшие скверы, в которых высаживались липы, клены, каштаны, пихты и т.д. От тротуаров скверы отделили сквозной металлической оградой, закрепленной на кирпичных стойках. Мероприятия по восстановлению кинотеатра были начаты в 1945году. Работы велись силами рабочих треста «Горжилкоммунстрой» и немецкими военнопленными и были завершены к осени 1947 года. К окончанию восстановительных работ Псковский горисполком 25 октября 1947 года принял решение: «В связи с завершением работ по восстановлению бывшего кинотеатра «Пограничник» и пуском его в эксплуатацию, присвоить кинотеатру новое наименование: кинотеатр «Победа». В 1991 году в кинотеатре «Победа» произошел пожар. До конца 1990-х годов здание находилось на капитальном ремонте. Работы вело ЗАО «Реставрационная мастерская». Отделка интерьеров и, прежде всего, кинозала, рассчитанного на 308 мест, выполнялась по проекту псковского архитектора А.Красильникова. Проекты замены перекрытий (деревянных железобетонными плитами по стальным балкам) и новое цветовое решение фасадов разработали специалисты института «Псковгражданпроект». В существующем виде здание было сдано в эксплуатацию в ноябре 2000 года.
Здание расположено вблизи стены Окольного города у пересечения улицы Кузнецкой и Октябрьского проспекта. Центральный вход обращен в сторону Октябрьского проспекта и гостиницы «Октябрьской». Противоположный дворовый фасад с выходами из зрительного зала расположен со стороны стадиона «Машиностроитель». Северо-западный боковой фасад развернут вдоль красной линии ул. Кузнецкой и отделен от нее полосой зеленых насаждений. Юго-восточный боковой фасад обращен вглубь квартала. Здание двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, в плане представляющее собой прямоугольник с двумя закругленными углами (восточным и северным) и пристройкой парадного входа с северо-восточной стороны. Крыша над основным объемом двухскатная, над закругленной частью и портиком парадного входа - вальмовая. В композиции фасадов доминируют вертикальные членения и укрупненные архитектурные формы. Главный вход в здание оформлен в виде встроенного двухколонного портика, возвышающегося над основным объемом постройки. Перед портиком устроено невысокое трехступенчатое наружное крыльцо. По бокам портика расположены глухие объемы боковых тамбуров. Колонны портика, поднимающиеся на всю высоту здания, имеют восьмигранную форму, упрощенную базу и стилизованные тосканские капители. Завершает композицию портика высокий антаблемент с широким гладким фризом. Центральный вход в здание, расположенный в глубине портика, решен в виде высокого развитого портала. Портал образуют три ряда профилированных рамочных наличников, расположенных вокруг двустворного дверного проема. Простенки между наличниками имеют сплошное остекление. В завершении портала использованы штукатурные филенки с характерными для данного здания орнаментальными геометрическими мотивами (прямоугольник, ромб, круг). К повышенному объему парадного входа с двух сторон примыкают пониженные закругленные части боковых фасадов здания. Северо-западный боковой фасад, ориентированный вдоль ул. Кузнецкой, разбит широкими лопатками на пять частей. На высоту оконных проемов лопатки оформлены полуциркульными в плане нишами с расположенными над ними неглубокими квадратными филенками. Подобный прием, направленный на усиление пластики фасадов, использован на всех лопатках здания. Плоскость фасадной стены между лопатками прорезана четырьмя высокими оконными проемами. Пятый оконный проем у западного угла здания заменен профилированным рамочным наличником, таким же, как на соседних окнах фасада. Все оконные проемы фасада имеют прямоугольную форму и сложный рисунок расстекловки, в котором использованы характерные для данного здания мотивы квадрата, ромба, прямоугольника, стоек в форме точеных колонн - балясин и т.д. Композиция фасада завершена гладким фризом, прерываемым лопатками, и ступенчатым венчающим карнизом. Первоначальная композиция дворового фасада искажена поздними перестройками. Четыре полуколонны делят плоскость фасада на три части. Две крайние полуколонны закрепляют углы здания, центральные – фиксируют габариты зрительного зала. Плоскость стены между центральными полуколоннами по пяти осям прорезана оконными и дверными проемами. Первоначальные широкие дверные проемы (выходы из зрительного зала) расположены по краям средней части фасада. Плоскость стены между дверными проемами в центре фасада прорезана тремя небольшими квадратными оконными проемами. Подобная форма и габариты характерны для всех окон 1-го этажа фасада. Центральная ось фасада в уровне 2-го этажа фиксируется узким дверным проемом и ведущей к нему металлической одномаршевой сварной лестницей кинопроекционной. По обе стороны от центральной оси в уровне 2-го этажа фасада чередуясь расположены небольшие оконные проемы квадратной и шестигранной формы (чередование нарушено в левой части фасада, бывшей первоначально глухой). Композиция фасада завершена гладким фризом и слабо выступающим профилированным венчающим карнизом. Юго-восточный боковой фасад, из-за особенностей внутренней планировки здания, значительно отличается от противоположного северо-западного фасада. Композиция юго-западного фасада состоит из трех частей. Правая закругленная часть фасада является зеркальным отражением композиции закругленной части противоположного бокового фасада. Средняя часть юго-восточного бокового фасада, расположенная между двумя лопатками, решена в пять осей. На центральной оси расположен вход в помещения двухэтажной части здания, решенный в виде портала. Дверной проем имеет широкое рамочное обрамление, завершенное гладким фризом и профилированным венчающим карнизом. Рисунок и пропорции завершения портала бокового входа повторяют рисунок и пропорции фриза и карниза, использованных в завершении фасадов здания. Над дверным проемом расположено двустворное окно с профилированным рамочным наличником. Плоскость стены по обе стороны от оси служебного входа в уровне обоих этажей прорезана одностворными оконными проемами. Оси, на которых расположены окна, сгруппированы попарно. Парные оконные проемы объединены общим рамочным наличником, охватывающим оба этажа здания и прерывающимся на уровне подоконников окон 1-го этажа. Рисунок наличника повторяет рисунок оконных наличников закругленной части фасада. Левая часть юго-восточного фасада решена в две оси. На второй оси от угла здания расположен дверной проем «черного» входа (заложен). Над входом и слева от него находятся небольшие квадратные оконные проемы, размеры которых близки к размерам окон 1-го этажа дворового фасада. Окна 2-го этажа не имеют оформления, оконный и дверной проем 1-го этажа оформлены профилированными рамочными наличниками. Горизонтальные элементы композиции какие же, как на противоположном боковом фасаде. Интерьер кинотеатра сохраняет четкую пространственную организацию. В центре расположен вместительный зрительный зал. Сцена зала имеет закругления с северной и восточной стороны, которые повторяются в интерьере примыкающего к сцене центрального двухъярусного вестибюля. В уровне 1-го этажа пространство вестибюля разбито невысокими шестигранными колоннами. Колонны поддерживают перекрытие второго яруса вестибюля. Вход на 2-й ярус вестибюля устроен из объема двухсветного фойе, расположенного вдоль северо-западного фасада здания. Во 2-й ярус вестибюля ведет двухмаршевая лестница с несколькими забежными ступенями. Ограждением лестницы служат массивные железобетонные балясины, поддерживающие широкие бетонные перила. Такие же ограждения использованы в оформлении балкона вестибюля, обращенного в сторону двухсветного фойе и светового проема в уровне 2-го этажа перед тамбуром центрального входа в здание. В двухэтажной части здания к зрительному залу в уровне обоих этажей примыкает коридор, отделяющий зал от помещений, расположенных вдоль юго-восточного фасада. Коридор вел к лестничной клетке «черного» входа, расположенного у южного угла здания. Высота помещений: зрительного зала – 8,08 м; двухсветного фойе – 7,34 м; служебные помещения 1-го этажа – 3 м; служебные помещения 2-го этажа - 4 м. Фундамент – ленточный бутовый; стены - кирпичные; перегородки – кирпичные, гипсокартон; перекрытия – железобетонные по стальным балкам; крыша – стропила бревенчатые, обрешетка дощатая; кровля - железо; полы – плитка, дерево, линолеум; двери – деревянные филенчатые, остекленные, металлические; внутренняя отделка – гипсокартон, покраска. Общие габариты в плане: 32,4 м х 45, 3 м.
Имеет важное градостроительное значение, оформляя один из перекрестков улиц в центральной части города Пскова. Образец крупной общественной постройки в архитектуре Пскова первой половины XX века. Пример переходного периода от конструктивизма к ориентации на классическое наследие в архитектуре Пскова 1930-х годов. Один из примеров использования типового проекта однозального кинотеатра с последующим приспособлением его к местным условиям.
Фотоархив ГУК НПЦ по охране памятников Псковской области. Коллекция М.И.Семенова.
Калмыков В.П. « Архитектура и проектирование кинотеатров», М., 1941.
Материалы ГП БТИ Псковской области.
Михайлова Т. «Кинотеатр третьего тысячелетия» - «Новости Пскова», 2000, 12 мая, с. 3.
Филимонов А.В. « Поднятый из руин», Псков, 2008, с. 264.
Филимонов А.В.»Псков в 1920-1930-е годы. Очерки социально-культурной жизни», Псков, 2005, с. с.231 -233