Мирожский монастырь один из самих древних памятников архитектуры, древнерусской монументальной живописи и культуры Пскова. С монастырем связывают один из первых летописных центров псковской вечевой республики /ХII-ХIV вв./, по предположениям некоторых исследователей здесь был переписан протооригинал Мусин-Пушкинского списка "Слова о полку Игореве" и был создан ряд произведений древнерусской литературы (один из древнейших - "Послание Есифа к детям" конца XIII века). Первые летописные упоминания о монастыре относятся к середине ХII столетия. I-я и IV-я Новгородские летописи сообщая под 1156 г. о кончине новгородского архиепископа Нифонта перечисляют его последние деяния, в том числе: - " … а в Пскове св.Спаса церковь зда каменну". В житие Нифонта сообщается о том, что архиепископ наделил монастырь землями. Можно предположить, что Нифонт и приказал расписать собор фресками /летописных сообщений о росписи собора до нашего времени не дошло/. История монастыря, который не был никогда укреплен и жестоко страдал от вражеских набегов, богата кровавыми событиями. Уже под 1299 г. Псковские летописи сообщают о набеге немецких рыцарей на Псков и смерти игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа исследователь Л.А.Творогов связывает "Послание Есифа к детям" и считает его возможным заказчиком псковского списка "Слова о полку Игореве". В 1404 г. летопись сообщает, о построении Карпом Стефановской церкви, которая выстроена заново /или перестроена/ в камне в 1546 г. Святые ворота относятся к тому же времени. В ХV-ХVI вв. В ансамбле монастыря, кроме собора и Стефановской церкви, существовали еще какие-то постройки. Летопись сообщает под 1463, 1471, 1474 гг. о расквартировании стрельцов московского войска (до 100 человек), в стенах Мирожского монастыря. В ХVII в. появляются кельи, видимо, деревянные, на каменных подклетах дошедшие до наших дней. В экономическом отношении монастырь переживал спады и подъемы, связанные с войнами. Сильно подорвали благосостояние монастыря осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 и шведами в 1615 гг. Некогда богатый монастырь к концу ХVIIIв. приходит в постепенный упадок. Сохранилось подробное описание ансамбля на 1766 г. Кроме Преображенского собора, покрытого тогда тесом, в нем рассказывается о всех остальных многочисленных постройках и службах монастыря. Из каменных зданий существует лишь Стефановская церковь (также крытая обветшавшим тесом). 2 настоятельские кельи (одна на каменном "погребе"), братские кельи на 8 "апартаментов", амбары - "магазеины", мельница, конюшна, каретная, пивоварня, кузница, бойня, солодежня - все постройки деревянные, пришли в ветхость и нуждаются в ремонте. Однако перечисление построек, садов, огородов монастыря, прудов для "посажения ценной рыбы", говорит о том, что еще в первой половине ХVIII в. монастырь жил полнокровной, самостоятельной жизнью. В 1789 г. выстроено было здание Братского корпуса. В 70-х годах XIX столетия между Братским корпусом и Стефановской церковью встраивается колокольня. После Великой Октябрьской революции в 1922 г. монастырь прекратил свою деятельность, памятники архитектуры стали объектом музейного показа. В настоящее время ансамбль находится в стадии исследования и реставрации. Спасо-Преображенский собор недолго простоял в своем первоначальном виде, Позакомарное покрытие в условиях Пскова вызывало скопление снега и воды в пазухах и, как следствие, протечки и намокание кладки. Поэтому очень скоро собор получил пощипцовую тесовую кровлю. Однако, и в таком состоянии /с низкими угловыми помещениями/ собор простоял очень недолго. Не позднее XIII в. были надстроены палатки над угловыми помещениями. Позднейшие переделки еще больше исказили облик здания. Шестнадцатискатное покрытие было сменено на восьмискатное, глава вместо шлемовидной стала луковичной, Точной даты пристройки притвора не сохранилось, но по характеру кладки, можно датировать его ХV-ХVI вв. Звонница была пристроена к собору еще позднее. Вероятно, к этому времени фрески собора были уже забелены. В течение ХVII-XIX вв., собор неоднократно переделывался и ремонтировался. В документах конца ХVIII в. кровля его описывается четырехскатной, тесовой. Только в 1877г. Спасо-Преображенский собор покрыли железом, С западной стороны была пристроена (ныне уничтоженная) деревянная паперть на кирпичных столбах. Неоднократно ремонтировался сменивший фресковую живопись иконостас (сам иконостас, ныне утраченный, относился к XVI в.). В 1858 г. в соборе были обнаружены древние фрески. О переделке теплой Стефановской церкви, пока не проведено ее тщательное исследование, можно говорить только приблизительно. Первоначально вход в нее был, очевидно, с запада, а сама церковь была 2-этажной. Но описанию конца ХVIII в. она имеет тесовую кровлю, главу крытую деревянной чешуею. В 1786 г. отпускаются средства на ее ремонт. В начале XIX столетия к Стефановской церкви пристроили деревянную паперть. Все здание было отремонтировано и крыто железом (купол был еще ранее обит железом) в 1878 г. В конце XIX в. в храме была устроена библиотека, в связи с чем были подрублены пяты сводов церкви и между притвором и приделом пробиты арки. Братский корпус стал перестраиваться после первого же наводнения, затопившего его первый этаж. В первом этаже размещались настоятельские кельи. После наводнения 1800 г. настоятельские кельи перевели во флигель напротив собора, а в первом этаже сделали трапезную, кухню и 2 кладовые. Братские кельи переведены во 2-й этаж. В связи со строительством колокольни в 70-х годах XIX столетия двусветная часть центра братского корпуса была сломана, и корпус был подведен под одну кровлю. В связи с приспособлением корпуса под жилье, помещения корпуса в 1945 г. разделили перегородками на мелкие помещения. Колокольня встроенная между Братским корпусом и Стефановской церковью снаружи практически не потеряла первоначального облика, интерьер колокольни потерял свою первоначальную отделку. В 1887 г. Спасо-Преображенский собор было предложено осмотреть академику архитектуры З.В.Суслову, которой ходатайствовал перед Академией художеств о его реставрации. С 1887 г. по 1893 г. Суслов провел исследование собора, раскрыл все фрески, с которых в 1893 г. художники Блазнов и Фомин под руководством Суслова сняли кальки и несколько цветных выкрасок. В том же году Академия художеств прекратила ассигнования на реставрацию и работы были остановлены. В 1897 г. по ходатайству монастырских властей Николай II приказал "возобновить" собор из монастырских средств. Собор отремонтировали, сделали бетонное основание с каналами для отвода полых вод. В 1899-1903 г.г. группой палехских иконописцев под руководством Н.М.Сафонова фрески были зачищены, промыты и прописаны заново клеевыми красками. Часть сюжетов была раскрыта в 1927-29 гг. группой реставраторов под руководством А.И. Анисимова, в настоящее время бригада художников-реставраторов ВСНРПМ под руководством Д.Е.Брягина проводит работы по полному раскрытию древней живописи от записей. С 1861 г. собор Мирожского монастыря привлекал к себе внимание многих историков древнерусского искусства, таких как М.В.Толстой, И. И. Василев, А.М.Павлинов. С 1886 по 1902 г. проводились частичные архитектурные реставрации памятника. Больше других вложил в дело исследования собора в эти годы академик В.В.Суслов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сгорела луковичная глава собора и кровли на четверике, апсидах и притворе. В 1946 г. покрытия собора и глава были восстановлены в формах 1902 г. Архитектурные исследования собора 1947-1948 гг. были проведены архитектором-реставратором Алферовой Г.В. Исследования Романова К.К. хранятся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Ансамбль Мирожского монастыря находится на левобережном мысу, омываемом с востока рекой Великой, с севера и запада - рекой Мирожкой, впадающей в Великую. Окруженный невысокой оградой, он занимает площадь около 1.6 га. Доминирующее положение в центре ансамбля занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р.Великую. С запада от собора расположены бывшие настоятельские кельи, сохранившие древний /ХVII в./ подклет. На северной границе монастыря возвышается веками формировавшийся объем, состоящий из трех разновременных сооружений - Стефановской церкви, братского корпуса и колокольни. В юго-западной части территории расположен плодовый сад. Второй вход в монастырь сохранился с южной стороны. Длина ограды монастыря около 400 м. Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию Стефановская церковь - надвратные, Святые ворота, расположенные в первом ее этаже издавна служили главным входом в монастырь. Южнее Спасо-Поеображенского собора находятся бывшие кельи монастыря /ныне жилой дом/, стоящий на подклете XVII в. Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора /ХVI в./ увенчанного в северной части звонницей. Основной объем - крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада - небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м). Здание не имеет внутренних столбов, поэтому барабан покоится на стенах внутренних концов креста /на пониженных подпружных арках/. Концы креста различны по длине, хотя все имеют почти одинаковую ширину. Диаметр апсиды шире основания восточного конца креста. Возможно, что это сознательный прием, связанный с задачей усиления впечатления от фресок на стенах алтарной части и показа их в более сложном ракурсе для подчеркивания значения центральной композиции "Деисуса". Фрески в алтаре были хорошо видны входящим в храм, т.к. древняя алтарная преграда не превышала по высоте 2,5 м и не закрывала апсиду. Концы креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. В древности покрытия собора были разнообразными по форме. Западные помещения между концами креста имели позакомарные покрытия, дающие симметричное завершение этим объемам. Восточные помещения, т.е. диаконник и жертвенник, были перекрыты полусферами. Над ними возвышались повышенные объемы креста, имевшего также позакомарное покрытие. Барабан с восемью окнами был увенчан в ХII в. шлемовидной главой покрытой свинцом; в ХVI в. она была крыта желтой черепицей. Окна в соборе располагались в два света. В настоящий момент храм имеет четырехскатное покрытие с железной кровлей. Современная глава сделана в форме луковицы, покрытой деревянным лемехом. Часть оконных проемов растесано, некоторые превращены в двери, ведущие в угловые палатки хор. Окна барабана широкие и высокие. Из всех псковских памятников культового зодчества только Ивановский собор имел такие окна. Спасо-Преображенский собор первоначально не имел ни крылец, ни притвора. Существующий в настоящее время притвор представляет собой трехчастное в плане длинное, узкое помещение, разделенное двумя арками. Арки опираются своими пятами на лопатки западного фасада. Перекрыт притвор цилиндрическими сводами, перекинутыми перпендикулярно аркам. На северной стене притвора стоит двухпролетная звонница неодновременная притвору. Звонница имеет Фронтончики над каждым пролетом; сами пролеты образованы круглыми столбами, поставленными на кубические базы и увенчанные квадратной формы плитами. Здесь висели большие колокола, а под ними находился другой ярус звона для более мелких колоколов, состоящих из трех различных по величине арочных пролетов. Декоративной обработки фасадов памятника практически нет. Ложные закомары, отвечающие конструктивной схеме здания, составляют его единственное украшение. Широкий барабан увенчан аркатурным поясом. Ближе всего к своему первоначальному облику восточный фасад с мощным полуцилиндром главной апсиды, выходящей к обрыву на берегу реки Великой. Материалом стен собора является псковская известняковая плита чередующаяся с рядами плинфы. В качестве связующего употребляется известковый раствор с добавлением кирпичной крошки - цемянка. Первоначально здание было обмазано бледнорозовым цемяночным раствором. В настоящее время оно побелено. Весь собор кажется несколько приземистым за счет того, что он врос в землю /мощность культурного слоя около 1.5 м/. Основные габариты храма по оси зап.-вост.- 23 м, по оси север-юг - 16.5 м. Фресковая живопись собора. Временем исполнения росписи Спасо-Преображенского собора условно считается 1156 г. - год смерти епископа Нифонта. Фресковые композиции храма сохранились почти полностью /окончательное определение степени утрат уточнится после расчистки живописи от записей Сафонова/, и их размещение на стенах собора следует той системе распределения религиозных композиций, которая в XI -XII веках сложилась в странах православного Востока. На Руси лишь фрески Спаса на Нередице в Новгороде /ХII в./ почти полностью сохраняли сюжетные циклы, но они разрушены в годы Великой Отечественной войны, большая же часть древних росписей дошла до наших дней лишь в небольших фрагментах. Поэтому Мирожские росписи, представляющие классический образец живописи ХII в. и сохранившие почти все композиции приобретают огромную художественную ценность. Были ли авторами Мирожских фресок византийские художники, или это были русские мастера, определить пока трудно. Но композиционные схемы близки греческим образцам: византийские типы лиц, одежды. Уцелевшие надписи сделаны на греческом языке - Стиль Мирожских росписей условен. Фигуры развернутые на плоскости почти лишены моделировки и тяжеловесны. Складки одежд, лица прочерчены линиями. Отсюда известная сухость живописи. Распределение композиций на стенах храма строго канонично. Они следуют одна за другой в виде непрерывного фриза. В центральной апсиде - алтаре изображена Евхаристия, над Евхаристией - Деисус. Христос восседает на троне с книгою судеб в руках, по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Живопись жертвенника почти вся новая. В диаконнике - древнее изображение ангела с жезлом. Росписи в средней части храма выражают идею торжества христианства. В куполе представлена композиция Вознесения. В барабане Богоматерь, два ангела и двенадцать апостолов, ниже 16 пророков со свитками. В парусах сводов - четыре евангелиста. На восточном склоне предалтарной арки изображен храмовый праздник - Преображения, в южном своде - Сретение. На северном и западном сводах фрески были в очень плохой сохранности и написаны заново. На стенах и верхних частях столбов, поддерживающих арки, изображены Новозаветные события. На стене Распятие, Исцеление слепого, Положение во гроб, Суд у первосвященника, Жена помазывает ноги Христа миром, Беседа с самаритянкою, Сошествие во Ад. На предалтарных столбах - Благовещение, фигуры Архангела Гавриила /композиция расчищена/. В нижних частях стен и столбов изображение мучеников, мучениц и преподобных. В западной части стен южного нефа был представлен сильно поврежденный богородичный цикл, сейчас он почти заново переписан. Живопись выполнена в технике фрески на однослойном грунте беловато-кремоватого оттенка, приготовленного из извести с примесью истолченного кирпича. Подготовительный рисунок групповых композиций и отдельных изображений нанесен на верхний слой грунта желтой охрой. Все изображения, за исключением нимбов, писаны без графьи. Фоны нанесены по зеленовато-серой рефти. Колористический строй Мирожских фресок основывается на изысканных сочетаниях холодных синих, зеленых, фиолетовых тонов. Стефановская надвратная церковь, братский корпус и колокольня представляют собой единый объем, состоящий из различных по высоте и архитектурным формам зданий, создающих гармоничное по силуэту сооружение. Стефановская церковь в настоящий момент делится на 3 этажа, в древности была двухэтажной. Первый этаж - трехчастный в плане - на западе Святые ворота с несимметрично расположенными столбами, с востока два прямоугольных помещения перекрытых цилиндрическими сводами с распалубками. Оконные проемы подклета обращены на юг. Вход в подклет также с юга. 2-й этаж состоит из основного объема храма и притвора. Апсидная часть четверика снаружи трехчастная, однако дьяконник и жертвенник изнутри выражены слабо развитыми нишами. 2 столба четверика скрыты в поздней перегородке. Притвор храма также разделен поздними перегородками, перекрыт притвор цилиндрическим сводом с распалубками. Перекрытие основного объема четверика - крестовый свод находится в объеме третьего этажа и завершается световым барабаном. На барабане глава в форме луковицы. Колокольня четырехъярусная, в 1-м ярусе застроенные ныне ворота. 2-ой ярус представляет собой небольшое помещение, через которое попадали из братского корпуса в Стефановскую церковь, на 4-м ярусе открытом с четырех сторон висели колокола. Братский корпус двухэтажный, хотя имел первоначально во втором этаже повышенную двусветную часть и симметричную композицию. Перекрытия братского корпуса и колокольни - плоские. 2 поздних пристройки к югу от всего объема здания - двухэтажные, не представляют интереса. Декор здания разностилен : московские формы наличников и украшений Стефановской церкви, типичная для XIX в. классическая ордерная схема колокольни с рустованными пилястрами в первом этаже. Архитектурный декор братского корпуса очень скромен - это наличники 2-го этажа, карнизы украшенные сухариками, междуэтажная тяга. Основным материалом стен всего объема является известняковая плита. Колокольня и братский корпус построены с применением кирпича в отделке деталей. Все здания обмазаны и побелены.
Ансамбль Мирожского монастыря самый древний, и уже по одному этому, самый бесценный памятник псковской культуры. Спасо-Преображенский собор является единственной хорошо сохранившейся постройкой архиепископа Нифонта на Руси. Прообразом собора послужили византийские провинциальные крестовые постройки. Кроме того, архитектура его своими корнями - приемами композиции, техникой кладки, тесно связана с каменным строительством Киева и Новгорода, предшествующего периода. Собор отличается строгостью лаконичностью, характерной для культовых построек XI-ХIIвв. В архитектурных формах собора были заложены элементы дальнейшего развития культовых построек Пскова. Простота объемов, асимметрия в их расположении, живописная лепка стенных плоскостей - вот призмы, которыми будут пользоваться псковские зодчие еще на протяжении четырех столетий.
обследование
расчистка живописи и укрепление
расчистка живописи и укрепление
ремонт
расчистка живописи и укрепление
обследование
консервация фресковой живописи
повелел построить
Авед
похоронен
ЛОИА, Ф.29, Материалы К.К.Романова. д.402, с.13.
ЛОИА, ф.1, д.63,ч.1, лл.6,27-32, 38,39 и сл. 20 чертежей, 34 фото и 4 сметы на реставрацию исп. В.В.Сусловым. ч.II-V, VII.
Павлинов А.М., История русской архитектуры. М., 1894, с.30-37.
Псковские летописи. М.,1955, т.I-II.
Суслов В.В. Материалы и истории древней Новгородско-Псковской архитектуры. СПб,1887, с.7
Толстой М. Святыни и древности Пскова. М., 1851., с.65-69, рис.16.
Успенский А., Фрески церкви Спаса-Мирожского монастыря. М., 1910.
Ушаков Ф.А. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса. Псков, 1901,, Спасо-Мирожский монастырь в Пскове. Псков, 1902.
ЦГАДА, Ф.280, Офицерские описи. оп. III. № 535 л.11.
ЦГИА, Ф. Академии Художеств. д.48. Альбом ПАРМ ЛОИА фотоархив д.355.3.
ЦГИА, Ф. Академии художеств. д.48, л.48-59 об. Пояснительная записка, смета и 9 чертежей исп. В.В.Сусловым.
hidden |
Монастырь Спасо-Мирожский. Кельи братские.
Псков г./Мирожская наб, 2 |
hidden |
Спасо-Преображенский собор
Псков г./Мирожская наб, 2 |
|
hidden |
Стефановская церковь
Псков г./Мирожская наб, 2 |
hidden |
Монастырь Спасо-Мирожский. Дом настоятеля.
|
|
hidden |
Монастырь Спасо-Мирожский. Церковь архидиакона Стефана с братским корпусом и колокольней
Псков г./Мирожская наб, 2 |
|||