-
Общ. сев. фас.
-
Юж. фас. общ.вид
-
Стеф.ц. Вост. фас.
-
Стеф. ц. сев.фас.
-
Св. вор. сев. фас.
-
Св. вор. Киот
-
Фраг. юж. фас.
-
Ст. ц. окно
-
бараб. и глава
-
Инт. вост. палатки
-
инт. зап. палатки
-
инт зап. пал. стена
-
инт. СВ. ворот
-
фрагм. инт. св.вор.
-
инт. трап. ю-з угол
-
инт. трап. Своды
-
фрагм. инт. трап. окно
-
инт. четв. сев. стена
-
инт. четв. южн. стена
-
Ст. ц. вход в четв.
-
Ст. ц. ю-з четв.
-
инт. четв. своды
-
Ст.ц. гнездо
-
Фрагм. инт. четв. Алтарн. стена
-
Общ. вид с С-З
-
Общ. вид сев.фас.
-
Бр. корп. фрагм. сев.фас.
-
Общий видзападного фасада братского корпуса.
-
Бр. корп. Ю-З фас.
-
фрагм. южн. фас. колок.
-
Бр. корп. галерея
-
Колок. сев.фас.
-
Колок. С-З фас.
-
Бр. корп. Инт. 1 яр. колок.
-
Колок. 1 ярус
-
Бр. корп. инт. 1 эт.
-
Бр. корп. вход
-
Бр. корп. инт.2 эт.
-
Бр. корп. инт. 2 эт.ниша-вход
-
Бр. корп. лестн. в колок.
-
Колок. инт. 2 ярус.своды
-
Колок. 3 ярус
-
4 яр. колок.
-
Констр. главы колок.
-
Спасо-Мирожский монастырь Фотография Компрада начала 1870-х годов. Копия.
-
Спасо-Мирожский монастырь.Фотография М.Герасимова начала ХХ века.Копия.
-
Спасо-Мирожский монастырь.Фотография 1926 года.Копия
-
Спасо-Мирожский монастырь.Фотография начала 1960-х годов.Автор Семенов М.И. Копия.
-
Спасо-Мирожский монастырь.Фотография начала 1960-хгодов.Автор Семенов М.И.Копия.
-
Спасо-Мирожский монастырь.Фотография середины 1960-х годов.Автор Скобельцын Б.С.
-
Спасо-Мирожский монастырь.Колокольня.Фотография середины 1972 года.Автор Никитин В.Е.
-
генплан
Церковь находится в юго-восточной части Завеличья, на берегу р. Великой у впадения в нее р. Мирожи. Здание входит в состав северного комплекса построек Мирожского монастыря, расположенных на мысу между рек и является самой ранней постройкой комплекса. Каменная церковь во имя апостола и мученика, архидиакона Стефана, построена в 1403/1404 (по списку П3Л – в 1404-1405) гг. при игуменстве Карпа Черноризца. В конце XVII в. церковь перестроена заново на прежнем месте и освящена в 1713 г. Иконы с изображением Пскова во время осады 1581г. войсками польского короля Стефана Батория, датированные первой четвертью XVII – и рубежом XVII-XVIII вв., показывают два строительных периода здания церкви. На иконе из часовни Владычного креста (протограф перв. четверть XVII в., оригинал 1784 г.) церковь изображена одноярусной, с западной пристройкой-трапезной и примыкающими к ней с запада каменными двухпролетными Святыми воротами. На иконе рубежа XVII-XVIII вв. (т.н. «Икона из лавки Жиглевича») церковь двухъярусная, с пристройкой-трапезной над двухпролетными воротами, и деревянной западной галереей – выходом из церкви. К Святым воротам примыкает с запада деревянная ограда. По данным археологических исследований 1974 г., при вскрытии культурного слоя к северо-западу от существующей церкви, обнаружен фундамент первоначальной постройки, датированной XV веком и атрибутированной как первая Стефановская церковь 1403/1404 г. План «Псковской крепости» 1740 г. показывает Стефановскую церковь и примыкающую к Святым воротам западную деревянную пристройку (вероятно, монастырские кельи). Первое известное описание Стефановской церкви относится к 1766 г. и содержится в Офицерских описях, в составе строений Мирожского монастыря: «На Святых вратах церковь каменная первомученика и архидиакона Стефана. В ней престолов один, под ней две палатки кладовые при них Святые врата и с прикалиткою каменные». В конце XVIII в. деревянные кельи заменены каменным Братским корпусом с воротами, к которым перешла функция Святых ворот Стефановской церкви. В первой пол. XIX в. южный (дворовый) фасад церкви дополнен одноэтажной (судя по небольшой ширине фундаментов) пристройкой, показанной на плане 1857 г. В 1868 г. Стефановская «церковь теплая, 2-х этажная, при ней вверху и внизу находятся кладовые палатки…наверху небольшой с фальшивыми окнами купол, обитый белым железом». В 1884 г. проведен ремонт церкви: «вместо прежнего входа в сей храм устроен новый, более удобный и сделано отдельное помещение для библиотеки. Внутри храма поставлены две новые кафельные печи, потолок и полы переделаны и вместе с вновь оштукатуренными стенами окрашены. Сверх сего устроен новый иконостас в сем храме». В документах 1879 г. упоминается деревянная палата, расположенная с южной стороны, близ алтаря – ризница. Церковные документы 1902, 1904, 1905, 1907 г. упоминают о замене деревянной ризницы на каменную, двухэтажную, перестройке деревянной трапезной под библиотеку, о сооружении новой деревянной паперти и крыльца со спуском из 2-го этажа. В 1914 г. во время пожара от печной трубы сгорели крыша над алтарем и часть крыши ризницы, возобновленные в 1915 г. С 1920 г. церковь архидиакона Стефана и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря «со всем имуществом» находятся под «охраной отдела охраны памятников искусства и старины» Псковского горисполкома; при этом в монастыре числятся двое иеромонахов, протоиерей и двое служителей.(13) В марте-июне 1921 г., при содействии Губмузея, на территории монастыря открыта экскурсионная станция Губнаробразования, рассчитанная на 30 человек с проживанием и кормлением. В сентябре 1921 г. один из иеромонахов монастыря арестован и осужден на 2 года заключения по обвинению «в распространении контрреволюционных и провокационных слухов», а с 6 февраля 1922 г. закрыт для богослужений Спасо-Преображенский собор. В апреле 1922 г., на основании Постановления ВЦИК от 23 февраля 1922 г., Псковской губернской комиссией по учету и изъятию церковных ценностей производится опись и изъятие ценностей Мирожского монастыря. По решению губисполкома от 2 июля 1923 г. Стефановская церковь «подлежит закрытию», однако в начале 1924 г. административный отдел вновь ходатайствует перед Президиумом губсиполкома о закрытии Стефановской церкви на том основании, что церковь является бесприходной, незарегистрированной, не имеет договора о передаче в пользование религиозной группе или обществу. В марте 1924 г. Стефановская церковь была закрыта, а 28 мая закрыт и Мирожский монастырь. Территория, здания и имущество бывшего монастыря перешли в ведение экскурсионной станции, а с 1929 г. – Псковского музея. В 1930 г. помещения Стефановской церкви использовались спортивной базой: в первом ярусе были размещены эллинги для хранения лодок. В период оккупации (1941-1944 гг.) на территории Мирожского монастыря, приписанного к немецкому военному госпиталю, располагался семейный концлагерь (для женщин и детей). Помещения церквей использовались для проживания. В конце 1945 г., в Мирожском монастыре несколько месяцев находилась контора проектной мастерской «Облпроект». С 1946 по 1968 гг. второй ярус церкви и ризницы использовались под жилье: интерьеры были разделены перегородками, устроены печи, вход и деревянная лестница во второй ярус со стороны ризницы. Помещения первого яруса (в том числе и под Святыми воротами) использовались в хозяйственных целях. В 1968 г. Стефановская церковь в составе комплекса Мирожского монастыря передана Псковскому историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику и освобождена от жилого и хозяйственного использования. В 1972-1979 гг. проведено научное исследование и реставрация церкви. В 1980-х гг. церковь использовалась для хранения музейных фондов отдела Мирожского монастыря. В 1994 г. Стефановская церковь передана в ведение РПЦ Псковской епархии и приспособлена для богослужений. Братский корпус с колокольней. Здание Братского корпуса с колокольней примыкает к западному фасаду церкви архидиакона Стефана. Существующему зданию корпуса предшествовали деревянные постройки, о которых известно из ранней иконографии монастыря. Икона с изображением Пскова во время осады 1581г. войсками польского короля Стефана Батория (рубеж XVII-XVIII вв., т.н. «Икона из лавки Жиглевича») показывает северо-западный участок деревянной ограды с воротцами и пристроенные к ней изнутри две жилые деревянные постройки. Первый известный графический источник - «План Псковской крепости» 1740 г., также фиксирует протяженные строения, примыкающие к церкви с запада. Документальные сведения о деревянных постройках встречаются впервые в Офицерских описях под 1766 годом: «Настоятельских келей…от церкви Стефана деревянные на фундаменте деревянном же и с сенями в один апортамент длиною оные кельи тридцать сажен а поперег три сажени с половиною». По указу Псковской Духовной консистории от 3 декабря 1789 г. было предписано: «А как по местоположению имеют к городу каковые покои немалое монастырю придавали украшение, для того ... оные покои разобрать, а на их месте построить каменную колокольню как оной в сей обители не имеется и каменную церковь во имя Святого Николая». Строительства новой церкви с колокольней продолжалось с 1790 по 1799 гг., но не было завершено. В 1800 г. были заложены столбы первого яруса колокольни, где предполагалось устройство новых Святых ворот. В первом этаже незавершенной церкви до 1800 г. находились жилые покои настоятеля Венедикта, но после наводнения, в том же году, покои были переведены в корпус напротив Спасо-Преображенского собора. В помещениях бывших настоятельских покоев разместились трапезная и кухня. Второй этаж здания, предназначенный ранее для Николаевской церкви, использовался для размещения 8 келий монастырской братии. В 1820-м г., одновременно с завершением строительства новых Святых ворот, разобраны верхние части стен четверика недостроенной Никольской церкви и второй этаж корпуса полностью приспособлен для жилья. С конца 1820-х по 1870-е гг. материальное положение Мирожского монастыря было крайне бедственным. Число монашествующих сократилось, средств на содержание зданий не было. По документам 1869-1879 гг. о Братском корпусе сообщается: «Здание стоит впусте».С 1879 г. на средства, выделенные Псковским казначейством, Братский корпус капитально отремонтирован: «В нынешнем году возобновлен монастырский полуразрушенный каменный двухэтажный корпус с пристройкою к оному необходимых каменных же служб… в нижнем этаже помещена трапеза с кухнею». «Ведомости» 1883 г. сообщают: «Каменный корпус построен в 1789 г. и возобновлен в 1879 г…. и сверх того с западной стороны увеличен плитяною пристройкой. В нем находится 8 братских келий, трапеза, кухня, две кладовых». В том же 1879 г. над Святыми воротами была возведена новая колокольня «из плиты и кирпича», покрыта железом, «но не оштукатурена и не отбелена». В 1902 г. Братский корпус и колокольня были вновь отремонтированы под наблюдением псковского губернского архитектора Ф.Нестурха. В марте-июне 1921 г., при содействии Губмузея, на территории монастыря открыта экскурсионная станция Губнаробразования, рассчитанная на 30 человек с проживанием и кормлением. В мае 1924 г. был закрыт Мирожский монастырь. Территория, здания и имущество бывшего монастыря перешли в ведение экскурсионной станции, а с 1929 г. – Псковского музея. С 1930г. во время размещения на территории монастыря экскурсионной базы, корпус использовался как общежитие для туристов. С 1946 по 1968 гг. помещения Братского корпуса использовались под жилье: интерьеры были разделены перегородками, устроены печи, вход в корпус находился в юго-западной пристройке, во второй этаж вела деревянная лестница. Помещения первого этажа, из-за угрозы затоплений и сырости, использовались в хозяйственных целях, а в 1960-х гг. в них был размещен сезонный пункт общественного питания, обслуживающий городской пляж. Помещение первого яруса колокольни использовались для хранения дров. В 1968 г. Братский корпус в составе ансамбля Мирожского монастыря передан Псковскому историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику и освобожден от жилого и хозяйственного использования. В 1972 г. начато научное исследование здания с целью его реставрации и приспособления под музей церковной истории. Приспособление здания осталось незаконченным. В 1994 г. Братский корпус с колокольней переданы в ведение РПЦ Псковской епархии для размещения в нем православной иконописной школы. После 1996 г. проводится приспособление корпуса под новые функции: в первом ярусе колокольни устроена котельная на угольном топливе, в помещения проведены: отопление, водопровод, канализация, электричество. В первом этаже разместились трапезные и кухня, во втором – приемная и две иконописные мастерские. В пристройке находятся настоятельские покои.
Церковь архидиакона Стефана с братским корпусом и колокольней расположены на пологом мысу между реками Великой и Мирожей, в юго-восточной части Завеличья. Здание соединяет в себе три разновременных объема, связанные планировочно и композиционно. Архитектурное единство комплекса в композиции фасадов подчеркнуто общими линиями горизонтальных и ритмом вертикальных членений, близким типом проемов и декоративных мотивов, материалом, отделкой и общей кровлей. Церковь архидиакона Стефана Церковь, расположенная в восточной части комплекса, над р. Великой, представляет собой вытянутый в плане с востока на запад, симметричный по продольной оси прямоугольный объем. Пространственная композиция складывается из двухъярусного четверика и трапезной. Повышенный объем четверика завершен небольшим световым барабаном, увенчан луковичной главой с крестом. Четверик покрыт на четыре ската, крыша трапезной – двухскатная, алтарь покрыт трехгранной крышей. К западной стене трапезной примыкает высокая колокольня, соединяющая церковь с братским корпусом. Церковь поставлена на высокий подклет с двумя палатками и входами в них с южного фасада церкви. К западной к палатке примыкают Святые ворота на столбах – бывший главный вход в монастырь. В основание восточного фасада заложен мощный бык-контрфорс из гладко отесанных квадров гранита на растворе (известковом и цементном). Восточный фасад в нижнем ярусе представляет собой глухую стену с вертикальными столбами-контрфорсами по сторонам. Второй ярус выделен незначительными выступами алтарных апсид с крупным оконным проемом в центре. Западный фасад трапезной почти полностью закрыт стеной колокольни: выступает небольшой фрагмент юго-западного угла здания церкви, оформленный лопаткой с двойной аркой в завершении. Северный и южный фасады церкви почти однотипны по композиции: оконные проемы фасадов расположены симметрично во втором ярусе четверика и трапезной, в третьем световом ярусе четверика. Стена первого яруса северного фасада не имеет проемов; южный фасад в первом ярусе прорезан попарно расположенными дверным и оконными проемами – входами в палатки с боковым освещением. Декоративное убранство фасадов состоит из набора упрощенных элементов нарышкинского барокко конца XVII в. Горизонтальные членения, выделяющие ярусы здания, выполнены в виде поясов с тремя типами декора. Нижний пояс, охватывающий первый ярус церкви, сочетает широкую валиковую тягу с плоским карнизом, декорированным в основании зубчатым орнаментом из столбиков-подвесов. Второй горизонтальный пояс разделяет световые ярусы четверика в уровне венчающего карниза алтаря и трапезной. Пояс состоит из ряда ступенчатых нишек-ширинок, обрамлен простыми тягами. Третий пояс завершает четверик церкви, состоит из широкого ритмичного ряда крупных нишек-ширинок, обрамлен рядами поребрика и тягами, верхний ряд которых переходит в профили венчающего карниза. Карниз барабана декорирован пояском из поребрика, обрамлен валиками. Вертикальные членения фасадов выполнены в виде плоских пилястр, которыми выделены основные объемы здания: алтарь, четверик, трапезная. На северном и южном фасадах четверика боковые пилястры сдвинуты от осей внутренних стен к центру фасадов и выведены до уровня пояса между вторым и третьим световыми ярусами. Угловые пилястры третьего яруса четверика расположены в осях стен четверика, и соответственно, сдвинуты в стороны по отношению к нижним пилястрам. Пилястрами закреплены западные углы трапезной и восточные углы алтарной части. На восточном фасаде, между апсидами, поставлены полукруглые пилястры с высокой базой в основании и капителью с профилем венчающего карниза. Арочные дверные проемы первого яруса южного фасада обрамлены широкими плоскими наличниками с сандриками в завершении. Боковые арочные оконные проемы обрамлены плоскими наличниками в виде пилястр, с валиком в основании и замком в завершении. Над наличниками расположены ступенчатые сандрики. Арочные оконные проемы второго яруса четверика и алтаря декорированы наличниками в виде плоских столбиков с перехватами и гирьками в основании, завершены ступенчатыми сандриками. Под окнами устроены филенчатые ниши с овальными бочками. Центральный оконный проем алтаря, декорированный в аналогичных формах, имеет более развитую пластику: полукруглые пилястры, сложные профили карнизов и сандрика с замком. Арочные оконные проемы второго светового яруса четверика обрамлены наличниками с боковыми полуколонками, ступенчатым карнизом в основании и с фронтоном-сандриком в завершении. Оконные проемы трапезной меньших размеров, имеют арочные четверти и обрамление, аналогичное декору окон четверика, за исключением выступа нижней полочки сандрика. Святые ворота, расположенные под трапезной, выходят на северный и южный фасады церкви и состоят из двух частей: широкой проездной восточной арки и более узкой пешеходной западной арки, разделенных мощными столбами с базами и капителями. Базы, квадратные в основании, завершены круглым в сечении нижним отрезком столба, обрамленным валиками. Капители состоят из двух обломов. В средней части столбов крупные грани стесаны в виде каннелюр. Боковые столбы ворот, оформляющие углы четверика и трапезной, приложены к стенам. Наружные арочные проемы ворот декорированы ступенчатой четвертью и обрамлены архивольтами с замковыми камнями-подвесками. Между арками, по оси центральных столбов, на фасадах устроены глубокие ниши-киоты пятиугольной формы, обрамленные по сторонам колонками с перехватами и гирьками, широкими профилированными наличниками в основании и завершении, увенчанными фронтоном. Внутреннее пространство подворотни перекрыто сомкнутыми сводами с пониженными подпружными арками. Палатки подклета четверика перекрытыми полуцилиндрическими сводами; ниши в западной и восточной стенах палаток перекрыты арочными перемычками. Интерьер второго яруса церкви состоит из высокого двухсветного четверика, алтаря и трапезной. Помещение алтаря перекрыто ползучим сводом, прорезанным крупными треугольными распалубками над тремя окнами с арочным завершением. В жертвеннике устроена ниша со щелевидным проемом дымохода, прорезающим стену апсиды, в диаконнике – служебная прямоугольная ниша. Алтарь отделен от четверика каменной стеной с тремя арочными проемами (переделан в 1996 г.). Четверик перекрыт высоким сомкнутым сводом, прорезанным в центре барабаном с четырьмя узкими оконными проемами. Своды четверика закреплены перекрестными железными связями. Южная и северная стены четверика прорезаны в каждом ярусе парами оконных проемов с арочными перемычками, широкими откосами и подоконными нишами. Над окнами верхнего яруса устроены треугольные распалубки. В откосах нижних оконных проемов четверика сохранились гнезда для закладных брусьев. В центре западной стены четверика находится широкий арочный дверной проем с четвертью, завершенный скругленной распалубкой. В юго-западном углу, в стене, устроена печь (1990-е гг.). Помещение трапезной перекрыто сомкнутым сводом с широкой шелыгой, закрепленным железными связями по оси запад-восток. Южная и северная стены трапезной прорезаны парами оконных проемов с четвертями и треугольными распалубками. В юго-западном углу сохранился небольшой оконный проем с распалубкой, заложенный снаружи стеной поздней колокольни. Проем используется как служебная ниша. В центре западной стены находится вход в трапезную из колокольни, оформленный арочным дверным проемом с четвертью и скругленной распалубкой. Колокольня. К западному фасаду церкви примыкает квадратная в плане 4-хъярусная колокольня, которая является архитектурной доминантой северного комплекса монастыря. Высота фасадов двух нижних ярусов колокольни соответствует высоте фасадов братского корпуса. Восточная и западная стены колокольни, в нижних ярусах приложенных к стенам церкви и братского корпуса, служат мощными устоями сооружения. В северной и южной стенах первого яруса устроены широкие арочные проемы (северный заложен в 1930-е гг.). Расположение проемов и декор фасадов колокольни имеют выраженную осевую композицию. Главный северный фасад колокольни в первом ярусе прорезан оконным проемом с лучковой перемычкой (проем поздний) и трехчастным замком, сохранившимся от арки ворот. Над проемом расположена глубокая ниша-киот с лучковой перемычкой, обрамленная плоскими наличниками с заушинами и завершенная полукруглым сандриком с плечиками, декорированным сложным объемным профилем и зубчиками. По сторонам киота симметрично расположены рустованные пилястры и парные плоские пилястры на высокой базе. Южный дворовый фасад нижних ярусов колокольни заглублен по отношению к фасадам соседних зданий на 2.4 м., прорезан аркой ворот и дверным проемом второго яруса. Арка обрамлена широкими плоскими пилястрами, стянутыми арочным наличником; арочный дверной проем имеет четверть и железные закладные детали (поставы) для одностворчатого полотна. К востоку от проема в стену заложены две храмозданные керамиды из резной известняковой плиты (XIX в.). Третий ярус колокольни, в плане значительно меньше нижних ярусов, возвышается над общей крышей комплекса. Фасады третьего яруса расчленены двумя рядами горизонтальных карнизов, покрытых железными отливами. Нижний карниз декорирован узкими тягами; верхний – объемный, полного профиля, с поясом сухариков и тремя филенчатыми нишами в основании. Углы третьего яруса закреплены плоскими пилястрами, в центре северного фасада находится прямоугольный оконный проем, по сторонам которого расположены парные вертикальные тяги, имитирующие пилястры. Южный, восточный и западный фасады имеют аналогичный декор за исключением оконного проема. Четвертый ярус, квадратный в плане, является собственно колокольней. Четыре фасада яруса однотипны, прорезаны крупными арочными проемами, обрамленными по сторонам утопленными наличниками и завершенными выступающими арочными наличниками с узким карнизом и замком. Горизонтальными членениями являются: широкий филенчатый пояс в основании проемов, и венчающий карниз сложного профиля с поясом сухариков. Углы закреплены плоскими лопатками; по сторонам проемов расположены попарно лопатки. Нижняя часть проемов ограждена деревянным балясником, в пяты проемов введены деревянные брусья для подвески колоколов. Над четвертым ярусом находится низкий квадратный постамент с подшивным карнизом, на котором установлена крупная железная граненая глава, увенчанная яблоком и крестом. Интерьер первого яруса колокольни представляет собой помещение, перекрытое высоким полуцилиндрическим сводом; в интерьере второго яруса крестообразный план создан широкими арочными нишами (разгрузочные арки). Пол поднят сводом нижнего яруса, в восточной и западной стене устроены узкие арочные проходы с лестницами в церковь и в братский корпус. В толще южной стены устроен арочный проем с прямыми откосами, ведущий на деревянную галерею с лестницей, крытой на два ската – главным входом в церковь (реставрация 1976 г.). К северной стене второго яруса примыкает деревянная лестница, ведущая на третий ярус. Помещение третьего яруса, квадратное в плане, имеет одно северное окно с лучковой перемычкой и небольшую лестницу, ведущую на открытый четвертый ярус. Межъярусные перекрытия деревянные, по балкам. Братский корпус. К западной стене колокольни примыкает Г-образный в плане, двухэтажный протяженный объем братского корпуса, с юго-запада дополненный небольшой пристройкой. Корпус покрыт трехскатной крышей, пристройка крыта на два ската. Здание поставлено на высокий цоколь (во избежание наводнений). Главный северный фасад в первом и втором этажах прорезан парами оконных проемов, ритм которых повторяет расположение оконных проемов церкви. Проемы южного дворового фасада расположены функционально, в осях, при различной ширине простенков. Проемы западного торцового фасада сдвинуты к углам, расположены в осях; в центральной части фасада устроены ниши, имитирующие оконные проемы. Различные типы проемов западного, восточного и южного фасадов пристройки расположены функционально, со смещением осей. Фасады корпуса по всему периметру охвачены плоской горизонтальной тягой, разделяющей этажи. На западном фасаде и в угловой северо-западной части фасада под тягой расположены фрагменты ступенчатого пояса, аналогичного междуэтажному поясу церкви. Венчающий карниз состоит из двух рядов орнаментальных тяг с зубчиками. Центральная часть северного фасада, сохранившая следы третьего яруса не завершенной Николаевской церкви, не имеет венчающего карниза. Углы корпуса закреплены плоскими пилястрами, северный фасад расчленен пилястрами, расположение которых соответствует трехчастному делению интерьера (оси пилястр и соответствующих капитальных стен смещены). В уровне междуэтажной тяги пилястры декорированы ступенчатым профилем – подобием капители. В уровне венчающего карниза – стилизованной капителью. Декор оконных проемов состоит из плоских наличников и сандриков. Прямоугольные оконные проемы первого этажа всех фасадов корпуса обрамлены широкими плоскими наличниками с полочкой в основании, с заушинами и замком в завершении. Оконные проемы второго этажа, высокие, с лучковыми перемычками, обрамлены плоскими наличниками с заушинами и завершены сандриками трех типов. В проемах боковых частей северного и западного фасадов сандрики в виде профилированных фронтонов; в центральной части северного фасада – в виде плоских полочек, над которыми устроены филенчатые ниши и сохранились боковые части плоских наличников окон незавершенной Николаевской церкви; в центре западного фасада ниша, имитирующая окно, завершена полукруглым профилированным сандриком с плечиками. Под окнами второго этажа находятся прямоугольные филенчатые ниши. Проемы второго этажа южного фасада декорированы плоскими наличниками с заушинами и полочками в завершении. Дверной проем в первый этаж устроен в юго-восточном углу восточного помещения; вход во второй этаж аналогичного помещения устроен из галереи. Вдоль южного фасада, в уровне первого и второго этажей, устроена деревянная галерея на столбах, с дощатой обшивкой (реставрация 1979 г.), примыкающая к восточному фасаду пристройки. На второй ярус галереи ведет металлическая лестница, расположенная в ее восточном торце. Юго-западная пристройка, двухэтажная, прямоугольная в плане, вытянута по оси север-юг. На восточном дворовом фасаде пристройки находятся три двери: главный вход - в юго-восточном углу здания, служебный – в северо-восточном углу, из-под галереи, и второй служебный - во втором этаже галереи. В центре второго этажа дворового фасада пристройки устроен прямоугольный оконный проем. Южный торцовый фасад пристройки завершен щипцом, в первом и втором этажах прорезан парой оконных проемов, смещенных к востоку, и одним небольшим квадратным проемом, освещавшим лестничную площадку. Под крышей устроено квадратное чердачное окно. Западный фасад пристройки в первом этаже прорезан двумя оконными проемами, одним междуэтажным узким окном и тремя оконными проемами во втором этаже, причем центральное окно шире боковых. В юго-западном углу второго этажа фасад прорезан проемом, освещавшим лестничную площадку. Фасады пристройки оштукатурены и побелены, декор отсутствует. Юго-восточный и юго-западный углы в уровне первого и второго этажей закреплены анкерными связями (реставрация 1976 г.). Планировка Братского корпуса однотипна в первом и втором этажах, имеет трехчастное членение капитальными стенами. В первом этаже сохранились следы анфилады: арочные дверные проемы устроены в осях оконных проемов западного фасада. В восточной стене восточного помещения расположены две широкие арочные ниши. В южной стене западного помещения устроен дверной проем в пристройку. Во втором этаже сохранились следы планировки зального типа: поперечные стены были прорезаны симметрично расположенными, сквозными арочными проемами, заложенными в 1990-х гг. Следы арок сохранились в западном коридоре корпуса. В восточной стене восточного помещения корпуса расположены две широкие арочные ниши, предназначенные для алтаря незавершенной Николаевской церкви. Оконные проемы первого и второго этажей в интерьере имеют широкие откосы и подоконные ниши. Перекрытия первого и второго этажей плоские, по балкам. В интерьере пристройки сохранилась лестница во второй этаж, расположенная у южной стены. Перекрытия помещений плоские, по балкам. Фундаменты церкви ленточные, бутовые, на известковом растворе. Материал стен: известняковая плита на известковом растворе, большемерный кирпич (декоративные элементы). Стены фасадов и интерьеров оштукатурены и побелены известью. Полы покрыты современной плиткой. Габариты: 25.5 х 10 х h18.9 м. (до креста) Фундаменты колокольни, братского корпуса и пристройки ленточные, бутовые, на известковом растворе. Материал стен: известняковая плита на известковом растворе, кирпич (декоративные элементы). Стены фасадов и интерьеров оштукатурены и побелены известью. Полы служебных помещений покрыты современной плиткой, линолеумом. В помещениях второго этажа полы дощатые. Габариты колокольни: 8.5 х 6.5 х h 24.4м. (до подкрестного яблока) Габариты Братского корпуса: 19 х 10.9 х h11 м. Габариты пристройки: 9.25 х 7.10 х h10.7 м.
Церковь архидиакона Стефана с братским корпусом и колокольней являются ведущей градостроительной доминантой в прибрежной панораме рек Великой и Мирожи. Комплекс представляет собой единственный сохранившийся в Пскове образец архитектуры рубежа XVII – XVIII вв., сочетающий элементы нарышкинского барокко с приемами псковского средневекового зодчества, классицизм - с элементами неоклассики. Памятник обладает тонкой гармонией архитектурного образа, выраженного в композиции, разнообразии декоративных элементов и их соподчиненности между собой.
Второй этап комплексного исследования и реставрационных работ проводился в 1972–1978 гг. ПСНРПМ при участии ЛОИА АН СССР и ПИХАМЗ под руководством архитектора В.А.Лебедевой. Документация хранится в Псковском филиале ФГУП института «Спецпроектреставрация». Паспорт хранится в Государственном Комитете Псковской области по культуре.
ИИМК АН РФ 1 63-1902
РГВИА 3/349 37 11863
РГАДА 280 3 535 2-2об.
ПГоИАХМЗ, древлехранилище фонд И.Ф.Годовикова Атлас, л. V, VII, VIII. 1857г.
ГАПО 39 1 1034 196-196об, 197, 1900 г.
ГАПО, 353 1 15 4-4об 902-1906 гг.Ушаков Ф.А. Псковский Спасо-Мирожский монастырь Псков, 1902
ГАПО 39 1 5852 5 1914 г.
ГАПО 590 2 65 7 1920 г.
ГАПО 590 2 49-а, ч. II л. 93об 1921 г.
ГАПО 590 1 861 125, 126, 128-130, 1921 г.
ГАПО 590 1 1015 56-56об. 1922 г.
ГАПО 590 1 11353 38-39, 74-76 1923 г.
РГАДА 280 3 535 2-2об.
ГАПО 39 1 5786 908-1916 гг.
ГАПО 74 1 220, 8 5-8 1820 г.
ГАПО 39 1 1034 198-198об 1900 г.
ИИМК АН РФ 29 1377 7
ИИМК АН РФ фотоархив, альбом № 1697, №№ 23-24
ГНИИА им. А.В.Щусева, фотоархив, №№ 28077, 2948, 2945, 2946, 20584, 20585, 20586
ПГоИАХМЗ Иконы
Болховитийов Е."История княжества Псковского», Киев, 1831
Василев И.И. Псковский Спасо-Мирожский монастырь. Псков, 1868, 6
Ж. «Экскурсионное дело», Пб, 1921, №№ 2, 3; Пб, 1923, №№ 4,5
Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей с показанием начала построения оных. СПб, 1819, 90
Материалы ГП БТИ Псковской области.
Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., 224
Псковские летописи. М.2000 г., 31, с. 111
Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. Вып. 1.2000 г., 43-44
Спегальский Ю,П. Псков. М., "Искусство", 1963 г., 262
Филимонов А.В. Псковские монастыри в первые послеоктябрьские годы. Псковский край. ПГПИ, 2000, 265